Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа»


Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 5 от 29.08.2016г. Утверждена приказом от___________2016г. №________
Директор___________Г.В.АлпатоваДополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Мир декупажа»
для обучающихся 12-16 лет
с задержкой психического развития
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Галина Николаевна Кузнецова,
воспитатель
г.Котовск
2016г.
Содержание программы.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Программное содержание.
Ресурсное обеспечение.
Прогнозируемые результаты.
Литература и интернет-ресурсы.

1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основной целью программы является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Работа кружка по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ, например для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер ( во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).
Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня. Иименно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям с ОВЗ реализовать то лучшее, что в них есть.Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка с ОВЗ, реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышаетвнимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Цель программы
Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы
Образовательные :изучать приемы вырезания, декопаж (выравнивание) в технологии изготовления различных изделий;
изучать приемы наклеивания различными способами;
изучать приемы лакирования изделия;
обучать приемам самостоятельной разработки изделия, основам композиции;
знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
закреплять и расширять знания и умения в области изобразительного искусства, истории.
приобретать навыки учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
формировать навыки работы в коллективе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, предметов интерьера.
воспитывать трудолюбие, любовь к труду и людям труда;
воспитывать привычки к сознательному выполнению заданий;
формировать навыки культуры поведения во время занятий;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям разных стран.
Развивающие:
мотивировать творческую деятельность учащихся;
развивать художественную инициативу и вкус;
формировать творческое мышление;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
знакомить с различными направлениями народного творчества разных стран;
обогащать визуальный опыт через знакомство с произведениями декоративно-прикладного творчества.
Коррекционные:
корректировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе   трудовой деятельности;
развиватьумение планировать предстоящуюработу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль;
способствовать развитию мелкой моторики рук;
корректировать поведение при работе в коллективе.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется на базе ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час. В группе занимаются учащиеся 6-х, 7-х, 8-х, 9-х.классов. В рамках данной программы обучающимся предоставляется возможность получить дополнительные и расширенные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.
Основная форма организации учебного процесса – внеклассное занятие или творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения декупажа. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.
В процессе обучения по данной программе используются различные формы организации занятий:
фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).
Особое внимание уделяется дифференцированному подходу.
При проведении занятий используются следующие формы: беседы, практические занятия, игры, экскурсии, викторины, конкурсы, мастер-классы.Также в обучении используются экскурсии,  посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декупажа, готовых работ кружковцев, игры и викторины.
2. Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов
теор. практ.
1. Хоровод красок 3,5 10,5
2. Идеи для подарка 0,5 13,5
3. Оригинальные идеи декупажа1 17
4. Секрет уюта 1 21
Всего часов 6 62
3. Программное содержание.

