Открытый урок Работа над полифонией в классе фортепиано
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Михайловская детская школа искусств»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФОРТЕПИАНО
Работа
над полифонией в классе фортепиано
Подготовила и провела
Преподаватель МКОУ ДОД
Михайловская ДШИ
Каменская И.В.
Сл.Михайловка 2014г.
Тема урока: Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.Цель урока: Технические способы изучения полифонических произведений на примере методико-исполнительского анализа маленькой прелюдии До-мажор И.С. Баха.
( из сборника «Маленькие прелюдии и фуги») Ученица 4 класса Михайловской Д.Ш.И.
Смирнова Кристина1. Организационная часть а) приветствие; б) сообщение темы и задачи на текущий урок.2. Основная часть урока:а). Теоретическая часть;Для проведения урока использую компьюторные технологии (презентация фильма И.С. Бах )б). Маленькая прелюдия До мажор 3. Заключительный этап.а) подведение итогов урока с выставлением оценки;б) домашнее задание.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Основная часть урока.Теоретическая частьБах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого нашла выражение новая эпоха, характеризующая интересом к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах - ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями. Среди пьес, используемых в педагогической практике, сочинения И. С. Баха принадлежат к самой старинной музыке. К педагогическим сборникам Баха относятся «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдия и фуги», «Инвенции и синфонии» (так Бах называл свои трёхголосные инвенции) «Маленькие прелюдия и фуги» давно заняли прочное место среди шедевров педагогического репертуара.Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования и круг образов, связанный с новым светским галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных изменениях звуков, в мелодической выразительности.Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью (один из современников Баха говорил: « нужно смотреть не на пёстрые ноты, а на говорящие звуки»). Интересно заметить, что самого Баха, по-видимому, очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Вспомним его требование « добиться певучей игры», изложенное в заголовке инвенций. Певучая манера игры произведений Баха как раз свойственна нашей пианистической школе.Каким должно быть певучее исполнения? Слово певучесть понималась музыкантами впервой половине 18 века, как справедливо замечает И. Маттесон: «лёгкость, ясность, приятность и текучесть». Особое внимание следует обратить на лёгкость - здесь подразумевается не легковесность содержания, а лёгкость движения.И.Н. Форкель - пропагандист баховской музыки, автор первой книге о Бахе (1802г), выделяет ясность (чёткость) в качестве одного из важнейших признаков мелодии. Правильное исполнение требует « высшей степени ясности в извлечении звуков и в произнесении слов»- то есть, он считает здесь очень важным правильное артикулирование мотивов и фраз.В своих предисловиях, в трактатах об искусстве игры на клавесине авторы, всегда, прежде всего, рекомендовали красоту, тонкость и точность. Сам Бах в своих усовершенствованиях инструментов стремился достичь не форсированной звучности, а тембра, гибкости, как только возможно. Вспомним, что говорили об игре самого Баха: « Когда он хотел выразить сильные аффекты, он это делал не так, как многие другие - путём преувеличенной силы удара - а внутренними художественными средствами».При разучивании наиболее пригодными оказываются различные градации piano- с хорошим ощущением кончиков пальцев. При этом легче услышать каждый голос и не утомляет слух.Причина популярности сборника заключается в том, что замечательная красота музыки идёт здесь рука об руку с технической несложностью. Кроме того, «Маленькие прелюдия и фуги», несмотря на свой полифонический характер, в высшей степени доступны для детского уха, так как полифония сочетается в них ясным гармоническим языком.Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования круг образов, связанный с новым светским, галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных звуков, в мелодической выразительности , причём, особенно важной считалось способность к изменению силы звука.Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью. Наверно самого Баха очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Это совсем не значит, что надо играть сплошным нерасчленённым легато или тяжёлым глубоким звуком.Начинаем с небольшого экскурса в те времена, когда жил и творил Иоганн Себастьян Бах.Рассказываем об инструментах той эпохи, о звуковом извлечении. Поскольку И. Бах сам занимался своими детьми, то он записывал только ноты, украшения и не оставил никаких указаний по поводу динамики. Но когда мы смотрим в ноты , мы видим лиги, стаккато, tenuto.Ф. Бузони посвятил много внимания анализу форм, структуре каждого произведения, тем самым облегчив нам задачу в плане понимания стиля произведений И. Баха.
