Конспект урока физики в 7 классе на тему: «Окружающий мир и механическое движение. Тело отсчета. Материальная точка и относительность движения»


КГУ СОШ № 40 «ГУ Отдел образования г. Семей ВКО»
Конспект урока физики в 7 классе на тему:
«Окружающий мир и механическое движение. Тело отсчета. Материальная точка и относительность движения»
Учитель физики
Рудых Ольга Сагындыковна
г. Семей, 2014 г.

Цель урока:Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о механическом движении, материальной точки, относительности движения.
Задачи:
Обучающие:формирование понятий механического движения, как одного из видов движения окружающего нас мира, прививать навыки культуры речи.
Развивающие:развивать умения применять полученные знания при объяснении и комментировании физических качественных задач, презентации групповой работы; умение работать с инструкционной картой, развитие умения выделять главное и прослеживать причинно следственные связи.
Воспитательные:содействовать в ходе урока воспитанию творческого подхода к решению физических задач, воли, решительности, коллективизма при выполнении групповой работы, смелости при выполнении демонстрационных практических работ.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование:презентация «Механическое движение», компьютер, проектор, экран, модель «Солнечной системы», игрушечная машина, карандаши и др.
Модули:
ИКТ
Критическое мышление
Обучение талантливых и одаренных
Формы и методы:
Индивидуальная работа
Групповая работа,
Работа в парах
Наглядные
Словесные: объснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
практические
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Методы, приемы и формы обучения Учебно-методическое обеспечение
Организационный момент
Приветствие При входе в класс ученики получили жетоны различного цвета (голубой, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
Учитель предлагает учащимся распределить одинаковые роли в группе
для каждого члена команды: тайм менеджер группы, куратор группы, спикер группы, дизайнер группы, редактор группы. Учитель приветствует учеников. Формируются группы по цвету. 5 групп. Ученики проходят на свои места. Распределяют роли.
Приветствуют учителя, друг друга. Ученики готовы к началу работы. коллективная
Стадия «Вызова»
«Кластер» Озаглавьте, одним словом, что объединяет данные эпизоды из окружающего нас мира? (Движение)
Какие у вас ассоциации с данным словом ДВИЖЕНИЕ? Отвечают на поставленный вопрос. Выслушиваются ответы учащихся по группам
Ученики приводят варианты ответов. индивидуальная работа по группам

Постановка темы, целей и задач урока, мотивационная деятельность учащихся Учитель: озвучивает тему урока, называет цели и задачи урока.
В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение повсюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.
Сегодня у нас урок практический. Девиз нашего урока – «Научить нельзя, научиться можно!
Скажите, как будет звучать наша тема урока? (Появляется слайд тема урока).
Назовите цель и задачи урока? (Появляетсяслайд). Подводится общий итог целей и задач урока.
Как вы заметили мы работаем в группах, у нас пять команд. Работа в группах будет оцениваться индивидуально для каждого в баллах, вносить полученные баллы будете в оценочный лист ученика.

Приложение 1. Оценочный лист ученика. Ученики слушают.
Отвечают на вопросы.
Подписывают оценочный лист ученика. Индивидуальная работа


4.Изучение нового материала Начиная изучать раздел физики – механика. Мы прослушаем с вами реферат который подготовила ученица: «Автобиография Исаака Ньютона».
На столах для каждой группы представлен постер опираясь на данное содержание постера вам нужно составить свой постер отвечая на следующие вопросы:
Что называют механическим движением? Пример
Сформулировать понятие относительность движения. Изобразить пример в виде рисунка и указать что будет являться телом отсчета, а что движущемся телом?
Почему покой относителен? Привести пример в виде графика или рисунка?
Что называют системой отсчета (с.о)?
С какой целью нужно выбирать с.о.? Привести пример?
Система координат, ее виды?
Приложение 2. Содержание постера Работа с содержанием постера учащимися. Читаю параграф учебника, самостоятельно в группе изучают материал урока. Ученики составляют постер по группам. Отвечают на вопросы, оформляют свою работу в группе после обсуждения на постере.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.





5.Здоровьесберегающая пауза
(стадия расслабления) Учитель просит учащихся развернуться за свои парты и предлагает комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 раза.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 раза.
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4 раза.
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 2 раза. Учащиеся выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз под руководством учителя. Коллективная работа Звучит спокойная музыка

6.Презентация результатов выполненного задания Работать будем следующим образом (метод Джигсо): вы работали над своим постером и вам отводилось время, как прозвучит сигнал вы должны перейти в другие группы (по 4 ученика в каждой), где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В оценочные листы (Приложение 1) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.
На работу в экспертных группах отводится 7 мин.
По истечении 8 минут звучит сигнал, по которому учащиеся переходят в кооперативные группы (по номерам) и знакомят учащихся со своими темами, оценивают.
На работу в кооперативных группах отводится 8 минут.
Время вышло, надеюсь, все успели рассказать свою тему. Теперь ваша задача оценить выступление тех учащихся, которых вы выслушали (если не успели это сделать во время рассказа).
Сейчас вам предстоит выполнить дифференцированные задания, с каждым уровнем повышается сложность задания, а вместе с ней и оценка.
– Попрошу вас быть внимательными и быстрыми. Задания по группам.
Выполнение заданий – 7 минут.
– Время вышло. Сейчас вам необходимо презентовать свою работу. Защищают свои работы рассуждая и объясняя изученный материал.
Групповая работа
Индивидуальная работа Постер сделанный учениками.





7.Выходной контроль Молодцы! Вы представили свои работы, теперь мы можем сказать, что приобрели новые знания.
Предлагаю вам наполнить данную корзину «Корзина понятий» приобретенными знаниями, полученными на уроке.
Скажите, с какими понятиями мы с вами познакомились? Перечисление.
Дайте определение новым знаниям?
Учащиеся подводят итог урока заполняют «Корзину идей». Фронтальная беседа
Индивидуальная и групповая работа.
8.Рефлексия Осознание учениками смысла их деятельности на уроке, предпочитаемых способов выполнения заданий и оценка их деятельности на уроке
Давайте вместе оценим нашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить свою работу. Учащиеся выставляют себе оценки методом взаимооценивания и самооценивания себя на уроке. Групповая работа

9.Домашнее задание
подведение итогов Закрепление изученного на уроке.
Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой.
ФИЗИКАВТРНКОМАТЕРИЯЕУЦ
КУХДВИЖЕНИЕЕУКПТОЧКАНР
АТОМЕЪЭЮПУТЬЬЬЦЙФЯДРО
АВЫСИСТЕМАГГОТСЧЕТАКУЖ
ПТНОТНОСИТЕЛЬНОСТЬГЬЬУ
МЕНЗУРКАЫФЯОБЪЕМЛДЖЦЬ
ЬЮТРАЕКТОРИЯНЕДЛИНАЕКО
БЮЪЭХПОСПРПЕРЕМЕЩЕНИЕ
ЕТОРПЗПЖБМЕХАНИКАЙФЫВ
Запись в дневник домашнего задания. Задание представлено на слайде. Записывают в дневник домашнее задание. Индивидуальная