Элективный курс Обучение сочинениям разных жанров (10 класс)



Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.Вялковой.-Волгоград: Учитель, 2009
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.
Содержание программы
Кол-во часов Основное содержание
3 Сочинение как текст. Основные признаки текста.
6 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
4 Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
2 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
8 Своеобразие жанров сочинений
5 Выбор темы сочинения. Структура сочинения
7 Сочинение-рассуждение
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

п/пТема Планируемый результат освоения материала Кол-во часов Дата проведения Корректировка1 Сочинение как текст. Основные признаки текста. Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста.Уметь выделить основные признаки текста. 1 2 Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Иметь представление о составлении текста, о соединении частей в единое целое, о соответствии составленного текста тому или иному стилю. 1 3-4 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Уметь анализировать художественный текст при подготовке к сочинению. 2 5-6 Отбор материала, систематизация фактического материала Уметь отбирать и систематизировать материал при планировании будущего текста. 2 7-8 Планирование будущего текста. 2 9 Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Знать основные теоретико-литературные понятия.Уметь определить их роль. 1 10 Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины Уметь составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих) 1 11 Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины. 1 12-13 Составление плана сочинения, подбор фактического материала Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал 2 14 Классификация сочинений по проблематике Уметь представить классификацию по разным критериям. 1 15 Классификация сочинений по тематике и жанрам. 1 16 Своеобразие жанров сочинений. Иметь понятие о жанрах сочинения 1 17 литературно-критическая статья 1 18 Рецензия 1 19 Эссе, очерк 1 20 Дневник, путешествие 1 21 Сочинение-характеристика 1 22 Литературный портрет 1 23 План сочинения любого жанра. Уметь создавать коллективный план сочинения любого жанра. 1 24 Зависимость структуры сочинения от его типа Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра. 1 25 Выбор темы сочинения Уметь выбирать тему сочинения, обосновывать ее. 1 26 Выбор эпиграфа Уметь анализировать эпиграфы в художественных произведениях. Подбирать эпиграф при написании сочинения. 1 27 Составление планов простых и сложных Уметь составлять простой и сложный план. 1 28 Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра Уметь писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения. 1 29 Сочинение-рассуждение. Иметь понятие о сочинении-рассуждении. 1 30 Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением. Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план. 1 31 Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении Уметь подбирать аргументы и фактический материал. 1 32 Тема сочинения как доказательство или опровержение Уметь разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение 1 33 Сочинение-рассуждение Уметь писать сочинение-рассуждение. 1 34 Итоговое занятие Умение писать сочинения различных жанров 1 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Литература для учителя
1. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
3. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
4. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
5. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003
Литература для учащихся:
1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
2.Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010