Адаптированная образовательная программа «Домовенок» Художественно-эстетической направленности.
Управление образованием Администрации Северного района Новосибирской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области
Дом детского творчества
Адаптированная образовательная программа
«Домовенок»
Художественно-эстетической направленности.
Автор: Михеева Ольга Владимировна
Утверждаю: Рассмотрено и одобрено
Директор МКОУ ДОД ДДТ на заседании
педагогического
____ ___________ совета МКОУ ДОД ДДТ
Протокол №_____ от ______
Программа рассчитана на детей 7- 18 лет.
Срок реализации программы 4 года.
с.Северное 2013г.
Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.
Н. Майоров.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Декоративно – прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей.
Программа учебного предмета «Декоративно – прикладное искусство» направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Данная программа предназначена для обучения всех детей без специального отбора. Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ.
Срок реализации: 4 года обучения.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы:
Задачи:
обучающие:
- овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
– научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
воспитательно-развивающие:
– развитие творческих способностей каждого ребенка;
– формирование творческое отношение к художественной деятельности;
– развитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;
– приобщение к народным традициям;
– воспитание аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу.
-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Форма занятий
Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью 6 – 8 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Режим работы кружка: 1-й год обучения 2 занятие в неделю по 2 часа-144часа. Второй, третий и четвертый год обучения 3 занятия в неделю по 2 часа – 216 часов.
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно- иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
Освоение приемов работы в материале.
Выполнение учебного задания.
Программа кружкового объединения «Домовенок» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
-Работа с бумагой
-Лепка
-Работа с природным материалом.
- Изобразительное искусство
-Изонить-Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
-Исторический аспект
-Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. В дальнейшем дети приучаются работать по плану:
-эскиз
-воплощение в материале
-выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Работа с природным материалом:
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. . На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Работа с бумагой и картоном
Бумага (картон, тонкая бумага, папиросная и т. д.) очень широко применяется как материал для ручного труда детей, так как легко поддается изменению формы. Листы бумаги дети могут загибать, свертывать, резать, склеивать. Из нее можно изготовлять разного рода образец поделки, используемые в играх и применяемые как декоративные элементы.
Дети очень охотно занимаются изготовлением поделок из бумаги и картона. Их воодушевление и интерес к работе станут еще большими, если в их распоряжение будет предоставлен материал, отличающийся эстетичностью, красочностью и по своему качеству соответствующий теме работы.
« Изобразительное искусство»
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Изонить:
Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика - это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках.
Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.
Лепка
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники. это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность
Некоторые аспекты влияния декоративной лепки:
-развитие мелкой моторики;
-использование игры с правилами;
-расширение кругозора и словарного запаса;
-умения взаимодействовать и общаться;
-познавательность процесса;
— развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду и создание этого образа; — успокаивая и умиротворяя, лепка оказывает позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, что является хорошей арттерапией.
Композиции из бросового материала.
Для изготовления этих поделок не потребуются финансовые затраты, необходимо лишь фантазия и воображение . Ведь материал для поделок находится просто под рукой.
Используются материалы, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно непригодными. Это -баночки от йогурта, крышечки из-под газировки, катушки от ниток, упаковки от киндеров, палочки от мороженого, коробки из- под конфет, трубочки, одноразовая посуда и…. В общем – стоит только начать! И вы обнаружите в себе настоящего Плюшкина!
И вот из этого «мусора» можно сделать очень необычные и оригинальные поделки или увлекательные игрушки.
Поделки из бросового материала развивают фантазию и воображение ребёнка, формируют аккуратность и усидчивость, развивают мелкую моторику рук, воспитывают бережное отношение к окружающей природе.
Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения учебного предмета «Домовенок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства
- иметь навыки работы с различными материалами (бумага, краска, ткань и т.д.) и в различных техниках (аппликация, силуэт, черно-белая графика, коллаж, роспись по ткани, роспись по дереву и т.д.);- иметь навыки конструирования и моделирования из различных материалов;
- уметь различать по характерным особенностям различные виды народного декоративно-прикладного искусства;
- уметь применять полученные знания в самостоятельных творческих работах.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно
обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Формы и методы контроля.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем в форме просмотра учебных работ.
Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров (выставок)
- текущие в конце 1 полугодия;
- итоговые в конце учебного года.
Итоговая аттестация проводится в форме творческого просмотра работ обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения. «Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями».
Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более, младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенною эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок дня оценки себя и окружающих людей.
Методические рекомендации преподавателям
Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей.
