Урок биологии в 6 классе Вегетативные органы растений
Урок биологии в 6 классе «Вегетативные органы растений»
Оборудование: конверты с карточками трёх цветов для каждого ученика; на доске – красочно оформленные названия ярмарочных рядов; таблички-анаграммы; призы; банки с номерами и коробка с фасолью и горохом; ИКТ.
Ход урока.
Тест.
Пояснение.
Что такое ярмарка? По толковому словарю русского языка С. Ожегова слово «ярмарка» означает «большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями»
Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я – покупатель, а вы купцы. Ваш товар – знания, и всем хочется, чтобы товар оказался не залежавшимся, а добротным. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надёжном месте – банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.
Учитель раздаёт на каждый ряд стеклянные банки, с написанными на них номерами рядов – 1,2,3.
В качестве валюты – горох. А вот фасоль – это штрафные очки.
Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему на доске.
Итак, начинаем торги.
«Аукцион».
Учитель проверяет общую информированность учащихся по теме. Каждая команда ряда получает свою тему: 1 –«Корень», 2 – «Стебель», 3 – «Лист». Способом жеребьёвки можно решить, кто начинает первым.
Работа организуется по цепочке в ряду. В это время можно демонстрировать «немые» слайды с изображением органов растений.
На доске – план коллективного ответа.
Определение данного вегетативного органа.
Его функции, значение.
Внешнее строение.
Особенности микроскопического строения.
Видоизменения.
При ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендуемых планом. По ходу получают заработанную валюту или штрафные очки. Валюта и штрафы складываются в общую банку команды-ряда.
«Светофор».
Учитель проверяет степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
Ребята раскладывают перед собой три сигнальные карточки: красную, жёлтую, зелёную. Учитель задаёт вопросы классу и называет три ответа «разного цвета». Ребята должны поднять сигнальную карточку того цвета, которая соответствует правильному ответу. Например: каковы причины передвижения воды в растениях? Красный – движение в клетках цитоплазмы. Жёлтый – корневое давление и транспирация воды листьями. Зелёный – изменение влажности воздуха.
«Растительный ералаш».
Учитель проверяет способность учащихся думать в нестандартной ситуации, вырабатывать критическое отношение к качеству новой информации. Учитель заранее готовит карточки с названиями растений. Желательно их закрепить.
- у каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.
1. патиссон
горох. (усики, лист)
укроп.
2. ландыш. (корневище – побег)
Тыква
Рис
3. пшеница
Морковь (корнеплод – корень)
Огурец
4. подсолнечник
Томат
Кактус (колючки – лист)
5.Овёс
Картофель (клубень – побег)
Перец
Лук (луковица – побег)
Ирис (корневище – побег_Картофель.
«Почемучка».
Учитель выявляет способность детей к творческому мышлению, задавая вопросы.
- Почему лист считается «зелёной химической лабораторией»?
- Почему лист можно образно назвать «форточкой» зелёного листа? И т.д.
«Перевёртыши».
Составить названия известных деревьев из слогов на карточках.
На-сос (сосна)
Ни-вен-ца-лист (лиственница)
Поль-то (тополь)
Рис-па-ки (кипарис)
Тан-каш (каштан)
Би-ря-на (рябина).
«Сюрприз»
- на этом уроке могут присутствовать гости, кому они отдадут предпочтение - наиболее активным или наиболее находчивымюИтоги урока.
Подсчитываются вклады в банки и штрафные очки. Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы.