Доклад на тему Развитие исполнительской и слушательской культуры учащихся через музыкальное искусство второй половины 20 века

Доклад
на тему:

«Развитие слушательской и исполнительской культуры через музыкальное искусство второй половины 20 века»






Выполнила: Учитель музыки Слепова Н.В.
МОУ Гимназия №9 Кировского р-на города Волгограда





Волгоград 2015


Разделы:
Введение
Основные задачи в развитии слушательской и исполнительской культуры
Особенности « переходного» подросткового возраста ребенка
Специфика музыкального искусства второй половины 20 века
ИКТ - технологии на уроке музыки
Заключение



Введение
Роль музыкального искусства в формировании гармонично развитой личности школьника возрастает по мере изменения современной социо-культурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем, современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его целостное духовно-нравственное и культурное развитие на втором плане. Но мы не можем говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от сформированности его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров.
Музыкальное искусство в настоящий момент заняло прочные позиции в области воспитания и развития духовно-нравственных и культурных качеств личности. Музыка, как способ отражения жизни, является формой освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира, познания в мире человеком самого себя. Поэтому, в системе общего образования изучение музыкального искусства становится условием обретения жизненных ориентиров, возможностью формирования и развития культурных потребностей детей. Так же нельзя забывать о том, что музыка сильнее других искусств воздействует на эмоциональную сферу человека, пробуждая эмоции, воображение, образное мышление. Именно неразвитость эмоциональной сферы делает человека ограниченным, неспособным к творческому восприятию различной информации, в том числе учебной, и полноценному общению. Здесь на первый план выходит проблема развития слушательской и исполнителькой культуры школьников. И на сегодняшний момент эта задача, на мой взгляд, является одной из главных для учителя музыки в школе.
Развитие слушательской и исполнительской культуры
Сегодня огромная масса лёгкой развлекательной музыки оказывает воздействие на школьника через средства массовой информации и индустриально-коммерческую систему распространения музыкального продукта, что очевидно превышает в звуковом окружении детей подлинно-смысловые образцы музыкального искусства. Ребёнок, как отражение такой искусственной звуковой ситуации, чаще предпочитает познавать музыку упрощённым путём, рассчитывая на общение с теми музыкальными произведениями, которые не требуют работы интеллекта и души. Музыка для современного школьника становится фоновой, необходимость слушать осознанно теряет для него актуальность.

Какие трудности здесь возникают?
Основная трудность – это зачастую неготовность детей среднего и старшего школьного возраста к восприятию отдельных произведений «серьезной» классической музыки. Безусловно, у каждого композитора-классика есть произведения легкие для восприятия и прослушивание этих произведений на уроках музыки затруднений не вызывает. Но если строго следовать имеющимся на данный момент программам для проведения уроков музыки в школе, то в большинство программ включены произведения композиторов-классиков именно «серьезные», требующие глубокого осмысления и в силу этого сложные для восприятия. Так каким же образом учителю-практику решать данную проблему? Исходя из собственного опыта, могу отметить несколько путей решения данной задачи. Первое и самое основное, на мой взгляд, это тщательный отбор классических произведений для прослушивания. Не выходя за рамки текущей программы, учитель отбирает музыкальные фрагменты из больших и очень «серьезных» произведений с точки зрения понятности музыкального материала и удобства прослушивания. Например, если мы на уроке проходим творчество Л.В.Бетховена, то для прослушивания мы выбираем, к примеру, 1ю часть Сонаты №14, и это более предпочтительно, чем, к примеру, 2я часть той же сонаты. Еще один пример. В контексте темы «Эпические образы в музыке» из Богатырской симфонии А.Бородина, мы выбираем наиболее характерные и яркие моменты. Это может главная тема 1 части и Песнь Баяна из 3 части и песня «Улетая на крыльях ветра», которая детям уже немного знакома и, как правило, нравится. Таким образом, складывается определенный принцип отбора, который можно сформулировать так: от самого простого – к более сложному. Помимо тщательного отбора музыкальных фрагментов, есть еще один критерий успешного прослушивания музыки на уроке. Это – длительность музыкального фрагмента. Здесь все зависит от условий прослушивания, если дети сконцентрированы и готовы прослушать произведение целиком или какую-то его часть, то, безусловно, учитель предоставляет такую возможность детям. Но если дисциплина в классе не отлажена, то необходимо сократить время прослушивания до нескольких минут. Как показывает практика, для вдумчивого и осознанного восприятия музыки, необходима спокойная обстановка в классе, звучание же «серьезной» музыки фоном не принесет значительных результатов в развитии музыкального восприятия. Таким образом, если мы говорим о развитии слушательской культуры школьников, то в первую очередь мы должны сформировать само умение осознанно и вдумчиво слушать музыку и в дальнейшем, используя этот навык, повышать уровень уровень сложности прослушиваемых произведений.
Вторая, не менее значительная задача современного учителя музыки, это, безусловно, развитие исполнительской культуры. Но и здесь учителю приходится решать похожие задачи. Позиция современного школьника средних классов (6,7,8 и 9 класс) нередко звучит так: мне это не нравится, поэтому петь не буду. Здесь не лишним будет упомянуть причины, по которым и происходит подобное отторжение. Начиная с 5го класса, дети входят в так называемый «переходный» возраст, который характеризуется следующими чертами и особенностями.


Особенности «переходного» подросткового возраста ребенка
Интенсивное физическое и физиологическое развитие ребенка - увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Формируется новый образ физического «Я»
Что наиболее важно для нас, как для учителей:
Усиливается развитие самосознания ребенка.
Появляется чувство взрослости.
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения, которая раскрывается в ярко выраженных предпочтениях, в том числе и сфере музыкальных интересов. Практически эта ситуация отражается в позиции ученика, которую мы уже озвучили: «мне это не нравится, поэтому я не пою.» Именно в этой ситуации современный учитель и обращается к музыкальной культуре второй половины 20 века.


Специфика музыкального искусства второй половины 20 века.

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Все, что накапливали предыдущие века развития музыки, и все своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием. Планета Земля теперь целиком осваивается человеком. Информация легко поступает из любого уголка земного шара. Проблема пространства и времени перестает существовать. И в музыку Европы врываются африканские ритмы, в музыку Индии и Японии приходят европейские интонации.

Но, в то же самое время, в музыкальном искусстве второй половины XX века существуют отдельные крупные пласты, которые редко смешиваются друг с другом. В большинстве своем, они существуют раздельно, обращаясь к разным категориям слушателей. Джаз, рок-музыка, поп-музыка, массовая песня, электронная музыка, музыка серийная и сериальная, конкретная музыка и алеаторика, медитативная музыка, множество авторских стилей, которые пока не укладываются ни в одно из направлений все эти музыкальные потоки различаются не только по назначению, но и, в первую очередь, по музыкальному языку.
Так почему же мы обращаемся именно к музыке XX века? XX век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Эти определения говорят о способности того или иного вида творчества точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Роль музыки в культуре XX века наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны. Никогда раньше потребность людей в музыке не была столь острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторгались в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. А благодаря современной технике аудио- и видеозаписи общение с музыкой оказывается возможным в любых условиях.
Музыканты второй половины XX века ощутили тесную связь со слушателями. Они стали выразителями идей и мировоззрения своего поколения, своей общественной или этнической среды, своего религиозного или политического движения. Музыканты стремились к единению с аудиторией, нередко провоцируя её на непосредственную реакцию, заставляли слушателя вступать в живой диалог с музыкой. Именно во второй половине XX века музыканты реализовали способность музыки объединять людей, создавать у огромного количества людей одновременно единые эмоциональные порывы – как созидательные, так и разрушительные.
Кроме того, ни один другой период истории культуры не дал такого разнообразия стилей, форм, направлений в музыке, как XX век. Современная классическая музыка, джаз, поп и рок-музыка – вот четыре главные ветви современной музыкальной культуры второй половины XX века.
Возвращаясь к разговору о том, что современные дети в подростковом периоде зачастую не готовы воспринимать, слушать, исполнять образцы «серьезной» классической музыки, то многие композиции музыки второй половины 20 века могут быть интересны детям. Из российских композиторов, прекрасные музыкальные композиции есть у Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова и других. Не стоит также забывать о замечательных образцах классической музыки в современной обработке. Если говорить о песенном репертуаре, то помимо песен по программе, в 7х,8хи 9х классах можно вводить достойные образцы песенного творчества отечественных и зарубежных рок-групп, таких как «Кино», «ДДТ», «Ария», группа «Green Day» и других.


ИКТ – технологии на уроке.

Особенностью современного урока музыки является то, что он должен соответствовать ФГОС стандарту. И здесь необходимо сказать о предпочтительном использовании ИКТ - технологий на уроке. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
ИКТ – технологии дают следующие возможности:
Повышают интерес к предмету, делая его более интересным и запоминающимся;
Расширяют возможности сотворчества учеников и учителя, что положительно влияют на эмоциональную атмосферу на уроке;
Улучшают качество усвоения информации, сообщаемой ученику на уроке, включая музыкальную информацию;
Обеспечивают оптимальное музыкальное развитие учеников;
Помогают расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
Активизируют организацию процесса познавательной деятельности школьника



Заключение.
В заключение хотелось бы сказать о том, что в концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.
В свою очередь в задачи современного учителя музыки входит повышение интереса к предмету, и разнообразие видов деятельности на уроке, применение инновационных технологий и простое стремление к тому, чтобы урок по музыке был ярким и запоминающимся.