Пояснительная записка к программе Модельеры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу модифицированной (адаптированной) программы положены основные разделы технологии изготовления одежды и широко распространенные виды декоративно-прикладного искусства. Изучение проходит на основе историко-культурных и современных традициях имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного эстетического и патриотического воспитания детей.
Цель программы:
Создание условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся, приобретение допрофессиональных навыков посредством швейного дела и прикладного творчества. Правильная ориентация в мире моды.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 5-11 классов. Объем программы 648 часов, который распределяется следующим образом:
первый год обучения – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа)
второй и третий год обучения – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа)
Особое внимание уделяется практическим работам и творческим проектам: 1 год 136 часа 2 год 116 часа 3 год 144 часа
Программа клуба «Авангард» объединила в себе изучение технического, художественно-эстетического, прикладного творчества и здровьесберегающие технологии.
За год предлагается выполнить один, два творческих проекта по прикладному творчеству, изготовлению авангардного ансамбля одежды или эксклюзивной коллекции моделей. Творческие проекты выполняются как группой так и индивидуально. Навыки по последовательности выполнения и методике творческих проектов в программу вводятся с первого года обучения. В первом полугодии, всего цикла обучения программой предусмотрено изучение родственных для швейного дела видов рукоделия (аппликация из ткани на плоскости, изонить, вышивка бисером, ришелье, лоскутная пластика, нетрадиционные способы ковроделия). Приобретая определенные навыки и умения работы с инструментами и материалами дети приступают к изучению основных разделов программы, которые изучаются и усложняются на протяжении трехлетнего обучения: а) «Моделирование и конструирование легкого женского платья»; б) «Технология изготовления эксклюзивного, авангардного ансамбля одежды из нетрадиционных материалов» (мерный полиэтилен, упаковочные пакеты, фольга и т.д.); в) «Художественное оформление одежды».
В первый год обучения учащиеся получают общие сведения об основных правилах и понятиях канонах моды (колорит, рисунок, правила снятия мерок, линии пропорции фигуры и др.). Изучая особенности строения женской и детской фигур, стиля, фасона сталкиваются с понятиями «альтернативной моды». В разделе технология предлагается использовать в качестве ткани – полиэтилен или бытовые упаковочные пакеты, часть операции по притачиванию, стачиванию и настрачиванию выполняются скотчем. Оригинальность материалов и несложная технология открывает ребятам большие возможности в плане эксперимента и творчества. Большой объем учебного материала предлагает выполнение творческих проектов по изготовлению и пошиву конических, клиньевых юбок, плечевых и поясных изделий. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проектов в технике изонить «геометрические фигуры из нитей», аппликация «Солнечная поляна», проекты по ковроткачеству, лоскутной пластике.
Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении и расширений знаний, полученных в школе. К выполнению творческих проектов рекомендуется подключать родителей, которые приглашаются на выставку, внутриклубные мероприятия.
Со второго года обучения в программу включены разделы: «Моды с обложки журнала», «Материаловедение», регулярное изучение популярных журналов мод, видеопросмотр коллекции одежды ведущих специалистов мира. Встречи со специалистами позволяют расширить общий кругозор детей.
Проводятся лабораторно-практические работы по определению технологических свойств швейных синтетических и искусственных материалов, виды ниток и их назначений. На протяжении всего цикла обучения прослеживается изучение национально-регионального компонента во всех темах, предлагаемых программой, обучающиеся через рукоделие, технологию, конструирование, изучают национальный орнамент, цветовую гамму, ритм одежды, особенности художественной отделки калмыцкого костюма и его пошив.
Особенностью третьего года обучения является, то что выделенные основные разделы всего трехлетнего цикла, по технологии изготовления, конструированию-моделированию ансамблей одежды из нетрадиционных материалов, полиэтиленов, бумаги, газет, гофре бумаги) подаются с возрастающей степенью сложности, а используемые нетрадиционные материалы предлагается заменить на текстильные. Значительно увеличивается часовая нагрузка по практическим работам. Творческие проекты выполняются в конце первого полугодия (по художественно-декоративному творчеству) и в конце второго полугодия (Т.П. по изготовлению коллекции одежды, одного ансамбля одежды).
