Особенности организации проектной деятельности на современном этапе в реализации уроков географии


Особенности организации проектной деятельности на современном этапе в реализации уроков географии
В Федеральном государственном образовательном стандарте проектная деятельность выступает как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Именно проектная деятельность интегрирует в себе предметный, метапредметный и личностные уровни, которые являются неотъемлемой часть ФГОС.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Итак, в рамках ФГОС проектная деятельность предусмотрена во всех класса и по всем предметам. Рассмотрим особенности проектной деятельности по географии в 5 классе. Для этого нам необходимо проанализировать программы по географии авторских коллективов, изданных под общей редакцией: А.А. Летягина, Е.М. Домогацких, А.И. Алексеева, О.А. Климановой.
В учебнике А.А. Летягина «География. Начальный курс» 5 класс, издательского центра «Вентана-Граф»,2013года проектная деятельность выступает отдельным заданием и обозначается следующим образом (рисунок 1.1). Из 24 тем, данных в учебнике, проекты представлены практические по всем темам, за исключением тем: Движение Земли по околосолнечной орбите, Из чего состоит земная кора, Человек и литосфера, Воздушная оболочки Земли – атмосфера, Погода и метеорологические наблюдения, Растительный и животный мир умеренных поясов. Проекты представляют собой задания различной направленности: от описания памятников природы, сочинений до подготовки презентаций и составления, различных фотоколлажей и интереснейших маршрутов путешествий.

Рис.1.1- Обозначение проектной деятельности в учебнике А.А. Летягина
В учебнике Е.М. Домогацких «География. Введение в географию» 5 класса, издательского центра ООО «Русского слова - учебник», 2012,2013 года проектная деятельность в качестве отдельного задания отсутствует. Но по некоторым темам реализация проектов может быть представлена в разделе «от теории к практике». Обозначение данного раздела можно увидеть на рисунке 1.2. Не все задания раздела могут выступать проектами, практически каждое задание учителю необходимо дорабатывать до того или иного проекта. Практические задания присутствуют во всех темах, в некоторых темах представлено несколько заданий.

