Конспект урока по литературному чтению Авторская индивидуальность Г. Цыферова
Литературное чтение в 4 классе.
Тема: авторская индивидуальность Геннадия Цыферова.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: проблемное обучение.
Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:
1.Образовательные.
Приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, развитие любви и интереса к чтению.
Формирование умения анализировать произведения с точки зрения работы над языковыми средствами, настроением произведения, и самого автора.
Формирование творческого воображения через умение представлять картины, изображаемые автором.
2. Развивающие.
Развитие эмоциональной сферы детей через работу с авторским произведением.
Развитие воображения через умение обосновывать свою точку зрения.
3. Воспитательные.
Воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении.
Воспитание эмоционально развитого читателя.
Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Эмоциональный настрой. Беседа.
Можете ли вы поделиться своими ощущениями настроения?
Когда у вас бывает хорошее настроение? От чего оно зависит?
Кто улыбается чаще взрослые или дети? Почему?
Может ли, сказанное кем-либо, слово повлиять на ваше настроение?
2.Мобилизующий этап.
Действительно, сказанное слово очень сильно влияет на наше настроение. Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства. Какие?
Радость и горе, веселье и печаль, ласка и грубость, похвала и порицание.
Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый.
Я предлагаю вам прочитать отрывок из одного произведения. Возьмите карточку №1.
№1
Раньше в лесу было просто жарко. Раньше в лесу просто говорили: а, как жарко! А теперь в лесу было очень жарко, и все вздыхали: о-о-о-о, как жарко; у-у-у-у, как жарко; а-а-а-а, как жарко.
А я молчал. Мне было обидно. О-о-о-о, как обидно; у-у-у-у, как обидно; э-э-э-э, как обидно.
Какой тон вы будете использовать при чтении? Будет ли он изменяться по мере прочтения текста? Громкость?
Дети выполняют задание.
Какой приём использует автор? Каким вам представился этот человек?
Кому принадлежат эти слова? Чей это монолог?
Узнали ли вы героя? (Демонстрация изображения героя Г. Цыферова.)
А автора этого произведения?
Что вы знаете о нём?
Сообщение задач урока.
Мне хочется, чтобы сегодня на уроке вы вновь открыли для себя имя замечательного детского писателя Геннадия Цыферова. И ответили на главный вопрос: в чём авторская индивидуальность этого писателя. Раскрыли тайну его индивидуальности.
3. Работа с текстом ( распространение предложений). «Реставрация»
Когда мы с вами читаем какой-то текст, то не слышим голос автора, но можем определить его настроение, отношение к героям и их поступкам. Что нам в этом помогает?
Возьмите карточку №2.
№2
Но однажды ___________ ветер размотал ______________ клубочек. На пути, где ходило солнышко, от ______________ холмов до _______________ речки, протянулась _________________ радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не ______________ . Оно ______________________ .
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, где ходило солнышко, от зелёных холмов до синей речки, протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и улыбнулся: да ведь солнышко совсем не жёлтое. Оно разноцветное.
Что необычного вы видите?
Я предлагаю вам отреставрировать текст и рисунок. Какая часть речи поможет?
Я подскажу: слова, обозначающие признаки предметов, а именно - цвет.
А ещё какие средства вам понадобятся?
Работа в парах.
А теперь сравните свою работу с оригиналом.
Какие средства художественной выразительности применил Цыферов?
Какие качества Цыферова вы для себя открыли?
4.Творческое проектирование. Работа в группах.
Обычно все дети очень любят фантазировать. А вы?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите устойчивое выражение: смех сквозь слёзы. Я даю вам время пофантазировать. Это может быть миниатюра, инсценировка или что-то иное.
Самостоятельная работа.
Представление своих работ.
А вот, что об этом думает Геннадий Цыферов. Чтение отрывка из сказки «Как цыплёнок встретил гусёнка».
Съел цыплёнок одну клюквинку и не вырос. Съел другую – тоже самое. Заплакал цыплёнок, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели от того, что он съел красную клюквинку, - это смешно. Если от того, что он плакал – это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже. Весь день он смеялся и весь день плакал. Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
Каким вы видите его сейчас?
