Деловая игра по профориентации для старшеклассников «Перспектива»


Деловая игра по профориентации для старшеклассников «Перспектива»
Цель: учить планировать свое будущее, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости; формирование навыка постановки целей, позитивного отношения к своему будущему и выбору профессии; формирование навыков самопрезентации своих качеств, повышение уровня самосознания; развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде; воспитание культуры общения.
Задачи:
- формировать мотивацию на сознательную постановку жизненных и учебно-профессиональных целей;
- формировать мотивацию достижения поставленных целей;
- содействие в осознании подростков жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;- содействие в построении позитивных целей.
Время проведения:45-55 мин.
Участники: старшеклассники 9-11 классов (10-25 человек)
Материалы и оборудование: мячик, листы ватмана, цветные маркеры, листы для записей, ручки,  иллюстрированные журналы для вырезания,, фломастеры, карандаши, клей, ножницы.Ход занятия
Упражнение Разминка «Имя-профессия»
Участники становятся в круг. Ведущий первым бросает мяч и называет профессию.
- Тот, кто поймает мяч, называет свое имя и профессию, название которой начинается с первой буквы его имени. Пока я рассказываю условия игры, у вас есть время придумать профессию. Кто затрудняется назвать профессию, может назвать выдуманную. Готовы? Начали!
Упражнение «Кто есть кто»
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Процедура игры: Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске (листе ватмана). Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна.
Правила проведения игры:
- Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии.
- Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
Перечень профессий: инженер, повар, кондитер, продавец, учитель, психолог, врач, журналист, программист, военный …Ведущий: Я предлагаю вам игру, которая называется «Перспектива». Эта игра даст вам возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь. В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами. «Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. Возможно, в процессе игры у вас появятся вопросы. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы.
Игра «Перспектива»
Задание 1. «Цели на будущее»
Цель: сформировать мотивацию на постановку конкретных учебно-профессиональных целей Инструкция: Участники разбиваются на группы по 5-7 человек.
- Давайте попробуем построить картину будущего. Сейчас вы должны определить свои учебно-профессиональные цели на 1 год (3 года) вперед (3-5 целей).
- Эти могут помочь вам нарисовать картину будущего выпукло и отчетливо. Кем вы будете через год? Это могут быть вопросы о ваших достижениях, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы вы смогли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего. Запишите эти цели.
Участники обсуждают и записывают предложения.
Группа, которая первая выполнила задание, сообщает свой перечень учебно-профессиональных целей. Озвученные цели записываются на доске (листе ватмана). Другие группы дополняют перечень, которые не были озвучены первыми участниками.
- А какие цели можно, на ваш взгляд, считать актуальными, важными из перечисленных? (выделяются на ватмане цветным маркером)
Анализ упражнения. 
- Все ли участники смогли сформулировать столько целей, сколько требуется?
Участниками высказываются возможные причины, которые помешали некоторым сформулировать необходимое количество целей.
- Если человек не может выразить, сформулировать свои цели, значит ли это, что он до конца не знает, чего хочет? Или есть другая причина?
Задание 2. «Реализация целей»
Цель: формирование мотивации на достижение поставленных целей.
- Какие у вас есть предложения для выполнения поставленных учебно-профессиональных целей?
Участники обсуждают и записывают предложения.
Группа, которая первая выполнила задание, сообщает свои предложения. Озвученные предложения записываются на доске (листе ватмана). Другие группы дополняют перечень, которые не были озвучены первыми участниками.
Выделение общих перспективных направлений.
Задание 3. «Партнеры»
Цель: дать участникам эмоциональный опыт преодоления препятствий и достижения цели.
- К каждой цели нужно дойти. Но путь к цели не всегда легок и прост. Есть ли на пути к достижению целей препятствия? 
- Кто или что вам может помочь в реализации выбранных учебно-профессиональных целей?
Участники обсуждают и записывают предложения.
Группа, которая первая выполнила задание, сообщает свои предложения. Озвученные предложения записываются на доске (листе ватмана). Другие группы дополняют перечень, которые не были озвучены первыми участниками.
По окончании игры ведущий зачитывает все цели и стратегии их реализации
Вопросы для обсуждения:
- Сложно ли вам было спроектировать цели?
- Удалось ли вам определить приоритетные цели на будущее?
- Готовы ли вы преодолевать препятствия, чтобы достигать свою цель?
Рефлексия
Цель: закрепить мотивацию на достижение поставленных целей.
Притча «Будда и Ученик»
Однажды приходит ученик к Будде и говорит: «Будда, я не понимаю смысл твоего учения». Будда показывает пальцем на Луну.
«А, смысл твоего учения – это палец?»
«Нет», - говорит Будда и снова показывает пальцем на Луну.
«А, понял, - сказал ученик, - смысл твоего учения – это Луна!»
«Нет, - сказал Будда, - смысл моего учения – направление».
Как часто бывает в нашей жизни так, что мы обращаем внимание на отдельные детали, на промежуточные результаты. А ведь самое главное – это держать во внимании наше направление, наш путь, помнить, куда и зачем мы идем.
Задание 4. Коллаж «Перспектива»
- На ваших столах находятся материалы для выполнения творческой работы. Вам предлагается сделать коллаж по теме сегодняшнего занятия.
С помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки, иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность подростков и .Итог: демонстрация работ в виде небольшой выставки и презентация коллажа участниками.
Упражнение «Карусель общения» Цель: выявить настрой к завершённой работе.
Обсуждение:
- Как мне было работать?
- Что было особенно трудно?
- Узнали ли что-то новое для себя?
Литература:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 167 с.
Тихомиров О.К. Понятие «Цель» и «Целеобразование» в психологии. // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие. Сост. А.Красило, А.Новгородцева. – М.: 1995. – 416 с.;
Тельнова Л. Формулирование цели // Школьный психолог. – 2003. - №23; Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии – СПб: Питер, 200. -160с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.