План-конспект завершающего урока по теме деревообработка 5 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №96
Канавинского района города Нижнего Новгорода



ПЛАН-КОНСПЕКТ
завершающего занятия по теме «Обработка древесины»
модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов» 5класс – технический турнир «Юные столяры»






Автор : Важнёв Е.П.
учитель технологии высшей категории
E-mail:evgeniyvazhnev@mail.ru
Номинация: деревообработка




Нижний Новгород
2014 год
Пояснительная записка
Я провожу данное занятие уже более десяти лет и по своему опыту могу с уверенностью заявить, что оно всегда проходит очень интересно и для учителя, и для учеников. Это занятие завершает изучение темы «Обработка древесины» модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов» в 5 классе. Я давно отказался от проведения контрольных и проверочных работ в обычной форме, особенно в младших классах, так как учащиеся показывают при этом не лучшие свои знания. Зато во время проверки знаний в игровой форме результаты значительно лучше, и практически все учащиеся с большим интересом участвуют в игре, так как при этом они чувствуют себя раскованнее, имеют возможность свободно высказывать своё мнение и выслушивать мнения одноклассников. Подобные занятия я провожу и в других классах по другим темам потому, что все учащиесяэто дети, а игра для ниходин из наиболее доступных видов получения информации и применения её на практике.

Методические рекомендации
Данная разработка может быть использована как для проведения урока, так и для проведения внеклассного мероприятия по предмету «Технология» в школе, в творческом объединении учреждения дополнительного образования, в загородном детском лагере. Я применял её во всех вариантах, и везде результат был практически одинаковым. Детям очень нравятся игровые формы занятий ,и поэтому они всегда активны, непосредственны, эмоциональны. Из-за этого роль учителя здесь очень важна. Нельзя допускать проявлений неуважительного отношения к учащимся и особенно учащихся друг к другу, что иногда возможно при их коллективной работе и соперничестве. Желательно, чтобы атмосфера во время проведения занятия была дружелюбной; чтобы более сильные учащиеся помогали более слабым. При разделении учащихся на команды нужно постараться, чтобы силы соперников были примерно равными. Как правило дети выбирают капитаном команды более знающего учащегося, так как он обычно хорошо справляется и с ролью лидера. Учитель, зная возможности всех учащихся, может подсказать, кого лучше, с его точки зрения, выбрать капитаном команды, так как от этого во многом будет зависеть ход и итог игры .До начала проведения занятия необходимо всё тщательно подготовить и проверить. Помещение мастерской должно быть чистым. На верстаках не должно быть посторонних предметов и материалов. Используемые верстаки должны быть исправными и работоспособными. Желательно необходимые для занятия инструменты, материалы, предметы реквизита разложить по порядку их востребованности на занятии отдельно друг от друга для экономии времени на их поиск во время проведения занятия .Если у вас будет жюри, то необходимо подготовить стол для него, а также необходимые для его работы документы( таблицу с названиями команд и порядком конкурсов, количеством максимально возможных баллов), чистую бумагу для записей, ручки, карандаши, фломастеры для заполнения грамот. На видном месте также должны быть оформлены выставки работ учащихся и книг «Юным техникам», если они есть.
-1-.
Для награждения команд можно использовать грамоты, а также сладкие призы или изделия, сделанные руками самих учащихся на уроках технологии. Спонсорами могут также выступать администрация школы, родители или другие люди и организации, заинтересованные в результатах обучения.

Типология занятия
Тип занятия комбинированный, с элементами повтора, контроля, проверки знаний и практической работы.

Целеполагание
Цель: развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить знания, умения и навыки по ручной обработке древесины.
2.Пропагандировать технические знания.
Развивающие
1.Развивать у учащихся умения решать проблемные ситуации, принимать самостоятельные и коллективные решения.
2.Расширять кругозор учащихся через межпредметные связи предмета «Технология».
Воспитывающие:
1.Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за свою и совместную работу у учащихся.
2. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Профориентационные:
1.Познакомить с профессиями по обработке древесины.
2.Показать значимость этих профессий в обществе.

