Рабочая предпрофессиональная Дополнительная образовательная программа художественно –эстетической направленности «Расширение творческого пространства детей с ОВЗ средствами вокально-танцевальной деятельности»
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждениедля обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри
Дополнительная программа
Художественно – эстетической направленности
«Расширение творческого пространства детей с ОВЗ средствами вокально-танцевальной деятельности»
Автор:
Кучеренко Светлана Николаевна
Музыкальный руководитель
Направленность программы
Программа «Расширение творческого пространства детей с ОВЗ средствами вокально-танцевальной деятельности» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили, вокальные направления. Также использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
Актуальность программы
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к данной проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.
Роль детских студий разнообразна, часто в основу их деятельности положены принципы, свойственные профессиональному сценическому творчеству. Занятие ритмикой способствуют развитию социальной активности ребенка, что является главным для детей с ограниченными возможностями.
Что и послужило основой для разработки данной программы.
В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем, снятие барьера в плане общения, что так необходимо для наших «особенных» ребят.
Основная цель программы: эстетическое развитие и социальная адаптация детей с ОВЗ через хореографию.
Задачи:Учебно-музыкальные задачи• освоение основ народного, классического, бального танцев; • знакомство с хореографическими терминами и понятиями; • обучение взаимосвязи музыки и движения, разучивание основы музыкальной грамоты; • учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;• привитие любви к танцу, формирование танцевальных способностей (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие задачи:• развитие чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку; • развитие танцевальной выразительности, координации движений, ориентировки в пространстве; • развитие фантазии, способности к импровизации; • развитие артистизма, умения исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:• воспитание художественного вкуса, интереса к танцевальному искусству разных народов; • сплочение коллектива, развитие в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; Специфика программы
Программа рассчитана на 4 года обучения содержит разделы: - ритмика; - танцевальная азбука; - танцевальный репертуар.
Раздел «Ритмика» включает:
Ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением. Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.
Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного, бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Также необходимо в течение первых четырех лет обучения знакомство и тесное взаимодействие детей с партерным экзерсисом, т. е. с гимнастикой на полу. Она способствует укреплению мышц шеи, спины, пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия.
Раздел «Танцы» включает классические, народные, бальные, современные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте. Дополнительное включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные хореографические знания, умения, навыки, раскрыть себя на сцене как творческую личность.
Методическое обеспечение программы• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; • принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; • принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
Для реализации программы в работе с дошкольниками применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы: • комментирование; • инструктирование; • корректирование.
Используемая литератураМузыкальная литература
1. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 2000.
2. Васина–Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
3. Васина–Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М.,1999.
4. Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131. М.,1994.
5. Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище. М.,1987.
6. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вопросы, задания, тесты. Вып.1. М.,1998.
7. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по зарубежной музыке. Вып.2. М.,1998.
8. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по русской музыке. Вып.3. М.,1998.
9. Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Тесты по отечественной музыке ХХ века. Вып.4. М.,1998.
10. Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000.
11. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М.,1999.
12. Роллан Р. О месте, занимаемом музыкой во всеобщей истории // Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970.
13. Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе// Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.131. М., 1994.
14. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. СПб., 1997.