п/пТема Содержание Коло-во часов
теор. практ.
I.Хоровод красок
1. «Знакомство с миром декупажа» Занятие-презентация. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. 1 -
2. «Что может декупаж» Дизайнерские возможности. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. 2 -
3. «Подготовка поверхности для декупажа» Способы подготовки поверхности. Шлифование, грунтовка. Виды грунта. 0,5 0,5
4. «Декорирование тарелки» Декупаж на керамической поверхности.Подбор мотива. Метод обрыва краев.Создание композиции. - 1
5. «Декорирование тарелки» Подготовка поверхности к работе. - 1
6. «Декорирование тарелки» Декорирование с помощью подручных средств (яичная скорлупа, камни, ракушки, нитки и др.) Финишное покрытие. - 1
7. «Картина на керамической плитке» Подбор мотива, обработка поверхности, создание композиции. - 1
8. «Картина на керамической плитке» Финишное покрытие, дополнительное декорирование - 1
9. «Разделочная доска» Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка поверхности, создание композиции. - 1
10. «Разделочная доска» Выполнение работы, дополнительное декорирование. - 1
11. «Разделочная доска» Финишное покрытие лаком - 1
12. «Кормушка для птиц» Декупаж на деревянной поверхности.Подбор мотива, подготовка поверхности, создание композиции. - 1
13. «Кормушка для птиц» Выполнение работы, дополнительное декорирование, финишное покрытие. - 1
II. Идеи для подарка
1. «Горшок для цветов» Подготовка поверхности. Выбор мотива, создание композиции. - 1
2. «Горшок для цветов» Выполнение работы. Финишное покрытие. - 1
3. «Коробка для подарка» Декупаж на картоне. Выбор мотива, создание композиции. - 1
4. «Коробка для подарка» Выполнение работы. Финишное покрытие. Дополнительное декорирование. - 1
5. «Ваза» Декупаж на керамической поверхности.Подготовка поверхности, выбор мотива, создание композиции. - 1
6. «Ваза» Финишное покрытие лаком. Дополнительное декорирование. - 1
7. «Обратный декупаж» Знакомство с техникой. Выбор изделия и материала для декорирования. 0,5 0,5
8. «Обратный декупаж» Декорирование тарелки. Подготовка поверхности, создание композиции, выполнение работы. - 1
9. «Обратный декупаж» Финишное покрытие лаком - 1
10. «Чайная чашка» Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. - 1
11. «Чайная чашка» Выполнение работы. Дополнительное декорирование. - 1
12. «Чайная чашка» Финишное покрытие лаком. - 1
13. «Подарок на день рождения» Выбор материала, подготовка поверхности, создание композиции. - 1
14. «Подарок на день рождения» Дополнительное декорирование. Финишное покрытие. - 1
III. Оригинальные идеи декупажа.
1. Шкатулка «Морской пейзаж» Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. - 1
2. Шкатулка «Морской пейзаж» Выполнение работы. - 1
3. Шкатулка «Морской пейзаж» Дополнительное декорирование. Финишное покрытие. - 1
4. «Елочная игрушка» Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. - 1
5. «Елочная игрушка» Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком - 1
6. «Часы» Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции. 1
7. «Часы» Выполнение работы. 1
8. «Часы» Финишное покрытие. 1
9. «Часы» Установка часового механизма. Дополнительное декорирование. 1
10. «Декоративная бутылка» Подготовка поверхности, выбор материала, составление композиции. - 2
11. «Декоративная бутылка» Выполнение работы. - 1
12. «Декоративная бутылка» Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком. - 1
13. «Салфетка» Декупаж на ткани. Знакомство с техникой декупажа на ткани, выбор материала.составление композиции, изготовление. 0,5 0,5
14. «Салфетка» Составление композиции, изготовление. - 1
15. «Моя идея» Выполнение работы. Дополнительное декорирование. 0,5 2,5
IV. Секрет уюта Финишное покрытие лаком.
1. «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» Знакомство со стилем. Подготовка поверхности. 0,5 0,5
2. «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» Выбор мотива. Создание композиции. Оформление изделий. - 1
3. «Шкатулка и панно в стиле шебби-шик» Финишное покрытие изделия. - 1
4. «Панно «Черное и белое» Подготовка поверхности.Выбор мотива. Создание композиции. - 1
5. «Панно «Черное и белое» Выполнение работы. Дополнительное декорирование. - 1
6. «Панно «Черное и белое» Винишное покрытие лаком - 1
7. «Ваза для цветов «Весна» Подготовка поверхности. Выбор мотива. Составление композиции. - 1
8. «Ваза для цветов «Весна» Выполнение работы - 1
9 «Ваза для цветов «Весна» Дополнительное декорирование. Финишное покрытие лаком - 1
10. «Набор тарелок «Города» Самостоятельная работа - 3
11. «Подставка под чашку» Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. - 1
12. «Подставка под чашку» Выполнение работы. Дополнительное декорирование. - 1
13. «Подставка под чашку» Финишное покрытие лаком - 1
14. «Кракелюр» Знакомство с техникой. Кракелюр своими руками. Изготовление образца. - 1
15. «Чайный домик» Подготовка поверхности, выбор материала, создание композиции. - 1
16. «Чайный домик» Выполнение работы. - 1
17. «Чайный домик» Кракелюрное покрытие изделия. - 1
18. «Чайный домик» Дополнительное декорирование. - 1
19. Самостоятельная работа Выбор материала, декора. Создание композиции. Подготовка поверхности. Выполнение работы. - 1
20. Подведение итогов. Оформление выставки «Наши работы» Подведение итогов. Оформление выставки 0,5 0,5
Всего часов: 68 6 62
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:
Помещение - класс
Краски акриловые
Лаки на водной основе
Акриловый грунт
Клей ПВА
Инструменты - кисти, губки, простые карандаши, салфетки, контуры, наждачная бумага, ножницы и др.Заготовки для декупажа: тарелки, деревянные доски, шкатулки, заготовки для часов, бутылки, вазы и др.
Интернет-ресурсы
Демонстрационный материал: иллюстрации, видеофильмы, фотографии, слайды
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Личностные результаты:
способность к адекватной оценки своей деятельности;
взаимопомощь во время выполнения работы;
развитие творческого мышления, художественного вкуса
уважительное отношение к народным традициям и обычаям.
Предметные результаты:
освоение основных техник декупажа, область их применения;
понимание значения терминов: декупаж, декор, композиция, красители, лаки, грунт и другие;
знание инструментов и приспособлений, названий поверхностей;
выполнение пошаговых операций.
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на совершенствование техник декупажа;
умение применять различные техники декупажа для решения поставленной задачи;
способность использовать образцы, литературу, интернет-ресурсы;
формирование коммукативных навыков и навыков культурного поведения во время занятий;
приобретение навыков исследовательской деятельности.
6.Литература и интернет-ресурсы.
1. Декупаж. 100 лучших идей. Бойко Е.А.А., Москва, АСТ-Пресс, 2012г.
2. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. О.Вешкина, Москва, Эксмо, 2008 г.
3. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007.
4. http://my-creative.ru5. http://www.mastera-rukodeliya.ru6. http://masterclassy.ru7. http://stranamasterov.ru
8.CD-диск «Музеи России», ИДДК, 2009 г.