Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста “Автоматизация звука Л.В гостях у Смешариков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста “ Автоматизация звука Л. В гостях у Смешариков. ”
Е.Н. Мухаметшина., учитель-логопед.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук “Л” в словах;
- развивать фонематический слух.
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать мелкую моторику;
- развивать зрительное внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.
Оборудование: Картинки из мультфильма «Смешарики», схемы для определения места звука в слове, зеркала, раскраски.
I. Орг. момент.
Послушайте, какой звук есть во всех словах? – лампа, луна, лодка, Лосяш. Во всех словах есть звук “Л”. Какое имя я назвала? – Лосяш. Сегодня у Лосяша день рождения и Смешарики отправляются к нему в гости. А вы хотите поздравить Лосяша?
II. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы побываем у Смешариков и будем учиться правильно произносить звук “Л”.
III. Артикуляционная гимнастика. Уточнение артикуляционного уклада звука “Л”.
Итак, отправляемся. Пин собрался лететь к Лосяшу в гости на самолетике. Помогите ему почистить его перед полетом. Покажите, как вы моете самолет - постучите кончиком языка за верхними зубами, погладьте языком за верхними зубами, погладьте кончиком языка небо назад-вперед. Вот теперь самолет стал чистый. Чтобы завести мотор самолета нам надо вспомнить: когда мы произносим звук “Л”, что делают губы? (дети берут зеркала) – губы улыбаются. Где находится кончик языка? – за верхними зубами. Приготовьте губы и язык, погудите как самолет “лллллл”.
IV. Произношение звука “Л” в слогах, развитие пальчиковой моторики.
По пути заглянем к ежику. Ежик решил подарить Лосяшу цветы и попросил тучки помочь ему полить цветник. Покажите пальцами капельки дождя спойте их песенки. Послушайте какие: “пла-плы”, гло-глу” - дети делают колечки пальцами. Солнышко посылает цветам теплые лучи “фла-фло” - дети соединяют пальцы рук. Цветы раскрываются – разгибать пальцы из кулака и произносить: “сла-слы”. Теперь ежик может подарить Лосяшу цветы. А что же мы подарим Лосяшу?
V. Развитие фонематического слуха.
Нам надо приготовить для Лосяша подарок. Предлагаю сделать гирлянду из флажков. Выберите флажки с картинками, в названии которых слышится звук “Л”. Называйте картинку и щелкайте по ней, если есть звук “Л”. Картинки: елка, яблоко, белка, свекла, слон, мяч, солдатик, зонт, глобус, бабочка. Красивая получилась гирлянда! Отправляемся дальше.
VI. Автоматизация звука “Л” в словах.
1. Нюша просит нас помочь ей навести порядок иначе она не успеет на праздник. Ищите и называйте следующие картинки: флакон, флажок, глобус, солдатик, метла, посылка, клубок, платок.
2. Помогите Нюше повесить сушиться одежду. Называйте картинки: платок, плащ, блузка, платье, халат, футболка.
3. Посмотрите правильно ли Нюша разложила подарки в коробки? Называйте картинки. Что лишнее? Футболка, халат, булка, галстук. Кукла, солдатик, вилка, скакалка.
VII. Физ. минутка.
Посмотрите, над нами пролетает Пин. Интересно, что он увидел из самолета. Я буду называть слова и бросать вам мяч, а вы возвращайте мяч мне и говорите, много чего Пин увидел?– много волков, дятлов, ослов, слонов, клумб, флажков, платков, мелков, облаков. Продолжим свое путешествие.
VIII. Развитие навыков словообразования.
1. Копатыч хочет угостить Лосяша овощами и фруктами из своего огорода и сада. Помогите ему собрать урожай. Называйте картинки: яблоко и яблочко. Дети называют: свеклу и свеколку, баклажан и баклажанчик, клубнику и клубничку, яблоко и яблочко.
2. Назовите, что Копатыч приготовил. Из баклажана какая икра? – баклажанная, из яблок какое варенье? – яблочное, из лука какая приправа? – луковая, из клубники какое варенье? – клубничное.
IX. Развитие фонематических функций.
1. А Крош готовит в подарок Лосяшу рисунок. Отгадайте, что он нарисует. В названии картинок звук “Л” должен находиться в середине слова. Назовите картинку и покажите на схеме, где находится звук “Л”. Картинки: дятел, белка, волк.
2. Когда все гости собрались вместе они подарили Лосяшу подарки. Закончите начатое мной предложение. Лосяш прыгал на …(скакалке). Лосяш размахивал…(флажком). Лосяш угостил Нюшу…(булкой). Лосяш играл…(солдатиком). Лосяш угостил Кроша …(клубникой). Лосяш ел…(вилкой).
3. Затем Лосяш и Крош стали соревноваться, кто больше назовет слов со звуком “Л”. Помогите им, вспомните какие картинки вы сегодня видели со звуком “Л”. Называйте по очереди слова и дарите Лосяшу и Крошу. Молодцы, вы отлично помогли Смешарикам. Лосяш благодарит вас за красивую гирлянду из флажков.
X. Итог.
Какой звук вы старались правильно произносить? – звук “Л”. Лосяш желает вам научиться всегда правильно произносить звук “Л” и дарит вам раскраски.
Желаем успеха!