Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по автоматизации звука [ш] в словах и предложениях на тему: «Приглашение в гости» с использованием ИКТ
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема: Наши предки в далёком прошлом
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни древних славян, выявить особенности их жизни и быта.
Задачи: познакомить с бытом древних славян, их одеждой, жильём, трудовой деятельностью; вызвать интерес к истории России, воспитывать любовь и уважение к родной стране
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление и первоначальное понятие о предках русских - восточных славянах, их жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
понимают, самостоятельно формулируют и сохраняют целевые установки урока;
планируют собственную учебную деятельность
Познавательные:
выдвигают гипотезы, определяют способы решения проблем;
используют, текст и иллюстрации для получения информации о жизни восточных славян;
формулируют выводы из изученного материала;
Коммуникативные:
распределяют роли, взаимодействуют при работе в группах;
Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность; уважают достижения предков.
Форма работы: групповая.
Методы обучения: исследовательский, элементы проектной деятельности.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;
-динамическая пауза;
-рефлексия.
Оборудование: интерактивная доска, персональный ноутбук, презентация Power Point ватманы, наборы для ручного труда (цветная бумага, ножницы, клей), цветные карандаши и фломастеры, письменные принадлежности, листы с заданием и статьей для каждой группы, энциклопедии.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. Ещё древние славяне считали, что огонь очищает. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивее душой. Я желаю вам интересных открытий на этом уроке.
2.Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-derevyannye-rozhki-zheleznye-nozhki.html" Деревянные рожки, железные ножки,Шла, ковыляла, спину гнуть заставляла. (Соха)
Я – орудие труда жителя славянского поселка.Без меня невозможно убрать хлеб.(Серп
На весенних полях Бродит стадо черепах, И совсем не на ногах, А на собственных зубах. (борона)
- Что общего во всех отгадках? (орудия труда)
- А эти орудия труда к нам давно пришли? От кого они нам достались?(от наших предков)
- Как вы понимаете, кто такие предки?
3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация
- А вы знаете, кто были наши предки? (нет) А как мы можем это выяснить?
- Следующее задание поможет нам выяснить данный вопрос.
- Прочитайте текст и обозначьте корень в выделенных словах. Какие это слова? Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов – СЛАВ-
На слайде текст: Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.
СЛАВ-
… + ЯН = Е
- СЛАВЯНЕ
4.Целеполагание, тема урока.
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель перед собой поставите? А какие задачи будете выполнять для достижения цели? (Неожиданно появляется древний славянин)
- Здоровеньки були!
- Ой, куда это я попал? Кто вы такие?( подходит к ученику и проводит рукопожатие)
Дети: - А что означает это рукопожатие?
Древний славянин: - Этим рукопожатием я проверяю, нет ли ножа под рукавом у моего собеседника и рассматриваю какими узорами расписана его рубаха.
Учитель: Ребята, кто это пожаловал к нам на занятие? А как вы думаете, почему именно человек из прошлого появился у нас сегодня? (Предположения детей)
- Какие вопросы есть у вас к нашему гостю?
-Дети: - Как ваше имя?
Древний славянин: - Меня зовут Перваш.
Дети: - А почему вас так назвали?
Перваш: Потому что я первый ребёнок в семье.
Физминутка.(Древний славянин проводит физминутку под русскую народную песню «Лён-ленок»)
(Учащиеся выполняют движения вместе с Первашом.)
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала
Я полола, полола ленок,
Я полола ленок, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Уж я дергала, дергала, ленок,
Уж я дергала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
7.Постановка вопросов. Определение сферы исследования.
- Ребята, что бы вам хотелось сейчас узнать? (Кто такие древние славяне? Как они выглядят, во что одеты? Чем занимаются? Как выглядят их жилища?...) - Каким способом можно узнать ответы на интересующие вас вопросы? Кем вы сегодня будете?(исследователями)
- А кто такие исследователи?
Как можно проводить исследования? (Работая самостоятельно или в группе).Какую форма работы наиболее продуктивна? (Дети предлагают работу в группах). Вспомните правила работы в группе. (Учащиеся называют эти правила).
8.Работа в группах.
Для каждой группы определяется направление работы. (на каждом столе лежат иллюстрации)
- Вопросы каждой группе:
Посмотрите на иллюстрации, которые находятся у вас на столах. Как вы думаете, над чем вам предстоит работать, какой мини - проект выполнять? (В материал положить ловушку - в направление «Одежда древних славян»- эскизы одежды египтян; в направление «Жилище» - современный многоэтажный дом)
1 группа: Жилища славян.
2 группа: Одежда славян.
3 группа: Занятия славян.
- Итак, направление работы у вас есть, а какой ваш следующий шаг?
- Надо выдвинуть гипотезу.
-А что такое гипотеза? Каждая группа подумает и выдвинет гипотезу. А в конце занятия вы должны будете подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.
Совещание в группах. Выдвижение гипотез.
Работа в группах.( Каждая группа работает над своим направлением, пользуясь предложенным материалом и информацией со стола- помощника. Для каждой группы заготавливаются листы ватмана, наборы для ручного труда (цветная бумага, ножницы, клей), письменные принадлежности, цветные карандаши и фломастеры. )9.Защита мини-проектов.
По завершению каждая группа представляет отчет - презентацию о проделанной работе. Каждой группе вопрос: подтвердилась ли гипотеза?
10. Рефлексия
-Оцените результат работы: нашли ли вы ответы на все интересующие вопросы? Что вас особенно удивило, заинтересовало? Что ещё хотелось бы узнать из истории Древней Руси? Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? Кого вы бы сегодня похвалили? Кто проявил себя настоящим исследователем?
11.Домашнее задание
- Домашнее задание у вас будет творческим.
- Представьте, что вы - наш далекий предок. Нарисуйте рисунок «Один день из жизни древнего человека».
Методические рекомендации: Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: "Наши предки в далеком прошлом». Для развития познавательной мотивации используется наглядный материал: славянский костюм, предметы. На уроке учащиеся самостоятельно исследуют быт древних славян, их одежду жильё, трудовую деятельность. Для наиболее продуктивной формы исследования отмечается работа в группах. Предлагается пользоваться материалами «стола - помощника». Итогом урока может стать мини – проект по направлениям «Жилища славян», «Одежда » и «Занятия славян».
Список литературы:
Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Л.В.Занкова, Самара:Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2012г.
Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков . - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Интернет ресурсы:http://www.uroki.net/, http://www.zavuch.info/