-2-
Организация занятия
Место проведения: школьная столярная мастерская.
Оборудование и инструменты: классная доска, столярные верстаки, два комплекта столярных инструментов, два карандаша.
Материалы: пиломатериалы и бумага.
Дидактический раздаточный материал: два экземпляра эскизов трёх призматических деталей и два набора этих же деталей из древесины.
Реквизит: книжка со стихотворением В.В.Маяковского «Кем быть?», выставки работ учащихся и книг «Юным техникам», призы и грамоты для награждения команд.
Время занятия: два урока по 45 минут.

Ход занятия
1.Вступление
Учитель: «В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, воинское мастерство, помериться силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку и умение владеть инструментами. Дома вы должны были повторить всё, о чём узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю всем вам разделиться на две равные команды и начать турнир «Юные столяры», чтобы проверить, чему и как вы научились на наших занятиях. Первая команда встаёт у левого ряда верстаков, втораяу правого ряда. Я предлагаю каждой команде выбрать капитана и название, связанное с предстоящей работой. Я даю вам на это 3 минуты.»
Рекомендация учителю.
За отведённое время идёт разделение класса на две команды. Для сокращения времени можно разделить класс на команды по рядам верстаков, за которыми работают учащиеся. Каждая команда выбирает капитана и название. На классной доске учитель записывает название турнира «Юный столяр» и ниже названия обеих команд.
Для определения победителя можно пригласить старшеклассников, победителей олимпиад, конкурсов, выставок и т.п., родителей, учителей технологии других школ или играть роль жюри самому учителю.
Если есть жюри, то необходимо его представить.
-3-
2.Основная часть.
Учитель: «Сегодня у нас встречаются две замечательные команды( Идёт представление команд.)
Учитель: «При изготовлении изделия столяру необходимо подобрать подходящий материал, составить самому или прочитать готовый чертёж, выбрать и подготовить инструменты, выполнить ряд технологических операций, собрать и украсить своё изделие. Всё это мы и попытаемся проделать во время нашего турнира. Итак, мы начинаем.»
Конкурс №1 «Материал».
Учитель: «Наш первый конкурс называется «Материал». За него вы сможете получить 5баллов. Прежде, чем его начать, послушайте отрывок из стихотворения:
«Нужные работники столяры и плотники.
Сработать мебель мудрено,
Сначала мы берём бревно
И пилим доски, ровные и плоские ».
А теперь ответьте на вопросы. На обдумывание вам даётся 30 секунд.
1.Как называется это стихотворение и кто его автор?
Правильный ответ: В.В.Маяковский «Кем быть?»
2.О какой технологической операции пишет поэт и на каком оборудовании она выполняется?»
Правильный ответ: операция пиление выполняется на пилораме.
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Учитель: «По одному дополнительному вопросу каждой команде.
а) Чем отличается доска от бруска?
Правильный ответ: доска тонкая и широкая, а ширина и толщина бруска могут отличаться не более, чем в два раза.
Б) Чем отличается брусок от бруса?
Правильный ответ: брус имеет большую ширину и толщину, чем брусок.
4.а) Что такое Д.В.П.?
Правильный ответ: древесно-волокнистая плита.
-4-
Б) Что такое Д.С.П.?
Правильный ответ: древесно-стружечная плита.
5. Что общего между процессом получения фанеры и чисткой картошки?»
Правильный ответ: фанеру склеивают из тонких слоёв шпона, которые получают вращая бревно и подводя к нему нож так же, как и при чистке картошки.
Подводится итог конкурса, оглашаются и на доске записываются результаты и если необходимо исправляются ошибки, называя правильные ответы.
Конкурс №2 «Инструменты»
Учитель: « Наш второй конкурс называется «Инструменты». За него вы сможете получить максимально 4 балла.
Выбрав нужный материл, столяру необходимо подготовить инструменты.
Каждой команде я предлагаю отгадать по 4 загадки. На обдумывание каждой из них вам даётся по 10 секунд.»
Поочерёдно команды слушают и отвечают.
Загадки для первой команды.
А) Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке ( гвоздь ).
Б) Я по лысине бегу, кудри с лысины стригу ( рубанок ).
В) Телом вёртким, как змея, в доску вкручиваюсь я ( сверло или шуруп ).
Г) Всё пробует на зуб и сосну, и вяз, и дуб ( пила ).
Загадки для второй команды.
А) Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт ( молоток и гвоздь ).
Б) Древесину ест едок , сто зубов в один рядок ( пила ).
В) Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой, потерял он свой покой (отвёртка).
Г) Цепкий рак на тех сердит, кто зазря в доске сидит ( клещи ).