Применяются следующие средства дифференциации:
- разработка заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
- индивидуальные и дифференцированные задания.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. Тематическое планирование
1-й обучения
№ Раздел теория практика всего
1 Вводное занятие
- «Роль ДПИ в жизни общества»
- Техника безопасности 2 2
2 Работа с бумагой и картоном
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
2 20 22
3 Лепка
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
3 20 23
4 Работа с природным материалом - Плоскостная композиция
-Объемная композиция
5 15 20
5 Изобразительное искусство - Рисование по темам
-Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Иллюстрирование
-Пленер 8 15 23
6 Композиция из бросового материала.
- Плоскостная композиция
-Объемная композиция
2 8 10
7 Изонить-Плоскостная композиция на тему 4 26 30
8 Экскурсии 4
9 Беседы 4 4
10
Подготовка и проведение выставок
2
2
11
Итоговое занятие
2
2
12 Итоговое мероприятие 2
2
Итого 144 часов
2 год обучения
№ Раздел теория практика всего
1 Вводное занятие
-«Беседа о декоративно – прикладном искусстве»
- Техника безопасности 2 2
2 Работа с бумагой и картоном
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
8 22 30
3 Лепка
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
8 32 40
4 Работа с природным материалом
- Плоскостная композиция
- Объемная композиция 6 32 36
5 «Изонить»
-Плоскостная композиция на тему 8 20 28
6 Изобразительное искусство
-Рисование по темам
-Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Иллюстрирование
-Пленер 10 32 42
7 Композиция из бросового материала.
- Плоскостная композиция
-Объемная композиция 2 18 20
8 Беседы 6 6
9 Экскурсии 6
10 Подготовка и проведение выставок
2 2
11 Итоговое занятие
2 2
12 Итоговое мероприятие 2
2
Итого: 216часов
3 год обучения
№ Раздел теория практика всего
1 Вводное занятие
-«Беседа о декоративно – прикладном искусстве»
- Техника безопасности 2 2
2 Работа с бумагой и картоном
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
4 26 30
3 Лепка
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
8 22 30
4 Работа с природным материалом
- Плоскостная композиция
- Объемная композиция 6 20 26
5 «Изонить»
-Плоскостная композиция на тему 6 22 28
6 Изобразительное искусство
-Рисование по темам
-Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Иллюстрирование
-Пленер 16 48 52
7 Композиция из бросового материала.
- Плоскостная композиция
-Объемная композиция 6 24 30
8 Беседы 6 6
9 Экскурсии 6
10 Подготовка и проведение выставок
2 2
11 Итоговое занятие
2 2
12 Итоговое мероприятие 2
2
Итого: 216часов
4 год обучения
№ Раздел теория практика всего
1 Вводное занятие
-«Беседа о декоративно – прикладном искусстве»
- Техника безопасности 2 2
2 Работа с бумагой и картоном
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
4 26 30
3 Лепка
-Плоскостная композиция
-Объемная композиция
5 32 38
4 Работа с природным материалом
- Плоскостная композиция
- Объемная композиция 6 32 36
5 «Изонить»
-Плоскостная композиция на тему 6 22 28
6 Изобразительное искусство
-Рисование по темам
-Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Иллюстрирование
-Пленер
10 42 52
7 Композиция из бросового материала.
- Плоскостная композиция
-Объемная композиция 2 8 10
8 Беседы 8 8
9 Экскурсии 6
10 Подготовка и проведение выставок
2 2
11 Итоговое занятие
2 2
12 Итоговое мероприятие 2
2
Итого: 216часов
В результате обучения в кружковом объединение «Домовенок» учащиеся должны получить
знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись, Мезенская роспись.
об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
о вышивке лентами;
о проектной деятельности.
о современном декоративно-прикладном искусстве;
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;
о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;
о работе с соленым тестом;
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
лепить разными способами;
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
наличие светлого, просторного кабинета;
водоснабжение (раковина и слив);
наличие материалов необходимых для работы;
наличие компьютера и проектора;
инструменты в достаточном количестве (не менее 15 комплектов);
мольберты
наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
желание детей и поддержка администрации .Список литературы
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
3. Е.Г.Вануленко. народное декоративно – прикладное творчество. Теория, история, практика. Ростов – на – Дону «феникс» 2007 г.
4. Журнал «Юный художник»
5. Журнал «Искусство – детям»
6. Ижевкина – Русинова Т.С. Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы. Сборник методических работ. Новосибирск 2008
7. К.Дитмар., Е.каменева., А.Мелбдер., А.Джапаридзе «Чтобы ожили стены». Издательство «Молодая гвардия» 1977 г.
8. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. Москва 1999 г.
9. Н.А.Горелова, О.В.Островская. Москва «Просвещение» 2001 г.
10. Л.А.Неменская. Каждый народ художник. Москва «Просвещение» 2000г.
11.Журнал «Цветной мир»
12. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html
13. http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html
14. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
15. http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30
16. http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm