Обобщение опыта. Тема Развитие логического мышления младших школьников
Обобщение опыта
«Развитие логического мышления младших школьников»
В «Концепции развития общего среднего образования» сказано: «Образование XXI века – это образование для человека. Ее стержень – развивающая, культуротворческая доминанта, воспитание ответственной личности, которая способна к самообразованию и саморазвитию, умеет использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, критически мыслить, прорабатывать разнообразную информацию, стремится изменить свою жизнь к лучшему и жизнь своей страны.» Такая личность должна владеть чрезвычайно важным логическим арсеналом – методами анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, умением доказывать и опровергать, делать правильные выводы, принимать обоснованные, рациональные в той или другой ситуации решения. Работа над проблемой развития логического мышления занимает особенное место и ведется в нескольких направлениях. Особенное внимание заслуживает вопрос о развитии логического мышления школьников начальной школы. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, в значительной мере зависит последующий прогресс нашего общества. Актуальной становится проблема научить учеников мыслить, привить стойкий интерес к знаниям, стремление самостоятельно добывать знание, сознательно применять приобретенные знания в сложных ситуациях. Поэтому Ирина Аркадиевна выбрала для усовершенствования своей работы тему « Развитие логического мышления младших школьников»
Особое место в развитии логического мышления младших школьников играет изучение курса математики. В процессе изучения математики следует учить учеников не только доказывать отдельные теоремы, утверждения, но и формировать в них представление о дедуктивном характере построения математики, знакомить с общими методами, которые имеют большое общеобразовательное и прикладное значение. Свою работу Бессольцева Ирина Аркадиевна направляет на формирование у школьников элементов логических знаний, заложенных в имеющемся в курсе математики, и способствует выделению учениками ориентационной основы применения отдельных логических умений. Эффективность опосредствованного формирования логических знаний и умений учеников обеспечивает применением разных методов учебы, использованием разнообразных форм организации знаний, рациональным соотношением фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы.
Чтобы успешно формировать логическое мышление младших школьников на уроках математики Ирина Аркадиевна придерживается таких психолого-педагогических условий:
1. На каждом уроке применяет специальные задания, направленные на формирование мышления.
2. Учитывает уровень индивидуального развития ребенка и в связи с этим осуществляет индивидуальную и дифференцированную работу с учениками.
3. Формирует словесно-логическое, абстрактное мышление на уроках математики в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного - образного мышления.
4. При формировании словесно - логического мышления применяет прием моделирования.
5. Формирует словесно-логическое мышление на внеклассных занятиях
Основная работа на уроках математики по развитию логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. С одной стороны, они являются важным средством формирования у учеников математических понятий, который предотвращает формализм в их усвоении, а с другой - усиливают развивающий эффект изучения математического мышления учеников и овладения ими общими приемами рассуждения.
Формы работы над задачей, которые использует Ирина Аркадиевна, :
1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.
2. Решение задач разными способами. Это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
3. Правильно организованный способ анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Ирина Аркадиевна обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мнимое участие в этой ситуации. Разбивка текста задачи на значимые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5.Самостоятельное составление задач учениками.
Составить задачу:
а) используя слова: больше на, столько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;
б) решаемую в 1, 2, 3 действия;
в) по данному ее плану решения, действиям и ответу;
г) по выражению и т. д.
6. Решение задач с отсутствующими или лишними данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление разных выражений по данным задачи и объяснение, того или иного выражения. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске - одного верного и неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить
пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Одним из наиболее важных средств формирования логического мышления учащихся является система упражнений с логической нагрузкой . Понятие "система упражнений с логической нагрузкой" не должно восприниматься как только решение задач или упражнений с логической нагрузкой. Это целенаправленная система работы учителя над развитием логического мышления учащихся на каждом этапе урока. Опыт работы учителя показывает, как через систему упражнений с логической нагрузкой возможно развивать логическое мышление школьников на этапе мотивации, при проверке домашнего задания, при изучении новой темы, при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков, как в конце урока, так и в конце изучения раздела.
Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития.
Виды нестандартных логических задач, которые использует Ирина Аркадиевна на уроках математики :
- Задачи на расположение предметов
- Задачи на определение и сравнение возраста
- Задачи, которые решаются с помощью уравнений
- Задачи на сравнение
- Задачи, которые решаются методом исключения
- Логические задачи-шутки
- Задачи на переливание и пересыпание
- Логические головоломки
- Комбинаторные задачи
В жизни часто встречаются задания, в процессе решения которых придется придумывать разные комбинации из определенного конечного числа элементов, подсчитывать число комбинаций. Такие задания называются комбинаторными. Такие задачи решаются методом непосредственного подбора - составления комбинаторных наборов. Учитель постепенно приучает детей к систематическому подбору вариантов:
- составлять числа из цифр с уменьшением или увеличением чисел,
- составлять слова из букв, используя расположение букв в алфавите
- устанавливать определенный порядок для других предметов
Особое внимание уделяет обоснованию того, что подобраны все возможные варианты из возможных.
Многообразие интересного материала дополняют (логические) игры. А именно:
- игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;
- головоломки;
- игры на передвижение и на перестановку;
- игры, которые способствуют усвоению шашечной и шахматной игр
- игры на усложнение объемных фигур из специальных наборов и т. д.
