Интерпретация цветового образа как один из путей постижения идейно-художественного содержания произведений А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе.


Интерпретация цветового образа - один из возможных путей постижения идейно-художественного содержания произведений А.П.Чехова, изучаемых на уроках литературы в 10 классе. Когда мы приступили к изучению творчества Чехова, ребята-десятиклассники при самостоятельном чтении уже останавливали свое внимание на словах-красках. Перед изучением рассказа «Человек в футляре» прошу учащихся, работая с текстом, заполнить таблицу.
Цветовой образ Контекстная ситуация Значение образа
Цветовых образов в рассказе мало, но это не случайно! Краски в чеховском тексте скупые, но говорящие. Учащиеся обращают внимание на то, что часы у Беликова в чехле из серой замши, что носил он темные очки, что своими телесными очками на бледном лице «он давил...всех». Цвет присутствует в описании брата и сестры Коваленко: он смуглый, она чернобровая, краснощекая, любит борщ с «красненькими и синенькими» такой вкусный, такой вкусный, что просто - ужас!» У нее темные глаза. Решение жениться подействовало на Беликова «как-то болезненно, он похудел, побледнел...» Карикатура произвела на учителя гимназии самое тяжелое впечатление: «а он зеленый, мрачнее тучи» - таким увидели его учителя и гимназисты в воскресенье, первого мая, когда Варенька катила на велосипеде «красная, заморенная, но веселая и радостная. Увидев это, Беликов «из зеленого стал белым и точно оцепенел». Во время разговора с Коваленко об этой «совершенно неприличной для воспитателя юношества»
1
бесцветность) усиливают значение слов «маленький», скрюченный, слабый».
Однако Беликов не застывший символ. Это все же живой человек. Автор показывает существование у Беликова живой реакции на события, по-своему остро переживаемых. Краски, сменяющие обычную бледность, «выдают» чувства Беликова. Эти же краски и противопоставляют Беликова окружающим. Беликов возмущен - из зеленого становится белым. Так с помощью цвета раскрывается «футлярная» тема. Беликов, его чувства, мысли, его глаза упрятаны в футляр одежды и штампованных слов (футлярных соображений). Именно это особенно страшно. Недаром в конце рассказа один из собеседников в смятении говорит о том, что каждый человек может попасть в футляр лжи, унижения, притворства, если все это будет сносить ради куска хлеба и теплого угла. Таким образом, цветовые детали, связанные с настроением действующих лиц, их психологическим состоянием, характером ситуации, очень важны в рассказах Чехова. Уже сама бесцветность образа помогает понять, расшифровать мысль автора рассказа «Человек в футляре». Доминирует темный цвет, создает не просто фон действия в рассказе, а позволяет ощутить футляр жизни, проникнуть во внутренний мир героя, в котором так же темно, как и во внешнем мире, рассматриваемом сквозь «темные очки». И совсем страшен темный цвет в рассказе «Ионыч». К моменту его изучения уже подготовлено восприятие чеховского скупого цветового письма. Поэтому расшифровку цветовых образов можно предложить учащимся в форме самостоятельной работы на одном из последних уроков изучения рассказа «Ионыч». В отличие от рассказа «Человек в футляре», в «Ионыче» есть четкие и яркие краски: розовый, голубой, желтый, зеленый, красный, белый, но не они несут основную смысловую нагрузку, ибо общая тональность произведения мрачная: духовная деградация человека выражается в другом цвете - много раз повторяется слово «темный», «темные листья» в саду, темной пологой обозначенное вдали кладбище, темные тополя на кладбище, когда «се потемнело кругом», «было уже темно», на другой день Старцев встретил Котика, когда «накрапывал дождь, было очень темно; во время последнего разговора с Екатериной Ивановной Ионыч видел ее блестящие в темноте глаза». Не случайно повторение слова «темный» и его различных форм (темнея, темнота, темно) на сравнительно небольшом пространстве текста рассказа «Ионыч». Он определяет его основную тональность, помогает определить оттенки человеческих чувств, помыслов. Молодой доктор Старцев потянулся к Туркиным, влюбился в их дочь Котика. Но мир остается для него бесцветным, темным. Огонек, затеплившийся в души Ионыча, не осветил мир, не раскрасил его, так как погас этот огонек при воспоминании об ассигнациях - желтых и зеленых бумажках. Итак, краски, четкие, яркие, появляются при конкретных определениях цвета вещей, они (краски) лишены
здесь переносных значений, что передает бедность человеческих мыслей, чувств, оттеняет характер героя, героини. Екатерина Ивановна розовая от напряжения: она играла на фортепьянах, розовая не от чувства радости, волнения, а от физического напряжения. Желтый и голубой цвет, отмечали дети в своих работах, также с иронией обыгрываются автором рассказа. Если у Толстого в романе «Война и мир» голубой цвет связан с чистотой поступков героев, это цвет неба, свежий и ясный, создает радостное настроение, сопутствует веселью юности, а желтый ассоциируется с цветом солнца, весеннего пробуждения леса, пронизанного солнечными лучами, если у Толстого цветовые определения далеко не однозначны, то у Чехова в рассказе «Ионыч» все иначе. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо доктору Старцеву с просьбой приехать к ним, к Тур-киным. Письмо как предвестник любви Старцева к Котику было полно жалоб на мигрень, трогательно письмо в голубом конверте, содержало просьбу приехать и обличить страдания. Был еще желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набиты карманы доктора Старцева. А в финале - пухлый красный Старцев и его кучер, тоже пухлый, красный с мясистым затылком. И как бы ни были разнообразны краски, они не раскрашивают жизнь героев, не сливаются с их настроением. Краски конкретны, цветовые определения имеют абсолютные значения цвета, лишены переносных значений. Даже тогда, когда касаются лица Котика или Старцева, они выделяют только физическое состояние, они бездуховны: Котик розовая от напряжения. Старцев красный, пухлый, ожирел, тяжело душит. По-видимому, опять-таки опираясь на опыт изучения романа «Война и мир» несколько десятиклассников особое внимание обратили на белый цвет, он присутствует и в рассказе Чехова. Как помним, у Толстого белый цвет благодаря своей традиционной символичности — значения чистоты, юности, света - в отдельных ситуациях, ситуациях с Элен, становится олицетворением лжи и хитрости. Белый цвет передает высокие помыслы, восприятие происходящего. Пьер на Бородинском поле видит белую церковь, белые рубахи ополченцев, которые надеты на случай смерти в предстоящем бою. Белый цвет - символ святости происходящего. Мгла сырости и дыма стоит на поле во время битвы, пахнет страшной кислотой, селитры и крови. В этой сменившей красочное утро мгле особо выделяется одна цветовая деталь - белая шляпа Пьера, как отголосок прежней мирной жизни, которую нарушила ненавистная Толстому война. Князя Андрея уже накануне битвы захватывает мысль о смерти. Он видит все в холодном, белом свете дня, в холодном, белом свете того утра». «Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой порой, блестящих на солнце. Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни». Холодный белый свет, без тепла, солнца, красок уже предвещает смерть, и вспыхнет черным траурным цветом смертельная для князя Андрея грана-та - вертящийся черный мячик. Так разнообразны в романе Толстого значения белого цвета, цвета чистоты, юности в одной ситуации, лжи и фальши в другой, цвета святости человеческих помыслов и цвета страшного дыхания смерти. По-видимому, опираясь на такое понимание цветового значения белого, старшеклассники не могли не обратить на этот цвет и в рассказе Чехова «Ионыч». Хотя на уроке пришли к выводу, что в рассказе этом цветовые обозначения конкретны, выступают в своей основной роли фиксации цвета, что «говорящим» является лишь темный цвет, некоторые учащиеся все-таки обратили особое внимание «на белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка. «Сочетаясь со словами «одетый в чужой фрак», этот «галстук» становится своеобразным «проявителем неглубокого чувства Старцева, его фальшивости, неискренности», - пишет десятиклассница. — Именно поэтому после отказа Екатерины Ивановны у Старцева «перестало беспокойно биться сердце», «он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью». Слово «белый» в рассказе больше не встретится - Старцев сделал свой выбор, желтые и зеленые бумажки заполнят все его существование». Другие ребята обратили внимание, что при описании кладбища несколько раз встречается этот цвет: ограда из белого камня, белые кресты, «кругом далеко было видно белое и черное». «Чехов предсказывает неизбежность духовного омертвения героя, белый цвет помогает почувствовать это. «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» - из этой темноты уже Старцев не выйдет?
Интересной мне кажется и другая расшифровка, сделанная ученицей. Девочка отмечает, что Котик пошутила, назначив свидание на кладбище. Не шутит в данном случае Чехов. Ему важно пробудить героя, заставить задуматься здесь, на кладбище, о скоротечности жизни, о важности каждого момента нашего пребывания в этой жизни, найти другие ее радости, кроме тех, что дают желтые и зеленые бумажки. Но к сожалению, этого не происходит, герой так и не смог поднять темный занавес. «Часа полтора бродил» - с долей иронии, но многозначно». Самостоятельная работа по цветовым образам в рассказе Чехова показала, что ребята опираются не только на конкретный текст, но используют и предыдущий читательский опыт, пытаются проводить сравнительный анализ как в рамках творчества одного писателя, так и привлекая прочитанные произведения других писателей. Да, внимание к слову вырабатывается не на одном каком-то конкретном уроке. Этому служит вся наша кропотливая работа на каждом уроке литературы. Хочется, чтобы от произведения к произведению наши ученики становились все более опытными и опытными читателями, чтобы видели мир в его неповторимом разноцветье, чтобы становились чуткими, умеющими понимать героев, авторов, а вместе с этим и окружающих людей. Еще предстоит моим десятиклассникам войти в мир литературы XXвека, понять трагедию белых и красных, понять что творчество и сила одних не могут лишить права быть счастливыми других, что в мире нельзя видеть только несколько цветов, он многолик и разнообразен. Русские писатели помогут им в этом. Хочется думать, что уроки по литературе XIX века приблизили нас к пониманию художественного мира, созданного талантом и воображением, силой слова писателей XX века.