Учитывая возрастные, социальные и психологические особенности детей программой предусмотрено изучение основных приемов работы с фотовидеоаппаратурой.
Раздел «абитуриент» завершает 3-летний цикл обучения и дает развернутую информацию о ВУЗах и других учебных заведениях республики, близлежащих регионов и города. Ведется переписка с учебными заведениями, агентствами мод приобретаются справочники для поступающих. Оформляется фото портфолеум. Организуются встречи и собеседования с выпускниками и студентами. На основании анализа и деятельности обучающихся дается рекомендация по дальнейшей деятельности. Организуются экскурсии в учебные заведения города.
Конструктивные критерии:
Прочность, надежность;
Преобразование одной вещи в другую;
Удобство и рациональность использования изделий;
Соответствие изделия, его назначение, требованиям предъявляемых к нему
Технические критерии:
Технологическая последовательность выполнения операций;
Творческий подход к изготовлению;
Оригинальность обработки, соединение и использование деталей изделия;
Рациональный расход материалов;
Оборудование и приспособление малой механизации;
Сложность и объем выполнения работ
Экологические критерии:
Загрязнение окружающей среды при изготовлении изделий;
Новые приемы и технологии повторного использования отходов производства;
Возможность утилизации изделий и деталей
Эстетические критерии:
Оригинальность формы;
Композиционная и конструктивная завершенность
Использование традиций художественно-национальной культуры
Цветовое решение
Стиль, силуэт, мода, ритм, гамма
Назначение
Классификация
Экономические и маркетинговые критерии:
Востребованность
Возможность массового производства
Себестоимость изделия
Доступность
Конкурентоспособность
Целесообразный вид рекламы
Учебно-воспитательные задачи программы:
Усвоение и расширение знаний полученных в школе
Выявление реальных способностей ребенка, анализ процесса работы по проекту
Развитие инициативы школьников
Приобщение к плановой работе, наблюдательность, развитие энергичной деятельности, настойчивость достижения цели, самостоятельность
Успешная социализация школьников
Развитие творческого технолого-экономического мышления
Внедрение исследовательских начал
Расширение творческих начал педагога , обучающегося
Усиление интенсивного воспитания, при котором творческий труд становится средством развития как интеллектуальных, так и физических сил и способностей школьника
Усиление творческой, мыслительной и практической деятельности вместо механического усвоения книжного материала
Повышение комфортности обучение: ученик-педагог-родитель
Включение в воспитательный потенциал новых праздников и обрядов в образовательных учреждениях, пропаганда швейного дела и художественно прикладного творчества, поднятие престижа профессий (День моды, Конкурсы: «Мисс белошвейка», «Домашний мастер», дефиле, защита творческих проектов)
Место программы в системе школьного образования.
В программе прослеживается тенденция к многоукладности, разновариантности и дифференциации обучения, что соответствует современному развитию образования в стране в целом и дополняет местные региональные программы в средних учебных заведениях (в школах, гимназиях, лицеях).
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и художественно-прикладного искусства в средних классах, усвоении и расширении знаний и навыков, полученных в школе по изучению регионально-национального компонента, технологии, физической культуры.
Существующие преемственные связи между трудовым обучением и до профессиональной подготовкой заложенные в программе способствуют осознанному усвоению, закреплению и применению теоретических сведений в практической деятельности по выполнению творческих проектов в области прикладного творчества, культуры. На занятиях используются целенаправленные приемы межпредметной связи (геометрия, химия, черчение, литература, география, физическая культура) и включают в себя определенные сведения об изучаемом объекте, процессе, явление. При освоении нового учебного материала используются приемы повторения, напоминания необходимых сведений известных обучающимся из курса обучения в школе.
Особое место в программе отводится овладению новыми технологиями изучению спроса на определенный товар или вид услуг, способы и возможности рекламирования, конкурентно способности, выработки у детей устойчивых практических умений и навыков по обработке и применению употребляемых материалов.
Таким образом, совокупность информационных сведений, знаний и умений, приобретенных ребенком в средних учебных заведениях и клубе «Авангард» позволит:
а) сформировать умение необходимое для эффективной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики:
б) выявить потребность в товарах и услугах, организовать их производство и сбыт;
в) активизировать и совершенствовать свое дальнейшее образование.
Формы активизации учебного процесса.
