План конспекта урока ОБЖ в 8 классе : Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
Предмет: ОБЖ.
Преподаватель: __Васяк М.А._
Дата: ____23.09.2017г._____
Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
- изучение причин и последствий ДТП и травматизма людей;
- формирование навыков предупреждения ДТП.
Задачи урока:
- обучающая – дать знания об основных причинах ДТП, его последствия;
- развивающая – развить коммуникативные способности учащихся, внимание, логическое мышление;
- воспитательная – воспитывать качества личности безопасного типа поведения.
Учебно-методическое обеспечение: учебники ОБЖ для учащихся 8-го класса общеобразовательных учреждений (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова – М.:Просвещение, 2014).
Ход Урока:
- организационная часть 3 минуты – приветствие, проверка по журналу присутствующих учащихся;
- объявление темы урока и ее изучение 30 минут;
- проверка усвоения учащимися нового материала 7 минут;
– подведение итогов урока, выставление оценок, объявление домашнего задания – 5 минут.
С 2005года третье воскресение ноября согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН считается Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.
Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
На тяжесть травматизма большое влияние оказывают такие факторы, как скорость, нахождение водителя в нетрезвом состоянии, состояние и категория дороги, тип населенного пункта, погодные условия, а также время года и часы суток. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, особенно, скоростного режима, оставление детей без присмотра – часто стоят детям не только здоровья, но порой и жизни.
Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев.
Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты погибло более 2,5 млн. человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до250 тысяч человек.
К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транс портных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы.
Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.
Сегодня, 18 ноября в России пройдёт акция памяти. Для России этот день имеет особое значение. Ежегодно на наших дорогах в автокатастрофах гибнут в среднем 30 тысяч человек и 180 тысяч получают травмы.
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь за ними стоят смерть, боль, страдания людей.
Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу.
Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». Примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
переход улицы перед близко движущимся транспортом — 27%;
переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть, — 27%;
невнимательность при переходе улиц — 17%;
неожиданный выход из-за транспортных средств — 9%;
прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) — 20%.
Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать.
Чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном месте и перед движущимися транспортны ми средствами. По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Контрольные вопросы
1. Почему растет количество автомобилей на дорогах нашей страны?
2. Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?
3. Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?
4. Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?
5. Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?