Методическая разработка Вокально-хоровые упражнения в детском хоровом коллективе


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга талантов»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Вокально-хоровые упражнения в детском хоровом коллективе»


Подготовила: Ахметзянова И. В. педагог дополнительного образования
Хабаровск
2016 год
Цель: Развитие и формирование певческих навыков, как средство самореализации учащихся.
Задачи:
1. Развитие индивидуальных способностей учащихся.
2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств эмоционального отклика на музыку.
4. Воспитание музыкально-художественного вкуса.
5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокально-хорового искусства (звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т. д.)
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей, какисполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры. Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальнойдеятельности ребёнка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста. Дети младшего возраста, поют охотно и с удовольствием, особенно в детском хоровом коллективе.
Детский хоровой коллектив – это особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искренне и непосредственно выражать самые глубокие человеческие чувства. Главной особенностью работы с детским коллективом является умелое сочетание в обучении:
Развития музыкальных способностей,
Певческих навыков,
Голосового аппарата,
Музыкальной грамотности.
Воспитание сознательного отношения к музыкальному искусству, любви к музыке, пению, расширению кругозора и, конечно, непосредственно исполнительству. Это позволяет хоровому коллективу развиваться и максимально раскрывать музыкальные способности каждого ребёнка.
В настоящее время хоровое воспитание детей осуществляется в детских музыкальных школах, в хоровых студиях, в центрах эстетического воспитания, в общеобразовательных школах.
Музыкальное образование доступно всем: обычным и одарённым детям. Поэтому при поступлении в, выше перечисленные учреждения, мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей к певческим занятиям.Одни ребята обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, а у других, при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом. Но встречаются и сложные дети, требующие кропотливой и очень терпеливой работы педагога.
Неумение петь может быть вызвано различными причинами: 1- неумение ясно и точно представить мелодию,
2 – неумение воспроизвести голосом (ребёнок слышит правильно, а поёт неверно),
3 – неумение оценить своё пение (ребёнок не замечает своих ошибок),
4 - перенос манеры «разговорного голоса» в пение.
Довольно часто встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Необходимо научить их правильно почувствовать высоту звука.В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра. Педагог, благодаря своим пояснениям, путём создания образных представлений, должен помочь ребёнку. Например, попросить его спеть высоко, как птичка или комарик.
Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за, сравнительно малый срок регулярных занятий, хороших результатов.
Для педагога-хормейстера очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха у ребёнка. Это очень важная работа, которая требует пристального внимания к каждому ученику, чтобы выявить его индивидуальные особенности и, если потребуется, провести с ним отдельные занятия. При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слабо развитым слухом понимали, что они постепенно научатся петь правильно. Педагогу следует стимулировать и поощрять своих воспитанников каждое занятие. Существует несколько приёмов развития слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей.
Это:
-слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;-сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;- введение теоретических понятий о качестве певческого звука;
-отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы ручных знаков,
нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
-задержка звучания хоров, группы на определённых звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона.
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух.
У детей, имеющих хорошие музыкальные данные, тоже встречается ряд недостатков в пении:
- зажатость нижней челюсти;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
- короткое и шумное дыхание.
Устранение этих недостатков происходит с помощью специальных упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над песенным репертуаром. Как правило, упражнения на хоровых занятиях занимают минимальное время, от 8 до 10 минут. Отношение к данному разделу урока у педагога-хормейстера должно стать естественным.
Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные, вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:
1. Поддержание у детей интереса и эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения упражнений, что достигается их разнообразием;
2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения);
3. Пение упражнений без сопровождения «a capella», что способствует воспитанию вокального слуха;
4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой;
5. Личный показ с обязательными объяснениями педагога;
6. Сознательное овладение навыками, то есть усвоение детьми определённых правил и способов выполнения упражнений;
7. Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса;
8. Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.
Педагогом-хормейстером может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки.Это пропевание гамм, отрезков звукоряда, трезвучий, а также небольшие попевки и несложные песни или отдельные музыкальные фразы из вокальных произведений.
Хороший результат даёт специальный подбор упражненийв виде попевок из русских народных песен, из произведений композиторов-классиков.Именно такие упражнения имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят вокализы - это музыкальное произведение без слов. Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов, как переходный от упражнений непосредственно к произведению. Вокализ несёт определённое музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создаёт у слушателя определённые музыкальные переживания.Прежде чем начать вокально-хоровую работу, следует обязательно приучить детей к правильной певческой установке, от которой зависит правильность работы над дыханием, дикцией, звукообразованием и так далее.
Певческая установка должна быть свободная:- корпус и шея должны быть выпрямлены;
- Ноги должны стоять на полу всей ступнёй;
- Ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок - это ведёт к зажатой манере исполнения.
За время работы педагогом-хормейстером мною были подобраны упражнения, позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.
Данные упражнения предполагают следующие учебные задачи:
1. Настройка голосового аппарата учащихся. К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятия приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующие естественному, и непринуждённому звукоизвлечению. Наиболее рациональным приёмом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М» Рот закрыт, зубы разомкнуты, опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка). Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно – когда поющие хорошо чувствуют вибрацию (дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые, в свою очередь, вызывают ответную реакцию – значительно повышается тонус головных мышц, их работоспособность. Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации очень полезен при вялом тонусе голосовых мышц. Особое внимание следует уделять интонированию интервалов терции, кварты, септимы, октавы. Эти упражнения можно исполнять на различные слоги, или со словами, используя штрихи легато, стаккато.
