Урок Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле (В. Распутин «Уроки французского»)
Класс: 7 Урок : русская словесность
Дата: 18.04.15.
Тема урока
Время Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле (В. Распутин «Уроки французского»)
Цели урока
1. обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;
2. развивать речь учащихся, мыслительные способности;
3. воспитывать нравственные качества учащихся на примере произведения;
Результаты обучения Знать: схему построения рассуждения.
Уметь: анализировать художественный текст.
Понимать: нравственные уроки произведения.
Ход урока: Организационный момент. 1 мин. Подготовка к уроку. Сообщение темы.
Постановка целей и задач.
Эпиграф по теме. 5 мин. «Я написал этот рассказ в надежде,что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,так и взрослого читателя».(В.Г.Распутин)
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи». (В.Г. Распутин)
Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Автор надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем.
( Нравственность-система правил поведения человека ,принятие на себя ответственности за свои поступки.Русское слово, происходящее от корня «нрав».
Доброта- это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.)Работа по теме.
«Разберёмся в прочитанном»
Вывод (Какой жизненный урок дает нам писатель?): 20 мин.
1.Когда происходит действие рассказа?
2.Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении?
3.Это не просто рассказ, а автобиография, тогда, почему у героя нет конкретного имени?
4.Как вы обозначите тему рассказа?
5.Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
6.Какие испытания ждали его?
7.Почему он стал играть в «чику»?
8.Что такое конфликт? Какие конфликты вы увидели в рассказе?
9. Почему возник первый конфликт?
Когда он достигает кульминации?
(- Так почему Вадик и Птаха избили героя? Какую науку пришлось постигнуть герою на собственной шкуре?
- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?
- Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну?
- Зачитаем описание Л.М. и её ученика в момент разговора.)10. С чего начинается конфликт между героем и учительницей?
(-Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для дополнительных занятий? - Какие чувства испытывал мальчик, дополнительно занимаясь французским языком с учительницей?
- Из-за чего конфликт между героями обостряется?
- Как мальчик догадался, что посылку прислала Лидия Михайловна?
- Почему главный герой рассказа вернул посылку?
- Какими словами Л.М. пытается уговорить мальчика забрать её?
- Какие черты характера угадываются за этими словами?
- Какие качества характера проявил герой рассказа в разных жизненных ситуациях? )11. Между кем и из-за чего возникает третий конфликт в рассказе?
( -Почему Л.М. решилась играть на деньги со своим учеником? - Какие правила она нарушает?
- Какова реакция мальчика на её предложение?
- Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение?
- Директор назвал поступок Л.М. преступлением, а как его расцениваете вы?
- Какие черты характера проявляет учительница в рассказе?
- Как вы думаете, когда герой понял истинный смысл игры, придуманной учительницей?) 12. Значения слова «урок». Скажите, пожалуйста, это однозначное или многозначное слово? Какое из его значений раскрывает смысл названия рассказа?
13. Чем заканчивается произведение?
14. С чем ассоциируются у героя 3 красных яблока?
Мальчик получил уроки добра и мужества, не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.
Он получил урок бескорыстной доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.
Работа над сочинением. 15 мин.
- Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? (Тезис, доказательство, вывод).
- Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? (Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты).- Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? (Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание).
- К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? (Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием).
- Для того чтобы привести другие доказательства, вспомните, на что решается Лидия Михайловна после того, как мальчик принял посылку (Она совершает проступок ради спасения ученика - играет с ним в «пристенок», жертвуя своей карьерой и репутацией).
- Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? (Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика - его рассказ, посвященный учительнице).Оформление плана сочинения, написание чернового варианта:
Какой урок нравственности дает нам писатель?
1.Автобиографичность рассказа.
2.Жизненный урок.(Что такое доброта?)
3.«Мне нужно было вернуть людям добро».
Уроки В.Г.Распутина:
1. «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это» .
2. « Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
3. «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».
4. «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».
5. «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
Рефлексия. 2 мин. Что важно запомнить с урока?
Как работал (а) на уроке? Что было легко (трудно)?
Усвоено (нет)? Понравилось(нет)?
Домашнее задание. 2 мин. написание чистового варианта сочинения.
Уроки доброты.
Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне.
Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается ,не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Меня сначала поразило: как же так - не помнит?! Как такое можно забыть?! Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи( я помог тебе- изволь и ты мне помогать),а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если ,уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всём , что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми.
Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Валентин Распутин.