Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами эк
Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:
· Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
· Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
« Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». (К. Е. Тимирязев)
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное включение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, который способствует решению данной проблемы, является экспериментирование. Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
«Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития». ( Н. Поддьяков).
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулки. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, опыты. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: « Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности.
Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:
· тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
· тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
· педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;
· тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
· тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Последовательность детского экспериментирования.
· Проблемная ситуация.
· Целеполагание.
· Выдвижение гипотез.
· Проверка предположения.
· Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
· Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
o Как я это делаю?
o Почему я это делаю именно так, а не иначе?
o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования
· Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
· Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
· Уточнение плана исследования.
· Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
· Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
· Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Хочется, остановиться на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Считаю, что необходимо придерживаться следующих правил в данной работе.
· Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.
· Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
· Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели НОД и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в
группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
· Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека
независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
· Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
· Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
· Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.
В нашей группе создан уголок экспериментирования – «Лаборатория научных фокусов», в котором находится разнообразное оборудование:
· емкости различных форм и размеров, пипетки, шприцы, увеличительные стекла, трубочки, измерительные приборы, вата, пенопласт, поролон. губки и т.д.
· объекты неживой и живой природы: камешки, шишки. Ракушки, листья, веточки, песок, почва и т. д.
· различные материалы: ткань, бумага, резина, стекло, магниты и т. д.
Начинается работа с ознакомления с оборудованием, правилами проведения опытов и экспериментов. Мини - лаборатория предполагает превращение детей
в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Для поддержания интереса к опытам и экспериментам задания детям, проблемные ситуации даются от имени сказочного героя - Симки.
В ходе работы в лаборатории, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты « потому что», применяют свои знания в жизни.
В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то.
Большинство демонстрационного и раздаточного материала сделано своими руками, например, картотека экспериментов. Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогают цветные символы, сделанные в виде картинки в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека - « фигурка человека», воздух – «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т.п. Т. о., цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Так же используются информационные технологии (видео, презентации).
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти вопросы на ответы «как?» и «почему?».
Т.о., лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, систематически проводятся консультации по опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, а так же 2 раза в месяц работает кружок « Лаборатория научных фокусов» для родителей.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности, привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения занятий в кружке, консультаций родители вместе с детьми проводят опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка, родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Т.о., экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Литература.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2004
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2004
3. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ. На основе детского экспериментирования. // «Дошкольное воспитание», № 9, 2010; с.112-117.
15