Родительское собрание на тему: Свободное время и книга
Родительское собрание «Свободное время и книга»
Цель: 1) направить внимание родителей на необходимость совместного чтения книг в семейном кругу;
2) систематическое и целенаправленное приобщение своих детей к культуре чтения;
3) воспитание любознательности, умение размышлять ,слушать собеседника, отстаивать и доказывать свое мнение.
Оборудование: выставка книг с любимыми произведениями; карточки с заданиями.
Ход собрания.
-Добрый день, уважаемые родители. Сегодня наше родительское собрание пройдет в необычной форме, так как на нем присутствуют наши ребята.
Я рада нашей встрече и предлагаю открыть наше совместное мероприятие игрой «Встань по заданному числу». Я покажу карточку с числом, нужно сразу встать именно стольким участникам, сколько указано. Обсуждать способ решения нельзя.
2 игра. Встаньте все на одну ногу. Нужно устоять на одной ноге, не сходя с места и не держась. Устоять долго - трудно. Теперь подайте друг другу руки. Вы заметили, теперь устоять легче. Почему? Да, когда люди друг другу помогают, друг друга понимают, между собой договариваться умеют, всегда легко бывает справиться с любой работой, заданием.
Умения толерантного отношения нам помогут хорошо провести данное мероприятие , так как задания нужно будет выполнять в группе.
Вот и закончился учебный год, наступят летние каникулы. Наверное, многие уже построили планы : где и как проведут каникулы .А сейчас настало время определить тему собрания, для этого продолжите предложение
« Свободное время и … (книга)». ( Вариантов бывает много, книгу называют в последнюю очередь).
- Много существует пословиц и поговорок о книге. Ведь книга - это неиссякаемый источник знаний. Давайте их вспомним.
«Книга – твой друг, без нее ,как без рук».
«Кто много читает - тот много знает».
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто может сказать, что он много читает.
Предлагаю послушать ребят.
-1) Много за год читаем мы в школе-
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова
Повести, сказки ,рассказы, стихи-
Все это сами мы в школе прочли.
2) В детстве читать не умели мы сами
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет
Про Тараканище и Крокодила
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море
Про телефон и Федорино горе.
3) Мамы и папы нам рассказали
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали.
- Свободное время – это богатство. Только с ним человек обретает свободу выбора, именно оно свободное время делает реальностью разностороннее развитие личности. Условие это необходимое, но недостаточное, потому что богатством нужно уметь пользоваться- иначе оно обернется опасностью. Сегодняшние дети владеют этим богатством- свободным временем. Мы с радостью избавляем их от взрослых забот и обязанностей.
Но нельзя забывать о диалектике явления, о том, что в то же самое время в свободном времени ребенка и опасность, и проблема для воспитателей. И решение этой проблемы в том, чтобы сформировать, направить, воспитать интересы ребенка. Навык содержательного , полезного проведения свободного времени создается воспитанием и, значит, создание его- в руках родителей.
Книга входит в жизнь ребенка, когда читать он сам еще не умеет. Он слушает стихи и сказки, вглядывается в картинки, пытается беседовать со старшими и о тех событиях , которые ему открываются в этом мире. В этом его образование. Образование не только в смысле приобретения знаний, а в том изначальном смысле, что человек образуется.
Замечено: сегодняшние школьники читают значительно меньше. Это вовсе не значит, что дети не интересуются книгами совсем. Однако без обдуманно, целенаправленно сформированного вкуса к этому занятию остаются неиспользованными потенциальные читательские возможности ребят. Искренний интерес к чтению у подростков часто оказывается поверхностным, совершенно пассивным, то есть таким, который не заставляет мальчика или девочку взять на себя труд чтения.
Есть явственная, уже прослеженная закономерность: если в доме не читают и не любят книги, то в большинстве случаев не приходится ожидать, чтобы ребенок любил чтение и вообще умственный труд. И вряд ли оправдаются надежды на школу, потому что далеко не всегда удается преодолеть уже сложившуюся привычку к более легким удовольствиям, чем чтение.
Очень важно, чтобы мы взрослые, вдумались в это несоответствие: все дети любят слушать чтение и с охотой тянутся к книге, но далеко не все становятся читателями
Вспомните, как иногда и дети, и взрослые смотрят передачу по телевизору просто так, даже когда не очень интересно. Смотрят, чтобы «убить» время. С книгой это сделать невозможно. Если человек не получает от нее удовольствия, душевного удовлетворения, то он бросает книгу, потому что это труд. Его добровольно берешь на себя только тогда, когда находишь в нем смысл, отдачу. Именно в этом преимущество книги как средства познания мира и средства воспитания перед всеми другими источниками информации. Именно в этом ее незаменимость.
Уже привыкнув, уже втянувшись в этот вид труда, можно искать способы его облегчения, а иногда и замены слушанием, просматриванием - все возможно. Но в первые годы жизни - читать, читать, шевеля губами, морща лоб, анализируя слово, работая душевно и умственно
Приходится, к сожалению, нередко сталкиваться с утилитарным подходом к чтению.
Книга - школа проникновения в душу другого человека, школа понимания. Художественная сила слова, сила искусства, заставляет прочувствовать чужое как свое,- и принять в душу. А без этого душа человеческая не сформируется. Представление о величии духа, о благородстве, о радостях и людских страданиях - все это дается литературой. И поэтому необходимо, чтобы ребенок приобщался к литературе на ее высоких образцах. Именно классические произведения формируют в своем читателе вкус, понимание красоты. Какова же роль воспитателя, что он может сделать, чтобы направить, определить характер детского чтения?
