Конспект урока по ОБЖ: Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения и принципы защиты от ионизирующего излучения
План – конспект урока по ОБЖ 8 класс Тема урока: «Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения и принципы защиты от ионизирующего излучения». Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
Изучить основные понятия радиации; источниках ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.
Узнать о поражающих факторов при радиационной аварии и о способах защиты от ионизирующего излучения.Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы. Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.
Тип урока: урок изложения нового материала. Учебные вопросы:
Источники излучений (естественные и искусственные).
Внутреннее и внешнее облучение организма.
Нормы радиационной безопасности человека.
Поражающие факторы при радиационной аварии и о способах защиты от ионизирующего излучения
Продолжительность урока: 40 минут. Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация). Формы организации: коллективная, индивидуальная. Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор (если имеется в кабинете); презентация. План урока:
Организационный момент. 2 мин
Проверочная работа (письменно) 6мин.
Целеполагание и мотивация. 1 мин
Актуализация. 24 мин
Осознание и осмысление учебной информации. 1 мин
Первичное закрепление учебного материала. 5 мин
Рефлексия (подведение итогов урока). 1 мин
Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны. 2. Целеполагание и мотивация. Учитель. Все живое на Земле извечно подвержено воздействию ионизирующего излучения, то есть естественного радиационного фона Земли. Радиация присутствует везде, даже там где мы с вами находимся, в доме на улице и т.д. 3. Актуализация знаний и умений. Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Мы с вами за занятие должны выяснить, что значит естественная радиоактивность решить такую проблему: узнать об источниках внещшнего и внутреннего облучения, о дозах излучения и о защите от ионизирующего излучения.
План нашего урока записан на доске:
Источники излучений (естественные и искусственные).
Внутреннее и внешнее облучение организма.
Нормы радиационной безопасности человека.
Поражающие факторы при радиационной аварии и о способах защиты от ионизирующего излучения
Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это – радиация (слайд № 4).
Скажите, что общего между этими двумя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).
Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ.
1) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 11). Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно.
Схема 1
Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше Над уровнем моря, тем меньше там защитные слои воздуха, озона и тем сильнее облучение (см. схему 5). В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.
Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 2) Внешнее и внутреннее облучение человека.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 12).
Схема 2
Доза излучения – Р (рентген) Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р
К источникам внешнего облучения относят прежде всего космическое излучение, образующееся при звездных взрывах в Галактике и солнечных вспышках.
Интенсивность космического излучения меняется с географической широтой и с высотой над уровнем моря: на экваторе она примерно на 10% ниже, чем в умеренном поясе (40-600 северной и южной широты). Чем выше Над уровнем моря, тем меньше там защитные слои воздуха, озона и тем сильнее облучение (см. схему 5). На странице 95.
Другим источником внешнего облучения являются радиоактивные вещества, находяшиеся в земной коре, в ее поверхностном слое. В природе сушествует около SO естественных радиоактивных изотопов (радионуклидов) различных элементов. Основные изотопы, встречающиеся в породах Земли', - это калий-40 (1 S- 2S г/т), рубидий-87 (40 г/т) и продукты распада урана-238 и тория- 232 (1-3 и 10-13 г/т соответственно).
Представьте себе, что за год в результате естественного радиационного распада, происходящего в земной коре, в окружающую среду поступает столько же радионуклидов, сколько при взрыве атомной бомбы, по мощности равной той, что уничтожила Хиросиму!
В большинстве районов земного шара естественный радиационный фон колеблется в пределах от 4 до 12 мкР/ч. Годовая доза облучения людей в этих районах составляет 30- 100 мбэр (0,03- 0,1 бэр).
Исследования естественного радиационного фона показали, что доза излучения, которой подвергается человек и другие живые существа, зависит от:
О местности, в которой он живет; О воды, которую он пьет;
О материалов, из которых построен его дом. Если дом деревянный - уровень радиоактивности в нем в среднем такой же, как в лесу, в поле (50 мрад в год), если кирпичный, каменный, бетонный, то в зависимости от материала - от 80 до 170 мрад в год.
На нашей планете существует лишь пять мест, где естественный радиационный фон существенно повышен, - это Франция, Бразилия, Индия, Египет, остров Ниуэ в Тихом океане.
Население, проживающее в этих районах, тщательно обследовалось, однако никакой связи между повышенным уровнем фона радиации и ростом биологических нарушений не установлено.
Это позволяет считать, что организм человека достаточно устойчив к радиационному воздействию при уровне доз 0,1-1 бэр в год, или 7 -70 бэр за всю жизнь.
Давайте разберем ситуацию в Бразилии
В Бразилии около 30 тыс. человек постоянно подвергаются излучению в дозе 0,5 бэр в год. Недалеко от Поссус-ди-Калдас уровень радиации достигает 25 бэр в год, а значит, интенсивность облучения там в 5 раз выше допустимой дозы для персонала АЭС!
В индийских штатах Керала и Мадрас 100 тыс. человек получают дозу в среднем 1,3 бэр в год, а за 70 лет - 91 бэр! (подсчитайте на калькуляторе)3) Нормы радиационной безопасности человека.
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Рассмотрим таблицу 9 в учебнике на странице 93
Доза облучения, бэр Признаки поражения человека
> 50 Видимых признаков поражения нет
> 100 При многократном облучении (10—30 суток) внешних признаков нет. При однократном — у 10% возникает тошнота, рвота, слабость.
> 200 При многократном (в течение 3 месяцев) — внешних признаков нет. При однократном — признаки лучевой болезни I степени.
> 300 При многократном — первые признаки лучевой болезни. При однократном — лучевая болезнь II степени.
> 400-700 Лучевая болезнь III степени. Головная боль, температура, слабость, тошнота, рвота, понос, изменение состава крови. При отсутствии лечения — смерть.
> 700 В большинстве случаев смертельный исход.
> 1000 Молниеносная форма лучевой болезни, гибель в первые сутки.
Поражающие факторы при радиационной аварии и о способах защиты от ионизирующего излучения
При техногеиных авариях: утечках из ядерных реакторов, припере возке и хранении радиоактивных отходов и Т.д., В результате рассеяния радиоактивных веществ происходит заражение местности. Характер заражения зависит от типа аварии. Основными поражающими факторами при радиационных авариях являются радиационное воздействие и радиоактивное заражение окружающей среды. Кроме того, аварии могут начинаться и сопровождаться взрывами и пожарами.
Радиоактивное заражение занимает особое положение среди других факторов ядерных аварий. Это обусловлено следующими его особенностями:
О радиоактивному заражению подвергаются большие территории, прилетающие к месту аварии и отдаленные от нее на многие сотни километров;
О радиоактивное заражение как поражающий фактор воздействует только на людей, животных и другие живые организмы;
О поражающее действие радиоактивного заражения может продолжаться ·в течение длительного времени (сутки, месяцы, годы); О радиоактивное заражение может быть обнаружено только при помощи специальных приборов.
Последствия радиационных аварий в основном оцениваются масштабом и степенью радиационного воздействия на людей, животных, растения и радиоактивного загрязнения окружающей среды.
Пример из истории событий
Две крупнейшие аварии с ядерными отходами случились в 1957 г. на производственном объединении "Маяк» (Челябинская обл.). В результате загрязнения реки Теча и радиоактивных осадков была заражена территория 23 тыс. м2, около 17 тыс. человек были вынуждены навсегда покинуть свои дома, а в течение последующих 32 лет 8015 человек умерли от лучевых поражений и Онкологических заболеваний (рак).
Защита
После аварии на Чернобыльской АЭС мельчайшие радиоактивные частицы пересекли границы Польши, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии, Венгрии и других стран.
Со временем радионуклиды проникают в почву, загрязняя ее на глубину до 30 см.
Степень лучевых (радиационных) поражений зависит от полученной дозы облучения и времени..в течение, которого человек ему подвергался. Поэтому основные принципы защиты от ионизирующего излучения следующие:
Давайте с вами нарисуем и заполним таблицу.
№ по порядку Правило
1. Защита временем: чем меньше пребывание в поле излучения, тем меньше доза.
2. Зашита расстоянием: чем дальше от источника излучения, тем меньше доза.
3. Зашита экранированием: использование свинца, бетона, кирпича.
Проверочная работа:
Выборочно на карточках учащиеся получают по одному вопросу
- От чего зависит доза излучения, которому подвергается человек от естественного радиационного фона?
- Каковы поступления радионуклидов в организм человека?
4. Осознание и осмысление учебной информации. Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем В ОБЛАСТИ КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТ ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ МЕСТ ПО СТАТИСТИКЕ АНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Первичное закрепление учебного материала.
Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 15).
Назовите естественные источники внешнего и внутреннего облучения?
Каковы пути поступления радионуклидов в организм человека?
В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?
Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?
Какие существуют основные принципы защиты от ионизирующего излучения?
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с источниками ионизирующего излучения и принципами защиты от ионизирующего излучения. На следующих уроках изучим всё, что касается правил поведения и действий населения при радиационных авариях.
Запишите домашнее задание. Стр. 94-102. Записи в тетради. Кто не успел заполнить таблицу нужно заполнить ее дома.