Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Путешествие в Страну Сообразилию


МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш»
МР Учалинский район Республики Башкортостан
Конспект
образовательной деятельности по области «Речевое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в Страну Сообразилию»
Воспитатель
I квалификационной категории
Гайсина Г.Н.
г. Учалы
2017 г.
Образовательные области: «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель:Создание для воспитанников условий для полноценного развития всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, формирования словаря, развития звуковой культуры речи.
Задачи.
Образовательные: Совершенствовать у детей звуковую культуру речи, связную речь, слуховое внимание.
Развивать умение делить слова на слоги, составлять сложные предложения.
Расширять и активизировать словарь детей за счет подбора антонимов, синонимов, глаголов.
Развивающие:Развивать умение детей давать развернутые ответы, умение аргументировать свой ответ.
Продолжать раскрывать творческие способности и воображение.
Развивать двигательную активность по средством игровых двигательных заданий.
Формировать навыки безопасного поведения в помещении во время ОД.
Воспитывающие:Воспитывать чувство коллективизма, целеустремленность, умение видеть результаты своего труда. Развивать интерес к родному языку.
Предварительная работа: Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»; игры и упражнения на развитие умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, состав предложений. Разучивание скороговорок.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, обыгрывание ситуации, использование художественной литературы, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, демонстрация слайдов.
Материалы и оборудование: Магнитофон; проектор; слайды; фланелеграф; деревянные кирпичики; гимнастические дуги; канат; модель Цветика-семицветика, выполненная из картона; лепестки картонные (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), прикрепленные в разных частях групповой комнаты; белые картонные лепестки по количеству детей; мяч; стебель с серединкой от Цветика-семицветика; картинки размером 10×10 см с изображением карандаша, шкафа, флажка, куста, топора, ракеты, автобуса, сундука, ключа, чайника; картинки размером 12×12 см с изображением корзинки, ласточки, комара, подушки, дома, мака; цветы картонные красного и голубого цвета; картонное плоскостное изображение домика; столы для детей; краски акварельные; кисточки; баночки с водой; салфеточки; палитра (по количеству детей).
Ход ОД:
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель: - Настал день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, приветливы и ласковы.
Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои любимые сказки (Дети называют)
- А за что вы любите сказки? (Высказывания детей)
- Да, ребята, в сказках происходят разные чудеса, превращения. Все сказки учат добру, учат быть честными, помогать друг другу. Вот послушайте отрывок из одной сказки и вспомните её название.
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки В.Катаева
«Цветик-семицветик».
- Узнали сказку? А давайте вспомним, что помогало девочке Жене в её приключениях? (Цветик-семицветик)
- Что получалось у неё при помощи этого волшебного цветка? (Склеить мамину любимую вазочку, оказаться на Северном полюсе и т.д.)
- Ребята, а сегодня Цветик-семицветик оказался у нас
Воспитатель показывает детям макет Цветика-семицветика
- Хотите сегодня с помощью Цветика попасть в сказочную Страну Сообразилию? Это очень интересная страна! Путешествовать по ней разрешается только очень умным, сообразительным, добрым ребятам. Я уверена, что вы именно такие. Давайте закроем глаза и попросим Цветик-семицветик помочь нам попасть в Сообразилию.
Включается магнитофонная запись шума ветра.
Дети закрывают глаза и произносят слова:

- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в Сообразилии!
Включить на экране слайд с изображением сказочной Страны.
В это время воспитатель прячет Цветик-семицветик и берёт в руки стебель с серединкой Цветика.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: - Вот мы и очутились в этой чудесной Стране! Ой, ребята, пока мы говорили заветные слова, налетел волшебный ветер, сорвал все лепестки и раскидал по всей Стране Сообразилии. У меня в руке остался лишь стебелек... Чтобы вернуться обратно в группу нам нужно собрать все лепестки. А заодно и попутешествуем по этой волшебной Стране.
- Давайте вспомним, какого цвета были лепестки. Подскажу, что они были всех цветов радуги.
На экране появляется слайд с изображением радуги.
- Лепесток какого цвета найдём первым? (Красный)
- Он прилетел на Лужайку Соображайку. А чтобы соединить красный лепесток со стеблем, нам нужно ответить на вопросы: назовите как можно больше слов, обозначающих:
- игрушки
- овощи
- деревья
- профессии
- цветы
- диких животных
- кухонную посуду
- чайную посуду
- птиц
- Молодцы! Мы можем взять красный лепесток и соединить его со стеблем. Теперь отправимся за оранжевым лепестком. Он улетел на Остров Скороговорок. Попасть на этот остров можно по «кочкам».
Дети друг за другом шагают по «кочкам» (разложенным деревянным кирпичикам)
- Мы оказались на Острове Скороговорок. Давайте встанем в круг и выполним задание, чтобы вернуть оранжевый лепесток. Поиграем в игру «Передай скороговорку по кругу». У меня в руке мяч, я скажу скороговорку «У четырех черепашек четыре черепашонка» и передам мяч соседу, сосед тоже должен произнести скороговорку и передать мяч своему соседу и так по кругу, пока мяч не вернется ко мне.
Проводится игра «Передай скороговорку»
- Ну вот, мы можем вернуть на место оранжевый лепесток. Отправляемся за желтым лепестком в Звукоград. Но в пути нам встретятся поваленные деревья. Осторожно пролезем под ними.