С самого начала, с первых лет жизни не пускать на самотек формирование читательских интересов, влиять на них подбором и отбором. Сделать так, чтобы не прошли мимо ни стихи Маршака, ни сказки Перро и Андерсена, чтобы в свое время восхитился удалью Конька-Горбунка и заплакал над горестями Маленького Оборвыша, чтобы узнал из похождений Пети с Гавриком и Тома Сойера с Геком Финном цену дружбы и верности, почувствовал молодую чистоту и благородство героев пушкинских повестей. Общение ребенка с родителями может быть пустым, чисто организационным, бездуховным. А может быть интересным, социально значимым и интересным для ребенка. Одна из возможностей сделать именно таким общение старшего с младшим - это разговор о книге, о ее событиях, о ее героях. Отличная форма такого общения - это чтение вслух. Не для маленького ребенка, не умеющего читать, а общее, совместное чтение в смысле возможности чувствовать и думать одинаково, ВМЕСТЕ ПЕРЕЖИТЬ ПРЕКРАСНОЕ. А ведь сколько людей вспоминают свое детство добрым словом как раз потому, что вот так, через общее чтение вошли в него искусство и красота.
Нелегко, но очень важно приохотить сына или дочь к чтению научно - популярной, серьезной информационной литературе. Иногда приходится слышать: «И чего сидеть за книгой? Пусть детство видит». Но читать вволю - это как раз и значит видеть детство, ту золотую пору, когда человек в свободном времени не ограничен, а круг его интересов широк и волен. И потом, начитанность человека определяется как раз его детством и отрочеством. В эти годы создается задел и в смысле привычек, и в становлении статуса, и в прямом смысле-объема прочитанного.
Начинаем практическую часть нашего собрания.
Тур1. Разминка.
Вопросы для детей.
1 команда: Рыжая плутовка, хитрая и ловкая
К дому подошла- обманула петуха.
Унесла его в леса, за высокие горы, за быстрые реки. (Петушок-золотой гребешок)
- Как называется сказка, главный герой которой едет к царю на печке? (По щучьему веленью)
-Этот людоед злодейски сожрал 40 людей неизвестных профессий. (Бармалей)
2 команда. В какой сказке говорится о яблоках, которые надо съесть, чтобы старый стал молодым. (Сказка о молодильных яблоках и живой воде)
- Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
И сделался вмиг красивой, пригожей»
- Именно от нее принял смерть этот всем известный герой, не сумев впервые спасти свою жизнь песней? (Садко)
3 команда. В нашей сказке у хозяйки 3 дочери- одноглазка, двуглазка, трехглазка(Крошечка-Хаврошечка)
- Ку-ка-ре=ку! Иду на ногах в красных сапогах.
Несу косу на плечах. Хочу лису посечи! Слезай ,лиса, с печи. ( Лиса и заяц)
-Ехали медведи на велосипеде. А на чем ехала жаба? (на метле)
4 команда. В какой сказке девочкка,чтобы попасть домой спряталась в коробе с пирогами, который нес медведь? (Маша и медведь)
-В какой сказке главных героев спасает речка с кисельными берегами ,печка, яблоня? (Гуси-лебеди)
-К какому слову не смогли найти рифму известный поэт Цветик и его ученик Незнайка? (пакля)
Вопросы для взрослых.
1 команда: Кто автор? А вы, друзья, как не садитесь
Все в музыканты не годитесь. ( Пушкин,Лермонтов, Крылов, Тютчев)
2 команда. Из какой сказки отрывок: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Коса сизо-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. ( Царевна- лягушка, Дюймовочка, Хозяйка медной горы)
3 команда. Кто автор этих строк:
«Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком».( , Бунин, Тютчев,Есенин)
4 команда. Именно он признавался : «Люблю грозу в начале мая»
(Тютчев, Фет, Пушкин)
Тур 2 «Веселый художник»
.Нарисовать волшебное средство.
1к. У Золушки (Хрустальная туфелька)
2к. У Буратино (золотой ключик)
3к. У солдата из сказки Андерсена (Огниво)
4к. У девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
Тур 3. «Путаница» Расставить по местам . Исправить
Задания детям. ( на листочках для каждой команды)
Царевна-индюшка, Лапша из топора, Сивка-будка, Жар-муха, Кащей- Бесстрашный, Кот-Баян, Чудо-Блюдо.
Задания родителям . « Запутанные названия.»
Зеленый беретик (Красная шапочка)
Мышь босиком( Кот в сапогах)
Девочка с ладошку ( Мальчик с пальчик)
Петушок Бесцветный (Курочка-Ряба)
Тур 4. «Сказка стала былью» Каждому сказочному чуду подобрать соответствующее изобретение.
Конек-Горбунок Телевизор
Ковер-самолет Радиолокатор
Золотой Петушок Аэросани
Сани-самокаты Ракета
Чудо-зеркальце Прожектор
Перо Жар-птицы Компас
Клубок ниток Самолет
Тур 5. «Поэтический» Продолжить стихотворение.
- Не ветер бушует над бором….
-У Лукоморья дуб зеленый….
- Белая береза под моим окном….
. Подведение итогов.
Всем спасибо за внимание, за задор, за звонкий смех.
. А в новом учебном году, ребята, расскажете: сколько и какие книги прочитали. Что запомнили. Договорились? Счастливо отдохнуть, с пользой провести свободное время.
До свидания. До новых встреч.