мероприятие по правовому воспитанию на тему Путешествие в мир правового общества


Тема: Путешествие в мир правового общества.
Цели: продолжать знакомить с основными документами, в которых закреплены права детей.
Задачи:
Образовательная: продолжать учить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания.
Коррекционно-развивающая: развивать память, внимание и умение самостоятельно высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать гражданственность, сознательное отношение к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
Форма занятия: презентация.
Структура урока.
1. Вступительное слово педагога.
2. Станция «Конвенция о правах ребенка».
3. Станция «Конституция РФ».
4. Станция «Семейный кодекс РФ».
5. Беседа
6. Вопросы для закрепления
7. Заключение.
Ход урока:
Слайд №1
Эпиграф:
«Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей»
Платон.
1. Вступительное слово воспитателя.
Дорогие ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир правопорядка и законности. Вы все знаете, что основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите, поскольку сами пока защитить себя не могут. Поэтому правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои, четко зафиксированные права. Детские права не только соответствуют правам взрослого человека, они еще учитывают возможности детского возраста, чисто детские проблемы и трудности. Это зафиксировано в Конвенции о правах ребенка.
Если государство подписало конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы. Россия подписала этот правовой акт одной из первых. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

2. Станция «Конвенция о правах ребенка».
Слайд №2
Педагог. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
Слайд №3
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка мы имеем
право на жизнь (ст. 6);
право на имя (ст.7);
право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27);
право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3);
право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3);
право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12);
право на гражданство (ст.7);
право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32);
право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35);
право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34).
Педагог В реальной жизни, к сожалению, законы очень часто нарушаются. Приведу вам пример: после развода родителей одиннадцатилетняя Мария Щербакова стала проживать в новой семье отца, однако сама девочка хотела остаться с мамой.
Вопрос к классу.
Какие права ребенка нарушены в данном случае?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
3. Станция «Конституция РФ».
Слайд №6,7
Учитель. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются свободы человека и гражданина не только международным сообществом, но и государством. Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с её положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьёзными правонарушениями. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. — первая в нашей истории демократическая Конституция, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17);
  основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17);
материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38);
забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38);
каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43);
гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43);
каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43);
основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43).
Педагог. Давайте обсудим другой пример: Саша, учащийся 9 класса одной из школ, устроил драку во время урока, администрация школы потребовала от его родителей забрать документы ребенка.
Вопрос к классу. Насколько правомерны действия администрации школы? Какие права учащегося были нарушены?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
Станция «Семейный кодекс РФ».
Слайд №8
Учитель. Семья - самое главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. В Семейном кодексе сформулированы основные принципы семейного законодательства, забота о благосостоянии и развитии детей, приоритетная защита их прав и интересов. Какими же правами и благами пользуются дети в соответствии с семейным законодательством РФ?
Слайд 9.
Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:
Жить и воспитываться в семье.
Общаться с родителями и другими родственниками.
Защищать свои права и законные интересы.
Выражать свое мнение.
Иметь имя, отчество и фамилию.
Изменить свое имя и фамилию.
Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка).
Учитель. Давайте рассмотрим еще один пример: так, Дима Тарасов самостоятельно написал заявление в суд о том, что хочет жить в семье Сергея Шалыгина, и что директор детского дома не отдает его документов, в результате чего он, Дима, не может получить паспорт, медицинский полис, перейти в школу рядом с новым домом. Однако принять у него заявление судья отказалась, сославшись на несовершеннолетие заявителя, а значит, его недееспособность.
Вопрос к классу. Какие права Димы были нарушены?
(Обсуждение проблемы с учащимися)
Слайд №10.
5. Беседа с элементами дискуссии.
А теперь давайте поговорим о том, каким должно быть гражданское общество и насколько актуальны законы, о которых мы говорили сегодня.
Вопросы для закрепления:
В чем вы видите значение права для любого человека?
Приведите свои примеры из жизни нарушения прав несовершеннолетних?
Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции?
Как эти требования отражены в Конституции России?
Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних граждан нашей страны?
6. Заключение.
Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в мир гражданского общества. Вы узнали много нового о своих правах. Надеюсь, что вы станете достойными гражданами нашей страны, которые знают свои права и обязанности.
Возвращаясь к эпиграфу нашего урока необходимо отметить, что многие мыслители, признавая принцип верховности закона, не забывали о том, что за каждым законом стоят живые конкретные люди.