Дети пролезают под дуги и оказываются в Звукограде (у желтого лепестка)
- В Звукограде живут разные звуки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук». Сначала будем ловить гласные звуки. Я называю разные звуки, если услышите гласный звук «поймайте» его (хлопните в ладоши).
Аналогично проводится игра «Поймай согласный звук»
- А ещё вы видите здесь картинки. Я возьму картинку с изображением карандаша и поставлю её на фланелеграф. Будем составлять цепочку из слов. Следующей будет картинка из слова, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш». Какую картинку мы поставим после карандаша? (Шкаф)
Проводится игра «Звуковая цепочка»
(карандаш-шкаф-флажок-куст-топор-ракета-автобус-сундук-ключ-чайник)
- Молодцы! Можем взять желтый лепесток и прикрепить к стебельку! А впереди – путь через пропасть к зеленому лепестку. Через пропасть осторожно перейдем по канату.
Дети переходят по канату и оказываются у наборного полотна с картинками
- Мы оказались в Переулке слогов. Посмотрите на картинки и назовите слово:
- в котором три слога, третий слог «ка» (корзинка)
- в котором три слога, второй слог «точ» (ласточка)
- в котором два слога, второй слог «мар» (комар)
- в котором три слога, второй слог «душ» (подушка)
- А теперь я брошу кому-то из вас мяч и назову первый слог, вы должны придумать слово, начинающееся с этого слога, назвать его и бросить мяч мне.
- ры (рыба, рыбалка, рысь, рыжий)
- кош (кошка)
- рас (растет, растение, раскраска, раскрывет)
- ма (малина, мама, маша)
- ка (капуста, карандаш)
- Молодцы, с заданием справились! Заберем зеленый лепесток и вернем его на место. А теперь отправимся за голубым лепестком! Дружно весело поскачем по дорожке на одной ножке и окажемся на Лужайке Слов. Посмотрите, сколько много цветов на лужайке:красных и голубых! А цветы не простые, на них написаны слова. Я возьму красный цветок, а на его лепестках – слова, к которым нужно подобрать слова наоборот
Проводится игра на подбор антонимов «Скажи наоборот»
(маленкий-большой, узкий-широкий, толстый-тонкий, добрый-злой, далеко-близко, плакать-смеяться, день-ночь, старый-молодой, слабый-сильный, засыпать-просыпаться, сухой-мокрый)
- А вот под голубыми цветами спрятаны картинки. Я достану первую картинку. На ней нарисован дождь. Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, стучит по крыше, моросит, льёт)
- Достану вторую картинку. На ней – одежда. Что можно делать с одеждой? (Носить, стирать, гладить, зашивать, штопать)
- Достаю третью картинку. На ней – стакан. Как и для чего можно использовать стакан? (Пить сок, наливать воду, ставить карандаши, измерять крупу)
- Молодцы! Вот и голубой лепесток можем вернуть на стебелек. Отправимся за синим лепестком.
- Покружились, покружились и у Домика Предложений очутились! Синий лепесток прилетел к Домику Предложений. Давайте немного поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика.
На опушке дом стоит (соединить руки над головой в виде крыши)
На дверях замок висит (перед собой соединить руки в «замок»)
За дверями стоит стол (левую руку в кулак, правую ладонь положить на него)
Возле дома – частокол (растопырить пальцы обеих рук)
Тук-тук-тук! Дверь открой! (стучать кулаком об кулак)
Заходите, я не злой! (раздвинуть руки в стороны)
Славный я, хороший, погладь меня немножко! (поглаживают себя)
- Чтобы забрать синий лепесток, выполним задание Хозяина Домика Предложений. Я начну предложение, а вы закончите его.
- Я не промок под дождем, потому что...
- Мне стало грустно от того, что...
- Наступила весна и...
- Таня сегодня веселая, потому что...
- Когда мне весело...
- Собака громко залаяла...
- Вот и синий лепесток возвращаем на место. Отправимся за последним, фиолетовым лепестком.
- Перепрыгиваем через ручеек и оказываемся на полянке Чудесных Превращений.
Дети подходят к столам, на которых лежат белые картонные лепестки и стоят краски кроме фиолетовой.
- Ой, ребята, а фиолетовый лепесток Хозяин Поляны Чудесных Превращений превратил в белый. Как же нам превратить его в фиолетовый, ведь краски такой у нас нет? Как мы можем получить фиолетовую краску?
Дети путём смешивания на палитре красной и синей красок получают фиолетовую и закрашивают лепестки.
- Молодцы! Какие вы сообразительные! Вот и последний, фиолетовый лепесток мы вернули!
Воспитатель прикрепляет фиолетовый лепесток к стеблю.
- Вот и собрали мы Цветик-семицветик! Теперь можем возвращаться обратно в нашу любимую группу! Понравилось вам в Стране Сообразилии? Вы действительно очень умные, сообразительные и дружные ребята, раз мы справились со всеми заданиями, которые встречались на нашем пути!
- С какими заданиями вы справились легко?
- А какие вызвали у вас затруднение ?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Думаю, что Цветик-семицветик поможет нам вернуться в нашу группу, стоит только его попросить. Закроем глаза и произнесем заветные слова:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в нашей группе!
- Вот мы снова в нашей любимой группе! Скажем Цветику спасибо за помощь и поставим в вазу, а когда захотим отправиться в какое-нибудь путешествие, мы его попросим и он нам обязательно поможет!