2. Воспитание чистого унисона. Это серьёзная, очень сложная и важная задача, потому что хороший чистый унисон в хоровой группе – основа многоголосого пения.
Работу над унисоном целесообразно начинать с пения на одном звуке на слог «ЛЮ» и гласный звук «У», которые чётко фиксируют высоту звука (активизируется работа голосовых связок и дыхания). Гласный звук «У» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же, использование этого гласного в упражнениях, позволяет выработать в хоровой группе единую манеру пения.3. Выработка навыков певческого дыхания. Основой вокально-хоровой техники в хоровой группе является дыхание. Ещё Ф. Шаляпин отмечал важность владения навыком певческого дыхания.Он говорил: « Искусство пения – есть искусство вдоха и выдоха».Дыхание имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Во время работы над правильным певческим дыханием нужно контролировать и проверять каждого поющего ребёнка, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка очень быстро приспосабливается.Закрепить эти приобретённые навыки нужно на упражнениях для дыхания без звука:
- маленький вдох – произвольный выдох;
- маленький вдох – маленький выдох на согласный «Ф» или «В» по счёту от 6 до 12.
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счёт 8.
Нужно сказать, что данные упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата. Очень многие педагоги-вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхание без звука, так как идёт переключение ребёнка на мышечное чувство, на время, отвлекая его от певческого формирования звучания.
Следовательно, когда будет разучиваться вокальное произведение, мышцы, будут принимать правильное положение при взятии дыхания.При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Очень полезно выполнять гимнастические и физические движения, способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.Например:Исходное положение – прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бёдрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки, с вдохом через нос, на «два» и «три» - медленно опускаемся на пятки с замедленным выдохом.
Упражнения на дыхание необходимо повторять до тех пор, пока правильное певческое дыхание не обратится в привычку, в умение, в инстинкт. Правильное формирование гласных. Умение петь связно, красивым, округлым и ровным звуком, зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хоровой группы и достижения унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения правильной вокальной позиции с одной гласной на другую.Самым распространённым гласным звуком, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А». Он же создаёт наибольшую пестроту в пении, поскольку разными людьми он произносится по-разному.
При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. Гласный «О» способствует поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость. Гласный «У» больше других звуков поднимает мягкое нёбо, очень хорошо формирует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует головной регистр. Но не следует забывать, что гласный «У» самый тёмный и глубокий.Гласный «У» очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато даёт смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (ощущение передней стенки живота). Гласный «И» собранностью и остротой звучания. Способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани. В работе над этой гласной необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения. Очень полезно использовать упражнения, которые построены на чередовании гласных в соответствии с их физиологической значимостью в певческом процессе.
Последовательность гласных «И», «А», «О», «У» увеличивает размер ротовой полости поющего ребёнка.- Последовательность гласных: «И», «У», «О», «Э», «А» уменьшает напряжённость голосовых мышц.- Последовательность гласных: «А», «О», «У», «Э», «И» повышает подсвязочное давление. Есть определённые важные качества и у согласных звуков. В пении мы чаще всего употребляем «Л», «М», «Н» -- пропеваясь, они способствуют кантилене. Для чёткости дикции в пении используются твёрдые согласные: «Д», «Б», «Р»5. Активная артикуляция (чёткое, ясное произношение). Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого нёба. Для этого используются упражнения, в тексте которых преобладают твёрдые и звонкие согласные. Обычно они используются в быстром темпе. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети произносили согласные чётко, ясно и активно.Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляцию, подвижность речевых органов.Например:1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
2. Кукушка кукушонку купила капюшон.
3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
4. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
И так далее.
Ровное звучание голоса на всём диапазоне.
Для усовершенствования этого приёма полезны простейшие упражнения соединения нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Они используются снизу вверх и сверху вниз. Пение таких упражнений является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона, развития певческого дыхания.
Овладение двухголосием.
Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?1. Прежде всего, необходимо научить детей петь чисто, стройно в один голос. Только чистый унисон даёт стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение.2. Научить детей петь без сопровождения, так как такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха у детей.3. Развивать у детей умения слушать и слышать (движение мелодии, строение музыкальных фраз, повторение, изменение в мелодическом и ритмическом рисунке и так далее).
Только после такого подготовительного этапа можно переходить к освоению двухголосия. Лучше всего начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На начальном этапе полезно использовать простые, знакомые попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их усвоения переходить к более сложным задачам. Очень полезно исполнять каноны. Сначала всей группой учится основная тема и только потом происходит деление учащихся по группам для исполнения на два голоса. Во время работы над двухголосием, необходимо тщательное выучивание хоровых партий, выстраивание унисона внутри каждого голоса.
Таким образом, к работе над вокально-хоровыми упражнениями, как и к другим разделам занятия, необходима тщательная и серьёзная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого урока.
В этой работе следует идти маленькими шажками, то есть не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, а идти постепенно от простого к сложному, только в этом случае работа будет эффективной и поможет усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.За время обучения дети овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений. В хоровом коллективе создаётся атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела, что способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы и способствует раскрытию творческого потенциала.
Список литературы
1. Абелян Л. Соколов В. Попов В. Школа хорового пения М.изд-во «Музыка»1971г.
2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики М.изд-во «Музыка» 2004г.
3. Осеннева М. С. Самарин В.С. Хоровой класс и практическая работа с хором – М. Akadema 2005г.