встречи и беседы с ведущими специалистами местных производств (швейная фабрика, ателье по индивидуальному пошиву одежды, фотоателье, салон красоты),
закрепление межведомственных связей (библиотека, дом культуры, фитнес клуб, салон красоты, средние учебные заведения, родители),
посещение музея, выставок народного творчества, просмотр коллекций одежды.
знакомство с народными умельцами и культурой народа.
Методика образовательного процесса.
Процесс образования в клубе состоит из нескольких компонентов: цели и задачи обучения содержание обучения методы обучения формы организации обучения и результаты обучения.
Методика образовательного процесса строится на отечественных традициях коллективной и индивидуальной деятельности (Макаренко А.С., Терский В.Н.) и инновационном методе по творческому проектированию американских ученных Джона Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Колленгса. Данные методики соответствуют и отвечают основным задачам дополнительного образования в современном социуме и позволяют:
усвоить новые знания и сведения о принципах и способах осуществления технологических процессов,
формировать практические умения и навыки обращения с объектами техники, выполнения технических операций, организация технического труда, планирование предстоящей деятельности, самоконтроль.
привлечение обучающихся к общественно-полезному производственному труду,
проверка и оценка уровня и качества трудовой подготовки.
Широкая деятельность клуба (техническая, художественно-эстетическая, спортивная) позволяет использовать совокупность методов и приемов обучения.
1) Словесные: рассказ, объяснение, лексика, работа с литературой, пособием.
2) Наглядные: демонстрация изучаемых объектов, иллюстрации их изображения (таблицы, схемы, кинофильмы, видеофильмы, экскурсии).
3) Практические: лабораторно-практические работы, упражнения, выполнение трудовых заданий.
Занятия в клубе имеют свои особенности и отличаются от уроков в общеобразовательной школе. В процессе обучения изучается не только теоретический материал, но главное выполняется большой объем практических работ, поэтому занятие проводятся сдвоенными часами и в комбинированном варианте. При планировании занятий четко определяется цель, намечаются методы и приемы, позволяющие их достичь. Цели подразделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.
Типы занятий по задачам и содержаниям:
приобретения знаний на практике
систематизация и обобщение знаний
проверка знаний, умений, навыков, комбинированный урок.
Структура занятий:
организационная часть (проверка явки, наличие спецодежды),
сообщение темы и образовательной цели занятий (вводный инструктаж, включающий изложение содержания предстоящего задания, показ правильного выполнения практических приемов их обоснования),
задание между детьми,
выдача инструментов, лекал, схем, заготовок для работ,
текущие инструктирование и контроль,
подведение итогов занятий (анализ ошибок и недочетов, обобщение знаний, оценка деятельности),
уборка мастерской, зала.
Типы занятий:
Уроки – упражнения, вариации, импровизации.,
Уроки обобщающего типа – уроки по сценарию, праздники как форма коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования.
Занятия по темам народного творчества, такту и этикету проходят с игровыми элементами, импровизацией.
Прогнозируемые результаты и критерии замера.
адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни,
самореализация и профессиональное самоопределение,
сохранение контингента воспитанников в течение периода функционирования программы (как свидетельство достижения высокой мотивации детей на занятия данным видом деятельности),
овладение основными понятиями рыночной экономики, использование в качестве объектов труда потребительских изделий и их оформление с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, реализации продукции,
умение рекламировать свои изделия,
интеллектуальное, эстетическое развитие, повышение имиджа,
развитие разносторонних качеств личности, коммуникабельности,
«Мы строим оазис в Европе. Пробил час дерзаний для творческих людей» /К. Илюмжинов/
Критерии замера
выставки как рост активности,
отзывы в средствах массовой информации, отзывы родителей (на родительских собраниях, в тетради отзывов),
анкетирование и диагностика – как возможность анализа результатов работы с детьми.
Поступление в ВУЗы, средне-специальные учреждения по преподаваемому предмету.
Данная программа с 2000 года проходит апробацию в районном Центре дополнительного образования детей, и была утверждена методическим советом Центра.
Актуальность программы заключается в формировании эстетической культуры обучающихся как решение социально-педагогической проблемы, художественно-эстетического освоения мира школьниками.
Предполагаемая программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, библиографии.
Заголовок 1Заголовок 215