Подводится итог конкурса, оглашаются и записываются на доске результаты и если необходимо исправляются ошибки, называя правильные ответы.
Конкурс №3 «Чертёж»
Учитель: «Наш третий конкурс называется «Чертёж» и за него вы сможете получить максимально 3 балла.
-5-
Для изготовления любой детали или изделия необходимы их графические изображения: чертёж, эскиз или технический рисунок, которые на производстве выполняют конструкторы. Перед вами пронумерованные эскизы трёх деталей призматической формы и сами эти детали. Внимательно рассмотрите эти эскизы и детали. Вы должны за три минуты проставить на каждой детали номер, который соответствует номеру эскиза.» ( Эскизы деталей даны в приложении).
Подводится итог конкурса, оглашаются и записываются на доске результаты и если необходимо исправляются ошибки, называя правильные ответы.
Конкурс №4 «Разметка и изготовление»
Учитель: «Следующий конкурс называется «Разметка и изготовление» и вы можете получить максимально 6 баллов: по 1 баллу за правильный ответ и по 2 балла за практическое задание.
Настало время непосредственно приступить к изготовлению деталей изделия, но перед этим неплохо бы проверить свои инструменты. Для этого ответьте на вопросы практически, то есть покажите.
1. Почему для пиления фанеры или Д.В.П. достаточно их разметить с одной стороны, а для распиливания бруска или доски нужно размечать их минимум с двух сторон (на пласти и кромке)? – на обдумывание 30 секунд.
Правильный ответ: фанера--тонкий материал и при её распиливании размеры с обеих пластей будут одинаковыми даже при разметке с одной пласти, а брусок достаточно толстый и при его распиливании требуется разметка на пласти и кромке, чтобы пропил был под углом 90 градусов.
2. Как разметить угол в 45 градусов на ровной доске с помощью угольника, линейки и карандаша, то есть без транспортира и других специальных инструментов?--на обдумывание 2 минуты.
Правильный ответ: на доске начиная от угла её пласти нужно построить квадрат с любой стороной, например 5см., и провести в нём диагональ.
3. Практическое задание: выбрать правильно ножовку и распилить данную рейку на две равные части.
Каждой команде даются: ножовки для продольного и поперечного пиления и рейка длиной 25-30 см.
4. Практическое задание: кто быстрее и лучше настроит рубанок?»
Каждой команде даётся разобранный рубанок и небольшая рейка для проверки правильности сборки и настройки рубанка строганием.
Подводится итог конкурса, оглашаются и записываются на доске результаты и если необходимо исправляются ошибки, называя правильные ответы и показывая правильное выполнение заданий. -6-
Конкурс №5 «Сборка»
Учитель: « Наш пятый конкурс называется «Сборка» и за него вы сможете получить максимально 6 баллов.
После изготовления деталей их требуется собрать в изделие, поэтому сейчас мы поговорим об операции сборки. На производстве её выполняют люди, чья профессия называется сборщик.
1.Вопрос– Перед тем, как забить гвоздь в тонкую рейку или дощечку, его притупляют напильником или обкусывают его острый край пассатижами или кусачками. Зачем? -- на обдумывание 1 минута.
Правильный ответ: это делают для того, чтобы рейка не треснула. Острый гвоздь раздвигает волокна древесины, а тупой сминает их, и трещина не образуется.
2. Практическое задание: Перед вами две детали. Надо соединить их одним гвоздём так, чтобы соединение получилось как можно прочнее.
Командам даются: два небольших бруска, несколько гвоздей разной длины, молоток , бородок.
Правильное выполнение задания: гвоздь должен быть такой длины, чтобы он прошёл через обе детали и вышел наружу на 1,5-2см. Затем нужно гвоздь загнуть молотком, подложив бородок и забить его внутрь с обратной стороны соединяемых деталей.
3. ВопросВы собрали изделие на гвоздях, а потом оказалось, что его поверхность со шляпками от гвоздей надо немного отстрогать. Как это сделать?
Правильный ответ: для этого нужно бородком и молотком утопить шляпки гвоздей внутрь, а затем строгать внешнюю поверхность изделия.
4. Практическое задание: необходимо вынуть гвоздь из изделия, не повредив при этом её лицевую поверхность.
Командам даются: по одной детали с забитым в неё гвоздём( можно использовать соединённые детали из предыдущего задания), клещи, шлицевая отвёртка или стамеска, небольшая фанерка.
Правильное выполнение задания: сначала нужно выпрямить загнутый конец гвоздя на обратной стороне детали. Затем молотком подбить гвоздь, перевернуть деталь лицевой стороной вверх , подложить кусок фанеры под клещи и вынуть гвоздь.
Подводится итог конкурса, оглашаются и записываются на доске результаты и если необходимо исправляются ошибки, называя правильные ответы.