К какому жанру относятся эти произведения?
5. Работа с текстом.
Ребята, сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Людей размышляющих о жизни называют(философами). Давайте и мы с вами на несколько минут превратимся в философов. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к тексту №3, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Постарайтесь понять, о чём важном хочет рассказать вам Г. Цыферов?
(Работа в парах.)
Каким вам представился Г. Цыферов теперь?
6. Итог урока.
В чём авторская индивидуальность Г. Цыферова?
Каким чувством наполнились ваши сердца от слов Г. Цыферова?
Мне остаётся пожелать всем вам, чтобы вы любили людей и думали о них. И пусть всегда ваши друзья и знакомые будут с вами.
Проект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: авторская индивидуальность Геннадия Цыферова.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: проблемное обучение.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, проектный.
Оборудование: мультимедийные средства, тексты Г. Цыферова, дидактический материал.
Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:
1.Образовательные.
Приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, развитие любви и интереса к чтению.
Формирование умения анализировать произведения с точки зрения работы над языковыми средствами, настроением произведения, и самого автора.
Формирование творческого воображения через умение представлять картины, изображаемые автором.
2. Развивающие.
Развитие эмоциональной сферы детей через работу с авторским произведением.
Развитие воображения через умение обосновывать свою точку зрения.
3. Воспитательные.
Воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении.
Воспитание эмоционально развитого читателя.
Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития».
Для конструирования урока я выбрала технологию проблемного обучения, которую часто применяю на своих уроках. Использование приёмов развития мышления создаёт условия для учащихся с разным уровнем речевого развития продуктивно работать в течение всего урока, обеспечивает сотрудничество в образовательном процессе, формирует навыки работы с текстом и навыки групповой работы во взаимосвязи.
Предлагаю структуру предстоящего урока.
Этап вызова (организационный) позволит актуализировать полученные ранее знания к выполнению творческих заданий, создать благоприятный эмоциональный настрой школьников на уроке, мотивировать к полноценной учебной деятельности.
Мобилизующий этап. Задача – дать проявить детям свои творческие способности. Организовать диалог так, чтобы в работу включились все ученики.
Работа над выразительным чтением текста будет способствовать развитию умения отчётливо произносить звуки и отличать темп чтения. Мне позволит выявить уровень познания детей в этом вопросе. В случае затруднения предусматривается серия вопросов, которые помогут детям вспомнить о секретах речи, уточнят некоторые понятия.
Этап работы с текстом. Выполнение познавательных заданий и вопросов покажут, в какой мере ученики могут творчески использовать имеющиеся у них запасы знаний, насколько свободно они владеют средствами художественной выразительности, умеют ли они думать. На этом этапе я использую приёмы, которые особо любимы детьми – «Реставрация». Учащиеся получат текст и рисунок с пропусками и недостающими элементами, им будет необходимо, совместно с соседом по парте, заполнить пробелы. В завершении этой работы дети проанализируют и соотнесут свой проект с авторским. И сделают вывод о творчестве Г. Цыферова.
Следующий этап – работа в группах - творческое проектирование. Ребятам будет предложено составить свой проект на тему: «Смех сквозь слёзы», используя различные приёмы, а затем защитить его. Моя задача на данном этапе создать атмосферу сотворчества, дать каждому ребёнку проявить себя.
Приём «чтение с пометками». Задача: сочетая задания аналитического и синтетического характера, подвести учащихся к пониманию идеи произведения, к осознанию позиции автора, определение нравственной проблемы, которую поставил в своём произведении Цыферов. Учащиеся работают с учебным текстом, делая на полях пометки, с помощью которых будут анализировать текст и формулировать проблему.
На каждом из этапов работы с текстом делается вывод об авторской индивидуальности Г. Цыферова, слова, характеризующие его деятельность, выносятся на доску. При подведении итогов урока опорные слова помогут учащимся сделать вывод.
При проведении урока буду придерживаться основных правил: Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегая прямых инструкций. Не сдерживать инициативы детей. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)самостоятельно. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезу, обобщению информации; быть творцом своей деятельности.
Объект 115