Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке


Кагальницкая детская школа искусств им.М.И.Глинки Азовского района Ростовской области
Открытый урок на тему:
Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения
Подготовила преподаватель
Синягина И.А.
с.КагальникТема урока: «Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения».
Цели урока:
Образовательная - приобретение навыка осознанного распределения смычка.
Развивающая – развитие двигательной координации.
Воспитательная – формирование музыкальных и скрипичных навыков, развитие творческого интеллекта.
Задачи урока:
Образовательная – а) научить ученика различать элементы движений смычка (скорость, параллельность подставке, игровую точку, прикосновение к струне).
б) приучать его к зрительному контролю за движениями смычка.
Развивающая – а) развитие слухового контроля.
б) развитие двигательного контроля.
в) развитие взаимодействия слухового, двигательного и зрительного восприятия.
Воспитательная – а) воспитание свободы в овладении игрового движения.
б) формирование мышления учащегося в области поиска удобных движений.
План урока:
1.Вступительная часть:
а) Подготовительные упражнения.
2. Основная часть:
а) Работа в отдельных частях смычка по открытым струнам.
б) Изучение правильного распределения смычка в простых комбинированных штрихах по одной открытой струне.
в) Распределение смычка в исполнении legato по одной струне с использованием пальцев левой руки.
г) Распределение смычка при переходах со струны на струну в разных простых ритмических вариантах по открытым струнам.
д) Работа над правильным распределением смычка при соединении 2-х, 3-х и 4-х открытых струн в legato.
е) Закрепление полученных навыков с использованием левой руки.
3. Домашние задание.
Содержание урока:
1а) Выполняем комплекс упражнений для расслабления плечевого пояса, корпуса и работаем с карандашом.2а) Учащийся исполняет пьесу Т.Зебряк «Гром» рис.1 сначала в середине смычка, затем в верхней части, потом в нижней части смычка. Эта пьеса состоит из четвертных нот, т.е. однообразного ритмического рисунка, что является лучшим для воспитания зрительного контроля за движениями смычка в отдельных его частях. Побуждаем ребенка к зрительному контролю, чтобы смычок не выходил из необходимой зоны. Обращаем внимание на плавные смены движений смычка вверх и вниз и свободное сгибание и разгибание правой руки. Можно исполнить эту пьесу на всех струнах и подключить рулевое движение правого локтя. Исполняя пьесу, побуждаем ученика слушать звучание инструмента и обращаем его внимание на то, что при игре в верхней части смычка ведущее движение принадлежит предплечью, а при игре в нижней части смычка – плечу. После проработки частей смычка можно сыграть эту пьесу всем смычком и контролировать внимание учащегося на плавные смены смычка у колодки и доведение до конца смычка, на параллельность ведения смычка подставке и нажим на струну. Вся работа с учеником сопровождается показом педагога на инструменте.
б) Распределение смычка в комбинированных штрихах: предлагаем ученику исполнить пьесу «Как у нашего кота» В.Якубовская рис.2. Пьеса начинается с восьмых нот. Сначала пропеваем пьесу со словами, затем прохлопываем в ладоши. Усложняя ритмическую задачу, восьмые - хлопаем, а четверти – топаем. Теперь играем на скрипке. Начинаем пьесу с середины смычка и помним о зрительном и слуховом контроле. Четвертную доводим до конца и следующие восьмые играем в конце смычка. Происходит чередование движений: то весь смычок, то у конца, то у колодки. Побуждаем учащегося проверять свободу и плавность движений рук.
Еще одна пьеса для распределения смычка: «Барашеньки» рис.3. Эта пьеса начинается с четвертных, в отличии от предыдущей. Здесь необходимо следить за скоростью ведения целым смычком, игровой точкой, за свободой правого локтя при игре у колодки.