-7-
Шестой конкурс «Маленькие хитрости»
Учитель: «Наш последний конкурс называется «Маленькие хитрости». За него вы сможете получить ещё 3 балла.
У любого мастера всегда есть маленькие хитрости, и при работе он ими пользуется. Постарайтесь ответить на следующие вопросы. На обдумывание 30 секунд.
1. Как легко и безопасно забить маленький гвоздик?
Правильный ответ: при забивании маленького гвоздика есть вероятность попасть молотком по руке. Чтобы этого не произошло, можно воспользоваться кусочком пластилина, или предварительно наколоть это место шилом, или сначала воткнуть гвоздик в полоску бумаги. Есть и другие способы.
2. Зачем мыло шурупу?
Правильный ответ: перед тем как завернуть шуруп в твёрдую древесину, его нужно потереть о кусок мыла, чтобы эта работа прошла легче.
3. Как юный столяр может помочь маме на кухне управиться с горячей крышкой кастрюли без прихватки или полотенца?
Правильный ответ: под дужку крышки кастрюли можно вставить деревянную чурку. После этого даже горячую крышку можно брать руками
3. Подведение итогов и награждение команд
Пока жюри или учитель подводят окончательные итоги, приглашённый заранее библиотекарь проводит беседу о книгах, представленных на книжной выставке «Юным техникам».
Заключительное слово учителя: «Сегодня вы проявили все свои знания и умения, которые получили на уроках технологии. Вы многому научились. Может что-то было для вас новым. Надеюсь, вы смогли понять, что профессия столяра непростая; что рядом со столяром работают люди многих других профессий. В том же стихотворении Маяковского, с которого мы и начали, говорится, «что все профессии нужны, все профессии важны».
И кем бы вы ни стали в жизни , вам всегда пригодятся смекалка и взаимовыручка, умение работать самостоятельно и в коллективе, которые вы проявили сегодня. Все вы старались и были очень активны. Спасибо за ваш труд. Думаю, что все вы заслужили отличные оценки, хотя это не самое главное. Главное, что вы смогли победить самих себя, свой страх и неуверенность, сомнения и нерешительность. Тем не менее это турнир и должен быть победитель. Сегодня им стала команда. Второе место у команды.. . Награждение команд.
Спасибо и до новых встреч.»
-8-
Приложение
Задание к конкурсу «Чертёж»

-9-
Литература
1.Технология.содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М. Вентана-Граф. 2008г.304с.
2.Программа предмета «Технология» под ред. В.Д.Симоненко 2008г.
3.Программно-методические материалы. Технология 5-11кл.\Сост.А.В.Марченко
М. Дрофа. 1998г. 192с.
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Составители
В.М.Казакевич, А.В.Марченко М. 2001г. 252с.
5.А.М.Маркуша А я сам: книга для тех, кто начинает мастерить М. Детская литература.
1998г. 299с.
6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Сост. Ю.Г.Круглов М. Просвещение
1990г. 335с.
7.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В.Ёлкина,
Т.И.Тарабарина. Ярославль : «Академия развития». 1997г. 224с.













-10-










2011-01-19 11-26-02_0007_контраст15