«Развитие чувства ритма у младших школьников на занятиях хорового коллектива»
Управление общего образования комитета по образованию
Администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 17
Методическая разработка на тему:
«Развитие чувства ритма у младших школьников на занятиях хорового коллектива»
Подготовила
педагог дополнительного образования
высшей кваликафиционной категории
Бобырь Вилена Станиславовна,
МАОУ лицей № 17
г. Калининграда
Развитие чувства ритма у младших школьников
В переводе с греческого «ритм» - соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.
Основополагающим средством выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовыми соотношениями, тембральными красками, динамическими оттенками является РИТМ.
На вопрос ребенка, что такое ритм, я объясняю: в музыке - это чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени. Слушая, мы активно реагируем на музыку движениями своего тела, не осознавая этого.
Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивание головой, всем телом и т. п.)
Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально – ритмическим чувством.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Психолог Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке: – носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу.
Оно характеризуется Б. М. Тепловым как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную «выразительность временного хода музыкального произведения».
(Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, стр. 214.)
Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях.
Чувство ритма наиболее трудно поддается развитию. Но если работа над ритмом ведется постоянно, то обычно удается скорректировать природные недостатки.
Работу над развитием чувства ритма можно вести по двум направлениям:
-интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте;
-сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Помогать детям правильно начинать после музыкального вступления, возможно посредством дирижерского жеста, предварительно проиграв с ними в такие игры как: «Давайте знакомиться», «Осень в гости к нам пришла», для выделения сильной доли такта. Далее следует усложнение восприятие метроритма, педагог бросает мяч на сильную долю такта и говорит первый слог имени ребенка; на слабую долю ребёнок ловит мяч и произносит второй слог своего имени («Мяч»).
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через ритмические игры и задания.
Например, игра «Зеваки и торопыги»
Дети с начала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Трудность задания заключается в том, что каждый ребенок должен сделать всего один хлопок, т.е. дети как бы «передают» ритм песни друг другу. Кто опаздывает хлопнуть тот «зевака», а кто торопится хлопнуть «торопыга». Игра требует от детей внимательности и сосредоточенности.Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется.
В игре «Оркестр» дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая – ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать «четверти», второй – «восьмыми». Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии. Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти».
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Работая над чувством ритма у детей младшего школьного возраста, можно предложить следующие моменты для изучения ритмических игр и упражнений:
-использовать простые ритмические рисунки (доступные), но сразу с диффиренсацией звуков;
-использовать шумовые музыкальные инструменты для передачи ритмических рисунков;
-воспроизводить ритмические рисунки по одному и группой;
-воспроизводить ритмические рисунки по подгруппам;
-воспроизводить по подгруппам ритмический рисунок, одна группа воспроизводит «звучащими жестами», другая движется в ритме рисунка «прошагивает»;
-передачу ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;
-знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки) «ти», «та». -диффиренсация звуков;
-учить действовать со звуковыми моделями (преподаватель выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и преподаватель воспроизводят);
-знакомить с понятием музыкальная пауза;
-знакомство с нотной грамотой, понятиями - половинные, четвертные, и восьмые ноты;
-выстраивание ритмических рисунков звуковыми моделями из детей;
-узнавать знакомую попевку, танец, элементы танца по ритмическому рисунку (на слух, по карточке)
-передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз.
-выделение сильной доли из затакта («Мяч», «Как тебя зовут?», «Осень в гости к нам пришла»);
-игры с паузами (остановкой движения);
-определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами («Дядя Степа», «Зайцы и волки», «Поймай мышку»);
-одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая («Оркестр»);
-прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает («Не опоздай»);
-плавное изменение темпа («Ускоряй и замедляй»);
- движения с музыкой и без неё (дети начинают движение с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна.
Начиная с первых уроков, полезно использовать задание: «Хлопай в такт». Детям важно уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Простейшие рисунки можно предложить прохлопать или пройти шагами. Такие задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию. Хорошим методом является использование различных приемов ритмического эха.
Например, прохлопать или сыграть мелодию и дать задание воспроизвести ритмический рисунок, или повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку».
Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул необходимо использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной. Начинать можно с ритмизации имен: I–I -О – ля, I-I-I – О – лень – ка.
Дети без труда придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам:
I –I I –I – I I- I- I I-I-I
лам-па само-лет сол – ныш-ко ма-ши-на
Метризация 2-х и 3-х сложных слов должна сопровождаться выявлением акцентированных слогов, т.к. основой ритмического чувства является ощущение пульсации и акцентуации.
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов:
Половинная – та-а, четверть – та, восьмые – ти – ти, шестнадцатые – ти - ки – та – ки, синкопа – ти –та – ти, четверот с точкой – тай – ти.
Среди многих упражнений, тренирующих ритмические навыки приведу пример некоторых:
Упражнение «Спой свое имя».
Показываю детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.
Можно варьировать имя каждого ребенка - пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Упражнение «Угадай имя».
Учу детей находить слова к ритмам.
Предлагаю выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Аня, А-нечка, Анеч-ка, Аню-та.
Упражнение «Хор часов».
Предлагаю детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей делю на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая - высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Упражнение «Сочини ритм».
Прививаем детям навыки ритмической импровизации на каждом занятии.
Предлагается каждому ребенку выбрать инструмент и попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или веселый.
Каждую импровизацию дети обсуждают, для этого педагог задает наводящие вопросы: «Какой ритм - веселый или грозный, танцевальный или протяжный?»
Упражнение «Повтори ритм».
Развиваем ритмическую память детей: воспроизводим на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Упражнение «Поем шутки-прибаутки». Поем с детьми на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. Но прежде выразительно произнесем текст и прохлопаем ритм. Например:
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша!
