Формирование слушательской культуры на уроках музыки.
Формирование слушательской культуры на уроках музыки.
О необходимости заниматься музыкой, слушать её, понимать, писали многие музыканты, прогрессивные педагоги, философы. Ещё древние учёные Платон, Пифагор, Аристотель, занимались этой проблемой. Достаточно привести несколько высказываний великих людей, чтобы понять великую силу воздействия музыки.
Василий Сухомлинский: "Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами."
Дмитрий Шостакович: "Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Оно откроет вам целый мир высоких дум, страстей и мыслей."
Лучше и не скажешь. Классическая музыка поистине является эталоном красоты, гармонии и совершенства.
Казалось бы, цели и задачи ясны, но реалии наших дней таковы...
Ребёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная , высокохудожественная классическая музыка. С другой стороны, антихудожественное, примитивное, упрощённое искусство. Благодаря СМИ на каналах ТВ и радио мы постоянно слышим музыку сомнительного качества, которая навязывается слушателям, и только на одном двух каналах "капельки" настоящего искусства.
В этой ситуации роль учителя состоит в том, чтобы найти такие ценностные ориентиры, такие сильные аргументы, чтобы привить иммунитет против пустой музыки, воспитать хороший вкус. развить потребность в хорошей содержательной музыке.
Представьте, каким должен быть авторитет учителя музыки, чтобы ученик поверил именно ему, а не тем, кто с пренебрежением высказывается о классической музыке.
Поэтому уроки музыки надо вести так, чтобы наполнить души детей, чтобы им захотелось ещё и ещё раз услышать ту музыку, которую открыл им учитель на уроке.
Конечно, здесь на моментальный результат рассчитывать не приходится. Музыкальное искусство имеет отсроченное действие и когда-нибудь оно даст свои ростки. Накопление слушательского опыта идёт постепенно. Может быть, через какое то время, когда наши ученики повзрослеют, у них возникнет потребность в общении с настоящим искусством. Как знать, что они выберут: поход на концерт классической или джазовой музыки или же концерт раскрученного рэпера.
Дмитрий Кабалевский говорил об этом так: "Мы - учителя, воспитываем ценителей классической музыки, которые в будущем наполнят концертные залы."
О своей работе.
В начале и в конце года проводится тестирование учащихся. Среди многих вопросов есть определяющие.
1. Какую музыку ты слушаешь и любишь.
На первый вопрос 95% называют попсу и шансон( как правило ту, которую слушают взрослые в их семьях). У мальчиков это рэп. Причём, они ничего не знают о истории и развитии этого стиля современной музыки. Все их знания ограничиваются характерными жестами.
2. Мнение о классической музыке.
Чаще всего встречаются такие ответы:
" Эта музыка скучная, непонятная, хочется спать, не нужна и тд."
3-5% учащихся слушают классическую музыку, называют произведения и композиторов. Как правило, они посещают музыкальную школу.
В конце учебного года, после проведённой работы картина меняется.
В итоговое тестирование я добавляю несколько вопросов.
1. Какая тема из пройденных тебе понравилась?
2. Слушаешь ли ты дома музыку, о которой узнал на уроках?
3. О каком произведении ты сможешь рассказать друзьям, Родителям?
4. Каких знаешь композиторов?
5. Когда ты был в театре?
С удовлетворением отмечаю, что в классе всё больше детей начинают слушать классическую музыку, т.к. она стала им понятнее, интереснее, вошла в их мир.
Вместе с учениками мы анализируем результаты роста за год. Если ученик остался на том же уровне, не надо расстраиваться. Может быть, он откроет для себя музыку, когда подрастёт. Самое главное - дать им правильные ориентиры.
Исследуя проблему восприятия школьниками музыкального искусства, можно выделить три стадии наиболее характерные для формирования слушательской культуры.
Первая стадия восприятия отличается смутностью, нерасчленённостью, общим звуковым потоком, когда слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Как правило, ребёнок остаётся равнодушным к прослушанной музыке.
Задача учителя на данном этапе восприятия - помочь ребёнку найти своё отношение к музыкальному произведению. Хорошо начинать с программных сочинений, где образ, определяется названием.
Вторая стадия. Здесь происходит процесс углубления в содержание произведения, выделения в нём наиболее ярких особенностей, осознание того, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал образ.
1. Слушаем мелодию, определяем её характер, накапливаем словарный запас определения оттенков чувств и настроений.
2. Определяем тембры инструментов, ведущих мелодию и аккомпанемент.
3. Хорошее воздействие на воображение ребёнка оказывает открытие в музыке контрастности музыкальных образов(добро и зло, весна- осень, война и мир).
Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащённое теми открытиями, которые ученики сделали в процессе исследования музыки. Именно здесь становится возможным творческое восприятие музыки. В домашнем задании предлагаю прослушать данный отрывок музыкального произведения, нарисовать рисунок, рассказать о нём родителям.
Следующий урок начинаю с прослушивания этого отрывка, и потом, в течении года периодически возвращаюсь к нему. На итоговой викторине ученик должен вспомнить предложенные произведения. Так музыкальное произведение останется в памяти ребёнка, войдёт в копилку примеров классической музыки.
Учителя - это люди создающие будущее. Мы должны чувствовать себя сопричастными к становлению личности, которой предстоит жить в будущем. Поэтому учитель должен хорошо знать с чем он идёт к детям, кого он хочет воспитать.