( "Танграм", "Яйцо Колумба", "Пифагор", "Вьетнамская игра", "Волшебный круг", "Кубики для всех")
Для каждого класса Ирина Аркадиевна разработала блоки задач, которые включила стандартные задачи, задачи с логической нагрузкой с разными способами решения. Ученики решают задачи сначала самостоятельно без помощи учителя или родителей. После проверки учителем, задачи, в решении которых было больше всего ошибок, решают вместе на уроке. Не обязательно, чтобы ученик решал нестандартную задачу самостоятельно, важно создать такую ситуацию, чтобы он подумал над ней, попробовал ее решить, выбрал верный способ.
Умственную самостоятельность, остроумие и смекалку нельзя ни втолковать, ни вложить ни в чью голову. Результаты будут хорошими лишь тогда, когда введение в область математических знаний происходит в легкой приятной форме на примерах, которые основываются на доступных для понимания младших школьников фактах, и если предлагаемые задания опираются на жизненный опыт школьников. Каждое математическое задание содержит некоторый математический "секрет". Найти его - основное задание решающего. Для этого нужно найти закономерность, по которой составлена первая часть задания, так называемое условие задания, и применяя метод аналогии, решать вторую часть. Учитель прививает интерес к выявлению закономерностей, к их анализу и осмыслению.
Формирование мотивационного компонента на уроках осуществляется через обеспечение позитивного отношения учеников к учебной деятельности; развивается познавательный интерес. На уроках используются высказывания известных личностей. Зарождение процесса логического мышления требует наличия проблемной ситуации. Ученик лишь тогда будет работать активно и плодотворно, когда ситуация, которая возникла, будет для него личностно близкой. Необходимой на этом этапе является личностная активность относительно проблемы, четкое понимание вопроса, осознание субъектом противоречия между личным опытом и необходимым объемом знаний, стремление решить проблему, желание саморазвития. Внутренняя мотивация у многих учеников еще неустойчива и зависит от ситуации. Поэтому учитель предлагает развивающие задания, интересные факты из жизни знаменитых людей, разнообразные исторические материалы, игровые ситуации, решение ситуативных задач.
Проблемное обучение способствует пробуждению у учащихся стремления к новым знаниям, активизирует их познавательный интерес, формирует приемы и умения самостоятельно приобретать знание и применять их в практической деятельности.
Пытаясь не просто давать готовые истины, а вызывать у детей потребность самостоятельно найти ответ на вопрос, учитель создает на уроке "ситуацию успеха". В данной системе главную роль выполняют проблемно-поисковые методы обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, исследовательские работы. Часто используется также метод сознательной педагогической ошибки и метод познавательных игр. Иногда Ирина Аркадиевна ставит проблемные вопросы и показывает пути их решения; иногда, если дети имеют больше опыта, организует самостоятельную поисковую работу школьников. Цель, с которой она использует этот дидактичный принцип, - не механическое накапливание знаний, а умение доводить суждение, делать собственные выводы. С целью создания проблемных ситуаций, Ирина Аркадиевна применяет такие методические приемы, как: подведение учеников к противоречию и предложение самостоятельно найти способ ее решения; побуждение учеников сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуаций, сопоставлять факты; определение проблемных теоретических и практических заданий; подведение к противоречию в практической деятельности; предложение исследовательских заданий, задач и упражнений творческого характера, приступая к выполнению которых ученики не знают загодя ни способа их развязывания, ни того, на каком учебном материале основывается решение.
Учитель в содержание образовательных предметов "Русский язык", "Математика", "Природоведение" вводит комбинированные задания, задания с логической нагрузкой. Это способствует овладению учениками логическими приемами и способами мышления, расширению их мировоззрения; формированию умения рационально организовывать мыслительную деятельность, формированию у учащихся умения рассуждать, делать выводы, доказывать.
Заботясь о заинтересованности учеников в изучении предмета и разнообразя формы обучения, учитель предлагает детям игры и викторины : игра "Кто самый внимательный", "Да - нет", "Шифровальщики", "Переправа зайцев", "Сыщик и воры". С целью развития логического мышления, учитель использует задание на смекалку, головоломки, ребусы. Головоломки с палочками называют заданиями на смекалку геометрического характера, поскольку в ходе решения идет превращение одной фигуры в другие. Задания на смекалку даются в определенной последовательности: от простого - к сложному. Дальше процесс решения таких задач усложняется. Так же развитию мышления содействуют игры на составление из геометрических фигур разных предметов. Более сложной и более интересной для учащихся является воссоздание фигур по образцу контурного характера. Такое воссоздание фигур требует зрительного расчленения плоскостных фигур на составные части.
Результаты внедрения системы заданий на развитие логического мышления:
усовершенствовались умения учеников определять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, ставить вопросы, доказывать правильность своей позиции;
улучшилась культура речи (мысли высказываются четко, точно, последовательно и убедительно);
улучшился уровень учебных знаний, прежде всего по математике и другим учебным дисциплинам;
повысился познавательный интерес;
значительно выросла мотивация учеников к активной познавательной деятельности, к получению знаний;
выявился качественный уровень сформированности навыков критического мышления;
дети стали более успешно решать жизненные ситуации;
качественные изменения в личности учеников, сформировалось сознательное отношение к приобретению знаний.
Методическая копилка учителя отличается разнообразием, исследовательским характером, практической направленностью.
15