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
* * *
Шепчет солнышко листочку:
- Не робей, голубчик!
И берет его из почки
За зеленый чубчик.
Упражнение «Дирижеры».
Дети любят ролевые игры. Прошу их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламирую вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном - поднимайте вверх. Затем поем песни с дирижированием.
Упражнение «Дирижируй под музыку». Отрабатываем в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера.
Упражнение «Дирижер и хор».
Совершенствуем дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен.
Можно разыграть ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними - ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.
Еще предлагаю детям зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон - апельсин, банан - мандарин, лиса - петушок, козел - огород, звезда - небеса и т. д. Более сложный вариант получится из повторяющихся ритмоформул: стакан-лимон, выйди-вон, выйди-вон. Можно речевые ритмоформулы хлопать, а затем составлять или находить по записи на доске. Важно, чтобы это придумывали, играя, дети, а не педагог. Не надо превращать подобные забавные и полезные игры в трудовую повинность. Здесь важна завораживающая игра фантазии, плодом которой может быть даже полнейшая небывалая околесица, типа такой:
В бочке варится уха(П П П I)
Из глухого петуха ( П П П I)
Вот какая требуха (П П П I)
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям совершенно необходимо «пропустить» их через свое тело. Моделирование ритма в движении составляет также неисчерпаемую тему для игры, общения, музицирования. Самый простой, доступный и очень занимательный для детей способ - это сыграть ритмический рисунок, а для начала - лучше речевую фразу, на своем теле, используя для этого прежде всего звучащие жесты. Например, такая веселая фраза может быть сыграна по строчкам: хлопками, а затем шлепками по коленям. Или: восьмые -щелчки пальцами, четвертные - хлопки.
Не люблю винегрет
(П I П I) – (хлопки)
Дайте супа из конфет!
(П П П I)- шлепки
Далее движение может становиться более масштабным: ритмичные взмахи руками вдоль туловища и шлепки по бедрам; два шага в сторону и приседание: перекрестные или простые хлопки, на вторую строчку обмен местами с партнером. Игра тогда надолго увлекает детей и может продолжаться с разными фразами, вариантами движений, которые без устали придумывают дети.
Упражнение «Ритмический аккомпанемент». Часть группы поет песню, остальные дети сопровождают их пение ритмическим аккомпанементом звуковых жестов. Жесты и ритмический рисунок оговариваются заранее. Например, сопровождать песню в двухдольном размере можно повторяющейся ритмоформулой: П П П I. Восьмые отмечать хлопками в ладоши, четверти- шлепками по коленям.
Игра « Узнай песню по ритму». Педагог отхлопывает ритм одной из знакомых детям песен. По ритму дети должны ее узнать.
Ритмическая игра «Эхо» развивает точность слухового восприятия, быстроту реакций, память и чувство формы.
Игра заключается в следующем: учитель прохлопывает ритмическую последовательность, которую дети должны затем правильно повторить, не нарушая общего движения. В том случае, если не все дети умели точно повторить ритм, учитель его повторяет снова. Необходимо, чтобы вначале ритмические последовательности были простыми, темп медленный, показ учителя выразительный.
Игру «Эхо» особенно с использованием звучащих жестов рекомендуется иногда проводить с закрытыми глазами. Несколько позже игра «Эхо» может проводиться в движении, которые могут сочетаться с шагами, притопами и другими звучащими жестами. Роль ведущего в определенный момент может передана кому-либо из учеников. В этой игре удобно отрабатывать по коротким отрезкам относительно длинные ритмические последовательности, которые пока еще не могут быть охвачены детьми в целостности с первого раза, кусочки несколько раз повторяющихся друг за другом в виде эхо, затем длинная фраза дается целиком.
Приятно осознавать, что моя работа по развитию чувства ритма не прошла даром для многочисленных выпускников нашего хорового коллектива, которые продолжают свое обучение в музыкальных школах и училищах, добиваясь высоких результатов. Хочется надеяться, что и нынешние воспитанники раскроют свои таланты благодаря полученным знаниям и навыкам, а для этого, я считаю, надо продолжать работать по этой увлекательной теме и дальше.
Ведь как сказал швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз,- ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Итак, огромная роль ритма в музыке предъявляет и определенные требования к ритмическим способностям музыканта. Ритмические способности, по сравнению с музыкальным слухом, первичнее.
Профессор А.Б. Гольденвейзер говорил: «Ритм – это своего рода первооснова, играющая громадную роль в музыкальном искусстве».
Использованная литература:
1.Абелян Л.А. Забавное сольфеджио. М.: Владос, 2005.- 59 с.
2.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. 336 с.
3. Анисимова. Г. И. 100 музыкальных игр для развития школьников, Ярославль: Академия развития, 2008
4.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. 416 с.
5.Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с.
6.Вейс П. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1990. 3-49 с.
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение,1989. 415 с.
8.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2000. 207 с.
9.Зимняя И.А. Педагогическая психология, изд. 2-е. М.: Логос,2000. 383 с.
10.Ильина Г. А.Особенности развития музыкального ритма у детей.- Вопросы психологии. 1998.№ 2
11.Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 163 с.
12.Немов Р.С. Психология, в 3-х кн. Изд. 4-е. М.: ВЛАДОС, 2002. кн. 2 - 608 с.
13.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. 368 с.
14.Сургаутайте В.Г. О начальном развитии чувства ритма // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.А. Апраксина, вып. 6. М.: Музыка,1990. 17-28 с.
15.Суязова Г. А. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2009.-138с.
16.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.
17.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание школьников. М.: Академия, 2002. 240 с
Рисунок 115