Доклад: Проектирование рабочей программы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения и внедрения ФГОС ОВЗ
Тема доклада: «Проектирование рабочей программы слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения и введения ФГОС ОВЗ»
ФИО участника конференции Малкова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Наименование учреждения, город: ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Петровск-Забайкальская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
“Проектирование рабочей программы
слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью,
в условиях надомного обучения, внедрения ФГОС ”
(в рамках ГС(К)ОУ г. Петровск- Забайкальский 20.11.15 года)
Слайд 1 (практикум)
Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашей школы мы проводим практикум “Проектирование рабочей программы слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в условиях надомного обучения, введения ФГОС ОВЗ.
Слайд 2 (девиз)
И девизом нашего практикума будут следующие слова: Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной работы
Упражнение «Расшифруй слово»
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Предлагаю Вам, коллеги представить, что слово «Программа» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву из слова использовать для характеристики данного слова.
Давайте подведём итог, что же включает в себя понятие «программа» (с зачитыванием написанных понятий).
Педагогическая
Реабилитационная
Общеобразовательная
Государственная
Рациональная
Адаптированная
Моделированная
Музыкальная
амфогенная
Слайд 3 (актуальность)
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся слабовидящих с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются, существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название « адаптированная образовательная программа».
Слайд 4 (АОП)
АОП обеспечивают реализацию ФГОС ОВЗ с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся их родителей или законных представителей
В этом учебном году у нас организовано надомное обучение для двух ребят данной категории. В следующем учебном году всем школам предстоит переход на стандарты ФГОС ОВЗ на уровне начального общего образования. И кроме адаптированной основной образовательной программы для данного уровня образования, каждый педагог осуществляет образовательный процесс на основе рабочей учебной программы по конкретному предмету. Чтобы составить свою рабочую программу, данный практикум призван ответить на основные вопросы, возникающие у педагогов при разработке Рабочих программ: «что такое рабочая программа?», «кто ее разрабатывает?», «какова ее структура и содержание?», «кем она утверждается?».
Слайд 5 (цели практикума)
Цели нашей сегодняшней работы:
1. Познакомить педагогов с общими требованиями к разработке рабочей программы по предмету с позиций ФГОС ОВЗ для слабовидящих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
2. Разработать для педагогов методические рекомендации по составлению рабочих программ.
Как Вы уже поняли продуктом нашей сегодняшней работы должны стать методические рекомендации.
Слайд 6 цель методических рекомендаций.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам, работающим с данным контингентом обучающихся личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в составлении рабочих программ предметов или курсов.
Слайд 7 ИНО - индивидуальное надомное обучение
Во-первых, мы должны понять, для кого предназначено индивидуальное обучение. Индивидуальное надомное обучение - предназначено для детей с проблемами интеллектуального развития, отягощенного множественными хроническими заболеваниями, сложностями структуры дефекта, обострениями психоневрологического состояния, детей-инвалидов, которые по состоянию психофизического здоровья не могут посещать учебные занятия в соответствии с учебным планом школы.
Слайд 8
Определение данного варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слайд 9 Словарное значение слова «программа»
Таким образом, учитель встает перед необходимостью разработки рабочих программ по предметам.
Напомним словарное значение слова «программа»: план деятельности, работ; содержание основных положений и целей; документ с основными направлениями работы.
В современных условиях стоит разделить программы по следующим категориям: примерная (типовая) учебная , авторская и рабочая программы.
Слайд 10 (почему нельзя)
Почему нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ?
Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана.
Примерная программа не может использоваться в качестве рабочей, поскольку не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.
Она является ориентиром для составления авторских, рабочих программ и учебников. (Закон РФ «Об образовании», п. 5 ,ст.14,).
Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета, но не учитывает школьный и региональный компонент. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программе предшествует ее экспертиза и апробация.
Слайд 11 (рабочая программа)
Для того, чтобы реализовать адаптированную образовательную программу, необходимы рабочие программы по каждому предмету учебного плана, которые являются её составной частью и регламентируют деятельность учителя с учетом специфики учреждения, уровня подготовки слабовидящего обучающегося, учебно-методических и материально-технических возможностей школы.
Р.П.-это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой)
Слайд 12. Что такое рабочая программа?
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Составляется учителем по определенным учебным предметам и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.
Например, «Рабочая программа по математике в 1 классе».
Примерные учебные программы носят рекомендательный характер и являются основой для составления педагогами рабочих программ, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием (Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.5).
Слайд 13
Рабочие программы носят точный, конкретный характер.
«Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» относится к компетенции образовательного учреждения
(пункт 2.7. ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании»)
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета
Задачи Рабочей программы - дать представление о практической реализации ФГОС ОВЗ при изучении конкретных предметов;
-конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса.
Слайд14
Исходными документами для составления рабочей программы педагога являются документы на слайде.
Закон «Об образовании»
ФГОС ОВЗ «Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года»
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- ОВЗ
Базисный учебный план государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в государственных специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, Владос,
М. – 2011г.
Слайд 15
Школьной основой здесь будут локальные акты.
Адаптированная образовательная программа;
Годовой календарный учебный график школы;
Учебный план школы на конкретный учебный год;
Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы
Слайд 16 Рабочая программа педагога выполняет следующие функции:
Нормативную функцию – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Целеполагания – программа определяет ценностные цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область.
Содержательную функцию – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и базовых учебных действий, подлежащих освоению слабовидящими обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Процессуальную функцию – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения.
Оценочную функцию – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.
Слайд17
При составлении рабочей программы педагог учитывает:
1) Требования ФГОС;
2) Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
3) Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир адаптированная образовательная программа);
4) Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
5) Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы: минимальный и достаточный уровни («ученик научится», «ученик получит возможность»);
6) Объем часов учебной нагрузки определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
7) Уровень профессиональной компетентности;
8) Особенности данной категории учащихся;
9) Материально техническое обеспечение образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету составляется, как правило, на один учебный год. Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану уровня общего образования учреждения и годовому календарному учебному графику. По окончании учебного года рабочая программа хранится в учреждении в течение 3-х лет.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации рабочей программы для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в рабочую программу учебных предметов для конкретного ребенка-инвалида.
Слайд17
Изменения, внесенные в программу, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п
Изменение
Обоснование
1
2
Описание возможных изменений:
1) Изменение последовательности изучения тем учебного курса;
2) Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной
темы учебного курса;
3) Изменение в логике изложения материала, предусмотренной Авторской программой;
4) Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;
В конце учебного года по итогам реализации рабочих программ по предметам в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Алгоритм составления рабочей программы
в условиях надомного обучения и внедрения ФГОС ОВЗ.
Слайд18-20
№
Описание действий педагога
1
Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей. Изучение комплексного психолого-педагогического обследования, определение его возможностей в изучении данного курса
Выбор программы по учебному курсу и соответствующее ей учебно методическое обеспечение.
2
Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной
Программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения.
3
Определить уровень подготовки слабовидящего обучающегося с умственной недостаточностью к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в адаптированной образовательной программе учреждения.
4
Прописать цели ориентиры освоения учебного курса «ученик научится», «ученик получит возможность»
5
слайд
Прописать цели ориентиры формирования базовых учебных действий.
6
Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень
тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по
учебному курсу.
7
Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу.
8
Определить последовательность изучения тем и количество часов,
составить календарно тематическое планирование.
9
Составить перечень дидактического, справочного материала.
10
Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для
реализации Рабочей программы.
11
слайд
Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы
12
Представить Рабочую программу методическому объединению учителей образовательного учреждения. Рабочие программы проходят экспертизу в школьном методическом объединении. Результаты рассмотрения рабочей программы каждого педагога оформляются в виде заключения (листа экспертизы), в котором даются рекомендации к использованию программы в образовательном процессе.
13
Представить Рабочую программу на утверждение руководителю
образовательного учреждения. Сроки и порядок процедуры утверждения рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога.
14
Доработать программу с учетом рекомендаций членов методического объединения учителей и/или руководителя образовательного учреждения.
15
Использовать Рабочую программу после приказа об её утверждении
руководителем образовательного учреждения
Слайд.
Упражнение «Волна расслабления» (Под музыку).
Примите удобную позу, посмотрите на слайд, закройте глаза. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую информацию.
Слайд 21
Итак, мы с Вами поработали над алгоритмом составления программы, определились, что для реализации ФГОС наряду с адаптированной основной образовательной программой у каждого педагога должна быть рабочая программа по предмету, которая разрабатывается в соответствии с локальным актом, в котором определены требования к составлению программы и её структура. Как правило, таким локальным актом является Положение о рабочей программе, принятое педагогическим советом, утвержденное приказом директора школы и обязательное для исполнения всеми, кто составляет рабочие программы к учебным предметам или курсам. Мы в школе в июне 2015 года приняли такое Положение на педсовете, затем был издан приказ об утверждении данного Положения и учителями, началась работа по подготовке рабочих программ для 1-х классов по ФГОС ОВЗ.
Каковы же требования к составлению рабочей программы в условиях введения ФГОС ОВЗ? Существуют общепринятые требования, прописаны они и в нашем Положении.
Рабочая программа имеет свои структурные элементы, которые должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. Обязательными структурными компонентами рабочей программы являются:
Слайд 22
Структура рабочей программы согласно положению о рабочей программе.
Титульный лист.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Содержание курса
Тематический план учебного курса
Планируемые результаты освоения программы
Учебно-методическое обеспечение
Календарно – тематическое планирование
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы обучающимися слабовидящими с интеллектуальной недостаточностью
Теперь кратко пройдем по разделам, я предлагаю Вам разбиться на группы, чтобы поработать с рабочими программами наших педагогов, составленных ими для работы в 1-х классах в этом учебном году.
Содержание образовательных предметов в индивидуальных программах снижено по сравнению с базовыми курсами.
Мы рассмотрим следующие предметные курсы.
Письмо и развитие речи
Чтение и развитие речи
Математика
Развитие устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности
Слайд 23 (титульный лист)
На слайде мы видим, какую информацию должен содержать титульный лист, который является структурным элементом программы, представляющий
Поле для наименования учреждения в соответствии с Уставом;
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения, и заместителем директора по УВР).
Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа, номера приложения к адаптированной образовательной программе).
Название учебного предмета.
Класс, в котором изучается учебный курс, ФИ обучающегося
ФИО педагога, разработавшего и реализующего программу, указание стажа работы, категории.
Год составления программы
Слайд 24
Подробнее посмотрите на грифы титульного листа, по требованиям ФГОС ОВЗ обязательно указывается № приложения к АОП для обучающегося.
Слайд 25
На слайде мы видим титульный лист
Слайд 26 (пояснительная записка)
Назначение пояснительной записки
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Слайд 27
2.1.Пояснительная записка должна отражать информацию:
о нормативных документах и материалах, на основе которых составлена рабочая программа;
о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе, на которые направлена рабочая программа;
об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; а также методический комментарий, адекватный содержанию АОП и психофизиологическим особенностям обучающегося.
Слайд 28
Общая характеристика учебного предмета, курса определяет специфику и значение предмета для решения целей и задач основной образовательной программы начального общего образования ОУ.
Слайд 29
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ, указывается, к какой образовательной области относится, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов.
Слайд 30
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками АОП для слабовидящего обучающегося с интеллектуальной недостаточностью по предметам
Слайд 31
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и авторской программы могут быть дифференцированы по уровням.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Слайд 32
Содержание учебного предмета, курса - перечень тем с расшифровкой их содержания и указанием количества часов на изучение каждой темы.
Слайд 33 (уч-тематический план)
Представляет собой разделение всего содержания учебного курса на дидактические единицы их нумерацию с указанием продолжительности изучения.
Слайд 33 (КТП) Календарно-тематическое планирование конкретизирует
. Название тем, разделов последовательность их изучения
Количество часов, отведенных на изучение темы, раздела
Коррекционные задачи
Требования к результатам освоения АОП обучающимися слабовидящими с интеллектуальной недостаточностью
КТП составляется на весь учебный год, оформляется в виде таблицы и является обязательной частью рабочей программы.
Запись названий тем уроков в классном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в КТП.
Слайд 34 (уч-методическое обеспечение)
Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы.
Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.
Для учителя учебно-методическое обеспечение – это авторский УМК!!!
Слайд 35 (лист изменений)
Должен иметь формат поурочного тематического плана.
Он предусмотрен для фиксации возможных изменений в рабочей программе, необходимость в которых может возникнуть в течение учебного года.
Учитель имеет право вносить изменения в рабочую программу при условии согласования их с администрацией школы.
Все изменения в рабочей программе заверяются подписью директора школы.
Слайд 36 (экспертиза РП)
Рабочие программы проходят экспертизу в школьном методическом объединении. Результаты рассмотрения рабочей программы каждого педагога оформляются в виде заключения (листа экспертизы), в котором даются рекомендации к использованию программы в образовательном процессе.
Слайд 37 (утверждение РП)
Рабочая программа утверждается приказом руководителя учреждения ежегодно.
Сроки и порядок процедуры утверждения рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога.
Порядок оформления рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога.
Упражнение «Структура рабочей программы»
Я предлагаю подгруппам на лепестках «ромашки» составить структуру рабочей программы. Результатом вашей работы должна стать ромашка, которая раскрывает структуру рабочей программы и неотъемлемые, по – вашему мнению, её единицы Следующие подгруппы отвечает на вопросы:
С чем в составлении ромашки предыдущей подгруппы вы согласны?
Какие вы добавите лепестки в этот цветок?
Итогом групповой дискуссии должны стать 5 ромашек, удовлетворяющих всех участников.
Теперь каждая группа получает своеобразный «скелет» наших методических рекомендаций. Необходимо пересмотреть их и решить обеспечивают ли они педагогам, работающим с данным контингентом обучающихся личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в составлении рабочих программ предметов или курсов (с учетом того, о чём мы сегодня говорили), или вы хотели бы предложить, что то своё в составлении данных рекомендаций.
Затем мы выслушаем каждую группу это и будет конечным продуктом нашей сегодняшней работы.
Выступления от групп.
Обобщение рекомендаций.
Упражнение. «Чему я научилась»
Цель: рефлексия
Задание: дополнить неоконченные предложения
- Я научилась.
- Я узнала, что.
- Я была удивлена тем, что..
- Мне понравилось,
- Я была разочарована тем, что.
- самым важным для меня было.
- что буду использовать в своей работе
Всем спасибо за активное участие!!!
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Заголовок 3Заголовок 415