Педагогический совет «Духовно — нравственное воспитание школьников».
Доклад
«Духовно - нравственное воспитание школьников».
Вступительное слово
Слайд 2 «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, на сколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
При подготовке к педсовету изучались следующие вопросы:
анализ состояния воспитательной работы за год;
изучение литературы по проблемам развития и становления личности;
диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей старшеклассников;
посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;
беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам.
Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно – нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.
Слайд 4 Цель данного педсовета:
1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников;
2. Корректировка подходов и технологий духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Фундаментом работы нашей школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся является «Программа духовно - нравственного развития и воспитания», которая направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, реализуемого в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Слайд 5. Нормативно - правовой и методологической основой программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ведущая, определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Слайд 6. Целью духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Слайд 7. Воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества, сформулирован следующим образом:
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского обществаСлайд 8 .Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их существовании.
Программа предусматривает:
Слайд 9. Основным содержанием
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации являются базовые национальные ценности
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России.
Гражданственность – закон и порядок, свобода вероисповедания, правовое государство.
Социальная солидарность – свобода личная и национальная.
Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов.
Наука – ценность знания, научная картина мира.
Семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание
Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Природа – эволюция, заповедная природа, экологическое сознание
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция воспитательных блоков:
библиотека;
медико - психологичская служба;
информационная служба;
урочная деятельность;
внеурочная деятельность.
Слайд 10. Средства, при помощи которых осуществляется духовно-нравственное воспитание:
Использование современных технических средств.
Переоборудование кабинетов для использования современных информационных технологий.
Использование технологии уровневой дифференциации обучения, технологии разноуровневого обучения.
Технологии проектирования и моделирования.
Исследовательская деятельность.
Ролевые игры.
Мониторинг учебного процесса.
3. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
Основными задачами в работе с родителями являются:
развитие у родителей способности оказывать поддержку;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Задачи педагога:
а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;
б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье
1 - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
6- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11-Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
Решение нравственных ситуаций. Важно, какой вердикт вынесут дети взрослые, совпадут ли их нравственные позиции.
I Ситуация: (11 класс)Учителю не нравится, как ученик сидит на уроке: мальчик сидит вразвалку, ноги вытянуты из-под парты. Учитель делает замечание, просит ученика сесть ровно. Ученик игнорирует учителя, остается в том же положении. На следующее замечание мальчик отвечает, что сидит нормально – назревает конфликт. Остальные ученики уговаривают его не спорить и сесть хорошо. Далее преподаватель начинает выговаривать ему то, что он в принципе невоспитанный, грубый, упрямый парень. Причины: Данная ситуация возникла из-за личного неприязненного отношения учителя к ученику. Если бы учитель не сделал ребенку замечания, то и конфликт на уроке не произошел бы. Сам ученик не выполнил просьбы учителя, потому что выбрал для себя подобную линию поведения – неподчинение. Ему одиноко, некомфортно, и такое противостояние, упрямство – защитная реакция, скорее всего даже не осознанная. Остальные ребята приняли сторону учителя, чтобы не провоцировать дальнейшее развитие конфликта.Прогноз: Поступок учителя еще больше отдалит от него ребенка, а также настроит против него других учеников. В глазах остальных ребят он будет виноват в плохом настроении учителя, в срыве занятия. Такое отношение учителя к нему сделает мальчика еще более замкнутым и резким, отдалит от него одноклассников.Решение:Зная особенности его поведения, я не стала бы просить сесть его ровно, чтобы не провоцировать ссору на уроке. И ни в коем случае не переходила бы на личность, не унижала бы его перед одноклассниками. Если бы мне было так важно, как он сидит – поговорила бы с ним после занятия.
II Ситуация: (10 класс)Учитель входит в класс, начинает урок. В классе продолжается шум, каждый занимается своим делом, никто не обращает внимания на преподавателя. Учитель задает упражнение по учебнику и дает на выполнение 10 минут. Кто начинает делать задание, кто продолжает болтать с соседом. Со стороны учителя – никаких действий, замечаний. Когда начинают проверять упражнение, учитель спрашивает только тех, кто готов (готово человек 5 из 12). Так делают и другие задания. В результате работает несколько человек, остальные болтают.Учителю никак не удается организовать работу класса. Тогда она предлагает ребятам поиграть в игру. Все встают, но некоторые отходят в стороны, отказываясь играть. Звенит звонок.Причины:Дети пользуются тем, что учитель хорошо к ним относится, не повышает на них голос. Навряд ли данная ситуация возникла именно на этом уроке. Ошибка учителя в том, что в самом начале урока она не дала ученикам целевую установку, никак не дала понять, что урок уже начался и нужно работать. В течение урока никаких действий со стороны учителя не последовало, и, как следствие, в поведении учеников ничего не изменилось.Прогноз: В дальнейшем учителю будет сложнее организовать работу и дисциплину на уроке. Ученики могут привыкнуть к такой вседозволенности и на других уроках вести себя подобным образом.Решение:Нужно дать каждому ученику индивидуальное задание, которое он должен будет представить перед классом. Сказать, что за задание будет ставиться оценка, и поставить оценку за его выполнение или невыполнение. Нельзя работать только с частью группы и игнорировать остальных.
III Ситуация: (9 класс)Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.Причины:Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку.Прогноз: На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.Решение:Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому я бы задала дополнительные вопросы, дала бы возможность получить «5».
Данные ситуации можно разобрать на родительских собраниях.
- Какие же формы работы классные руководители используют в начальной школе? Выступают ли помощниками родители? Какие проблемы вы видите?
(выступление учителя начальных классов)
- 5 и 6-е классы – тяжелый период адаптации и классный руководитель Мамедиева Э.М.. быстро нашла ключик к детям и как помогает им раскрыться? Насколько в семье уделяется вопрос нравственному воспитанию послушаем Мамедиеву Э.М.
(выступление Мамедиевой Э.М.)
7-е классы – тяжелый переходный возраст, как реализуется духовно-нравственное воспитание в 7-8 х классах, послушаем Мурадову Л.А.
(выступление Мурадовой Л.А.)
- Согласно нашей модели выпускника уровни сформированности ценностей превалируют. Какие есть проблемы? Находите ли вы поддержку с родителями, какие можете предложить формы работы, над чем надо еще поработать, как пересмотреть формы работы с родителями? Предлагаю выслушать Османову Д.С.
(выступление Османовой Д.С.)
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм.
Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно почтению и развитию речи. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.
Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.
В нашей школе нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворительный.
Сегодня мне хотелось бы предложить вам новые воспитательные технологии по формированию нравственности, культуры и эстетического вкуса обучающихся.
Предложить ребятам подумать над проектом «Нравственный человек. Какой он?»;
Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;
На основании составленных проектов составить Кодекс нравственного поведения, который будет принят на классном собрании;
Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти на классных часах с помощью самооценки и оценки ребятами друг друга;
Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации школы в конце учебного года;
Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися;
Фотографии лучших обучающихся разместить на стенде школы;
Достижения класса в целом оформить в виде Копилки добрых дел.
Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами, на основе которых он будет формировать нравственную атмосферу класса;
Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях
(экскурсии, походы, посещения кинотеатра и т.п.);
Театрализация каких-либо нравственных ситуаций – хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;
Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;
Чтение классным руководителем хорошей литературы, с последующим обсуждением прочитанного с ребятами;
Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях коллектива, в котором никто и никогда не остаётся без внимания.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Именно поэтому сегодня на педагогическом совете мы рассмотрели проблемы нравственного воспитания школьников.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.