в) Чтобы научиться распределению смычка в legato, необходимо зрительно поделить смычок на то количество частей, сколько требуется соединить нот на одно проведение смычка. На начальном этапе обучения на одно проведение смычка играется, обычно, 2-4 ноты. На данном этапе урока задача усложняется применением пальцев левой руки. Пьеса «Зарядка» В. Якубовская. Изначально её нужно спеть со словами, потом нотами, далее прохлопать ритмический рисунок, представить движение 1-го пальца левой руки. Далее можно исполнять сначала по 2 ноты легато на одно проведение смычка, потом по 4 ноты. Следить за движениями пальца левой руки, за плавным соединением движений смычка. Пьеса « Солнышко просыпается» Т.Л.Гуревич, Н.Зимина рис.4. В этом произведение нужно следить за скоростью ведения смычка, соединять звуки без толчков, соблюдать метро-ритмическую организацию, слушать интонацию и следить за движением 1-го пальца левой руки (постепенным ускорением его движений). Здесь особенно важна координация между движениями правой и левой рук.
г) На предыдущем материале учащийся применял распределение смычка по одной струне. В пьесе «Солнышко» Синягина И. рис.5 ставится задача соединения струн и распределения смычка в ритме: четверть, две восьмые. Педагог показывает эту пьесу на инструменте и объясняет механизм действий правой руки. Обязательно надо спеть её со словами и с нотами, усвоить ритмический рисунок. При игре ученика побуждать его к одновременному зрительному, слуховому и двигательному контролю. Переносить смычок плавно, без толчка и ведущая роль принадлежит предплечью правой руки. Локоть правой руки занимает среднее положение по отношению к двум струнам. Еще одно полезное произведение «Про Машу и кота» рис.6 из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н. Зимина. В нем точно такие же задачи, как и в предыдущем произведении, только начинается оно с восьмых нот.
д) «Слушай, мама!» Л.Гуревич рис.7. Задача: а) соединение струн в равномерном распределении смычка на две половины; б) при переходе смычка на другую струну не прекращать продвижения смычка и приближать его заранее к следующей струне. Главное добиваться цельности в сложном движении правой руки (сгибание-разгибание в локте и кисти и переносе руки в плоскость новой струны). Для соединения 3-х и 4-х открытых струн хорошо упражнение «Колесико» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина рис.8.
е) Для закрепления полученных навыков может подойти пьеса «Мелодия после дождя» Е.Подгайц рис.9. В ней чередуется 2 струны legato, две - отдельно и ставятся задачи распределения смычка в legato на весь смычок и скоординированного движения то в верхней части смычка две струны отдельно, то в нижней. Важна координация в движениях правой руки: свобода кисти, которая перенося смычок на новую струну, опускается или поднимается вслед за предплечьем. Упражнение «За рулем» рис.10 поможет закрепить умение распределять смычок в legato с использованием 1-го пальца левой руки, применять рулевое движение локтей правой и левой рук, активизировать внимание к скорости ведения смычка, к зрительному, слуховому контролю и их взаимодействию.
3. Домашнее задание:
Повторять пройденные пьесы и закреплять приобретенные навыки, следя за свободой рук и корпуса, за звуком и плавными сменами движений смычка.

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Музыкальное сопровождение концертмейстера:
1 «Гром» Т.Зебряк2 «Как у нашего кота» В.Якубовская
3 «Барашеньки» В.Якубовская
4 «Зарядка» В.Якубовская
5 «Солнышко» Синягина. И
6 «Солнышко просыпается» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина.
7 «Про Машу и кота» Л.Гуревич, Н.Зимина.
8 «Слушай, мама» Л.Гуревич
9 «Мелодия после дождя» Е.ПодгайцМетоды, использованные на уроке:
1 Исполнительского показа.
2 Наблюдение.
3 Беседа.
4 Объяснительно-иллюстративный.
5 Сопоставление.
Учебная литература, использованная на уроке:
Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука»
Зебряк Т. «50 пьес на открытых струнах»
Якубовская В. «Вверх по ступенькам»
Использованная литература:
Берлянчик М. «О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки» Статьи.
Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке.
Флеш К. «Искусство скрипичной игры»