Ученику важно понять, что тема – ядро всего произведения. Она может иногда прозвучать тише остальных голосов, взависимости от динамического плана, но должна быть всегда выразительной и значительной. Пусть ученик выберет характер звучания.Преподаватель рассказывает об эпохе когда жил и творил Бах, об инструментах того времени (клавесин, клавикорд, орган ), о составе симфонического оркестра. предлагает услышать в теме, в противосложении в секвенциях оркестровые краски.
Ученица играет прелюдию.
Прелюдия строится из одного интонационного «зерна» образуемого первыми восемью звуками верхнего голоса. Первые три такта должны составить одну мелодическую линию, поднимающуюся к своей вершине – До-мажорному аккорду. Внутри этой мелодической линии можно проставить лиги, каждая из которых будет начинаться со второй восьмой такта и кончаться на первой восьмой следующего такта. Нужно отвести локоть в сторону, плавно опустить кисть и в то же время цепко схватить октаву первым и пятым пальцами. Удар должен быть достаточно громким, но мягким. При этом пальцы глубоко погружаются в клавиши. Оба звука в октаве должны прозвучать одновременно. Прелюдия в основном двухголосная, тематический материал переходит из одного голоса в другой. Например, в тактах 4,5 тема звучит в левой руке, в 6-м – опять в правой, а в 7-м - снова в левой. Возникает как бы перекличка голосов, которую можно сравнить со вступлением различных инструментов. Особенно ярко проявляется двухголосие в последних пяти тактах. Если раньше голоса вступали поочередно, то здесь одновременно звучат два самостоятельных голоса. Кульминация прелюдии приходится на последние три такта. Шестнадцатые должны быть сыграны очень ритмично, четко и без торопливости. Для того чтобы целая нота фа в нижнем голосе была слышна на протяжении всего такта, надо хорошо опереться на нее всей рукой, слушать, как звук тянется. Палец должен глубоко войти в клавишу, как бы почувствовать ее дно. Кисть и локоть при этом мягко отводятся в сторону. к концу звучания ноты кисть несколько приподнимается над клавиатурой и мягко опускается для извлечения следующего звука. В конце прелюдии крещендо сопровождается замедлением. Техническую трудность представляют перечеркнутые морденты в 9,10,11 тактах, в нижнем голосе. В данном случае это так называемый перечеркнутый мордент, и над ним обозначен диез. Следовательно мордент складывается из следующих нот: соль, фа-диез, соль. Первое соль совпадает с нотой си в верхнем голосе. Так как беглость еще не очень развита, можно играть здесь упрощенный мордент. Ритмически он будет играться так. Первая нота мордента также совпадает со звуком си в верхнем голосе, а окончание его – со следующим звуком соль. Верхний голос исполняется легато, а нижний – нон легато. Фразировать верхний голос нужно так же, как и в начале прелюдии.
Когда ученица хорошо поняла и усвоила тему прилюдии, нужно следить за тем, как первый вступивший, закончив тему, переходит к изложению противосложения.Педагог исполняет один голос, ученица- другой, следит за тем, как первый вступивший голос закончив тему, переходит к изложению противосложения. Важно ясно показать тембровое различие между голосами. Это различие в руке - поворот или наклон кисти будет способствовать перенесению опоры на верхний или нижний голос.Как научить слышать многоголосную фактуру Баховских произведений? С первых лет обучения педагог должен основательно и последовательно на изучении легких пьес из «Нотной тетради А.М.Бах» развивать понимание баховской мелодии, ее мотивной структуры, фортепианной инструментовки, ее многообразных соотношений с исполнением имитаций.Можно применить следующие схемы:1.В трехголосном изложении при исполнении выделяются forte а) верхний голос (остальные mp) б) средний голос (остальные mp) в) нижний голос (остальные mp). 2. Один или два голоса играются педагогом, остальные - учеником.3. Все произведение играется в 4 руки на одном или 2-х роялях. Нижний голос удваивается октавой.4. Иногда бывает полезно перенести все произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы.Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны. Когда ученик вернется к прежней тесситуре, он найдет новые звуковые краски.Заключительная часть.Подведение итогов урока:-оценка результатов работы ученика;-разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;-разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.Задание на дом: подробно изучить текст произведения, артикуляцию, характер темы и драматургию её в разных частях прелюдии.Услышать оркестровые краски в противосложении.Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.