Рис.1.2 - Вариант проектной деятельности в учебнике Е. М. ДомогацкихВ учебнике А.И. Алексеева «География» 5-6 класс, издательства «Просвещения», 2012 года проектная деятельность присутствует в качестве отдельного задания. Но по некоторым темам реализация проектов может быть представлена в разделе «Это интересно». Обозначение данного раздела можно увидеть на рисунке 1.3. Блок «это интересно» представлен не ко всем темам, но может включать сразу несколько заданий. Не все задания блока можноя назвать проектом. В качестве проекта можно использовать задания связанные с написанием сочинения, рассказа. Некоторые задания учителю необходимо подкорректировать, чтобы их можно было представить в качестве проекта.
Рис.1.3 - Вариант проектной деятельности в учебнике А.И. Алексеева
В учебнике О. А. Климанова «География. Землеведение» 5-6 класс, издательства ООО «Дрофа», 2012 года проектная деятельность в качестве отдельного задания так же отсутствует. Проекты, или задания, которые можно доработать до проектов присутствуют в вопросах второго и третьего уровня – умения применить знания. Обозначение данных заданий можно увидеть на рисунке 1.4. Задания присутствуют во всех темах, кроме уроков-практикумов. Все задания связаны с работой во внеурочное время.
Рис 1.4 - Вариант проектной деятельности в учебнике О. А. Климановой
Сравнивая 4 учебника, соответствующих ФГОС, разных авторов и издательств можно сделать вывод:
Во всех учебниках прослеживается применение проектной деятельности. Чаще всего проектная деятельность направлена на работу во внеурочное время. Исключением является авторская программа А. И. Алексеева, в которой представлены уроки-проекты, где пошагово расписаны действия учащихся на уроке.
Все представленные учебники кроме учебника А.А. Летягина, а так же серии «Полярная звезда» в меньшей степени имеет готовый проект, чаще всего учителю необходимо доработать проекты, перевести их из простого задания в небольшую творческую и исследовательскую работу.
Рассмотрев тему «Рельеф Земли» как представление проектной деятельности в различных учебниках можно сделать вывод, что проекты принципиально отличаются друг от друга. В учебнике Е.М. Домогацких данная тема отсутствует в учебнике 5 класса. В учебнике А.А. Летягина данная тема представлена составление фотоколлажа, проект в большей степени ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. Проект в большей степени направлен на развитие личностных результатов. В учебнике А.И. Алексеева проект направлен на индивидуальную работу учащихся, в которой учащиеся смогут поработать с научной и художественной литературой, а также они смогут проявить себя в качестве исследователя при описании рельефа своей местности. Проект направлен на развитие предметных и метапредеметных результатов. Проектная деятельность в учебнике О.А. Климановой представлена анализом деятельности людей на рельеф. Данный проект осуществляется в группах, направлен на предметные, метапредметные и личностные результаты. В разработке и проведении учителем проектов важно учитывать все результаты, на которые направлен проект: и личностные, и предметные, и метапредметные. Именно в комплексе учащийся овладевает знаниями о предмете, раскрывает свои индивидуальные особенности, а так же объединяет межпредметные понятия и знания в единое целое. Сравнительный анализ проектных работ в программах по географии в соответствии с ФГОС по теме «Рельеф Земли» представлен в приложении 7.
С точки зрения реализации проектной деятельности в соответствии с ФГОС наиболее содержательным является учебник, составленный по программе А.А. Летягина. А с методической точки зрения более удачен для организации проектной деятельности на уроках это учебник и программа под редакцией А.И. Алексеева, в которой проекты представлены в готовом виде. К таким проектам относятся: параграф 26, в котором представлен проект по выполнению скульптурного портрета планеты; параграф 31, где необходимо разработать круизный маршрутный лист путешественника. Разнообразие проектов (в каждой теме) дает возможности организации проектов как внеурочное, так и в классно-урочное время. Во внеурочное время реализуются проекты, связанные с подготовкой фотоколлажей, презентацией. Что же касается подготовки и написания рассказов, сочинений, то это возможно использовать и в классно-урочной деятельности, но с тем условием, что у учащихся будет достаточное количество времени для подготовки данных заданий. Существует и недостаток организации проектов во внеурочное время. Например, учитель не может контролировать деятельность учащихся по выполнению проектов.
Использование проектной деятельности в образовательном процессе вносит существенные перспективы в классно-урочную систему обучения. Существует некоторые варианты использования проектной деятельности в условиях классно-урочной системы, реализуемые учителями городских и сельских школ на своих уроках. Проектная деятельность используется на уроке наряду с другими методами и технологиями. В этом случае учащиеся выполняют микропроекты для освоения нового материала. И применение его на практике. На уроке осуществляется запуск проекта, который выполняется желающими во внеурочное время. В этом случае работа над проектом расширяет представления детей в конкретной области знаний, позволяет ученикам изучить тему на углубленном уровне.
Проектная деятельность может организоваться на ряде уроков в течение всего учебного, так же на серии уроков по разным учебным дисциплинам.
Постепенно, развиваясь, классно-урочная система выходит за рамки классной комнаты и время урока и поэтому можно говорить во внеурочных проектах. Но внеурочные проекты в наибольшей степени будут касаться подростков: ученики начальной школы ещё малы, их труднее организовать вне школы, а старшеклассники слишком заняты, чтобы всерьез увлечься такими мероприятиями. Подобную трудность можно преодолеть, организуя разновозрастные коллективы. Внеурочная деятельность в рамках школы требует новой организации деятельность всего образовательного учреждения.
Нельзя ограничиваться только внеурочной или классно-урочной деятельность, строя ее по типу проектной. Наиболее действенным способов будет сочетание классно-урочной и внеурочной деятельности. Так в рамках урока, учитель может поставить перед учащими проблему, или же это сделать могут сами ученики и начать работу над проектом, в во внеурочное время могут закончить начатую работу. Организация проектной деятельности во внеурочное время сводится к организации проектов в классно-урочное время. Этапы выполнения проектов и их организация не зависят от формы обучения.