Конспект урока по литературному чтению Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»(2 класс)
Учитель: Козлова Светлана Васильевна МБОУ «Гляденская общеобразовательная школа»
Урок: Литературное чтение 2 класс.
Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Цели урока: организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;
способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки;
создать условия для развития исследовательских навыков;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Оборудование урока: учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»-2класс, рисунок корабля, фигурки сыщиков -Шерлока Холмса и
доктора Ватсона, портрет Р.Киплинга, карточки для групповой работы, схема «Формы литературных произведений», произведения
Р. Киплинга, глобус.
Список литературы:
1.Учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»- 2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.
2. В.Ю.Свиридова «Методические рекомендации» к курсу «Литературное чтение»-2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.
3.Энциклопедия для детей Аванта+ «Птицы и звери»,издательский центр «Аванта+»,2002г.
4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»,издательство АСТ,2000г.
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
1.Эмоциональный настрой
2.Проверка домашнего задания
- Здравствуйте, тихо садитесь!
-Сегодня у нас необычный урок литературного чтения.
-Вы обратили внимание на доску?
-Что вы там увидели?
-Как вы думаете с какой целью он у нас появились на уроке?
-Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим домашнее задание.
-Вам было предложено поработать по вариантам.
I в.- разделить произведения на группы: « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом петушке», «Царевна- лягушка», «Честное слово».
-Первый вариант прошу вас показать свое отношение к ответу одноклассника.
II в.- выполнял расследование: герой какого из этих произведений описывается ниже?
Он дал обещание
Но не сдержал его
Из-за этого плохо ему пришлось
Он немолодой человек
- Догадались, кто это?
-Ребята выскажите свое отношение к ответу.
- Для него всё вернулось «на круги своя» - объяснить смысл выражения.
III в.- пояснить картинки в учебнике на с.86 и попробовать тоже «изобрести колесо»
-Да
-Кораблик
Высказывают своё мнение.
-На корабле мы отправимся в путешествие
-Проверяют домашнее задание.
-Объясняют свой вариант.
Варианты:
- сказки и рассказ;
- проза и стихи;
- авторское произведение и народное
-Знаками показывают согласие и не согласие по необходимости доказывают свой выбор.
-Поясняют свой вариант ответа.
Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»
-Объясняют смысл выражения.
-Поясняют картинки в учебнике
Д-елятся своими изобретениями.
3.Актуализация опорных знаний Подготовка к восприятию нового текста.
-С заданием вы справились, теперь наш корабль может отправляться в путешествие.
-А вы любит путешествовать? (показываю глобус)
- По замкнутому кругу
Нам довелось бродить.
Сегодня в путешествие
Хочу вас пригласить.
- А сопровождать нас в этом путешествии будут (Шерлок Холмс и доктор Ватсон)
(На доске корабль, фигурки сыщиков помещаются на палубу).
-Ребята вы обратили внимание на то, как называется наш корабль?
- Что вы знаете об этом человеке?
Как вы думаете почему наш корабль так называется?
Мы отправляемся в путешествие на таком прекрасном корабле, а так мало знаем об этом человеке.
Хотите узнать о нём больше?
- Наши дети готовили материал об этом писателе. Пожалуйста, послушайте их внимательно.
- Спасибо, молодцы!
Что нового вы узнали об этом человеке?
-Ребята теперь вы многое узнали об этом человеке. С кем сможете поделиться этой информацией?
-Конечно!
Отвечают на вопрос
-Да.
Р.Киплинг
-Это писатель
Высказывают предположение
-Мы отправимся в путешествие по произведениям Р. Киплинга
Отвечают на вопрос
-Да.
-Представляют сообщение.
1)Джозеф Редьярд Киплинг- английский прозаик и поэт, родился в 1865 году в Бомбее (Индия). Р.Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т.к. потом ему пришлось несладко.
2)Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.
3)После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвращается в Индию.
4)В 24года Киплинга называли классиком английской литературы, он получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме прозы Киплинг всю жизнь писал стихи.
5)Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, ребята полюбили сказки из сборника «Вот так сказки» или «Просто сказки»), в которых автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»
- Высказывают своё отношение к новому..
-Со своим знакомым, друзьями и родителями.
4.Целеполагание.
- Посмотрите на корабль. Что ещё заметили? (На флаге заголовок с вопросительным знаком «Откуда у кита такая глотка?».)
-Как вы думаете какая тема нашего урока?
-Кто из герое нам сегодня поможет в расследовании?
- Проникнем в тайны текста,
Секреты разгадаем.
И на вопрос на флаге
Ответ с тобой узнаем.
-Дети читают.
-На флаге написано: «Откуда у кита такая глотка?».
Высказывают предположения.
-Сегодня мы исследуем произведение Р. Киплинга, попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.
Ответы детей
-Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
5.Первичное восприятие текста.
-На доске записаны слова ( благородное, великодушное, млекопитающее, лягаться, бренчать)
-Ребята, как вы думаете почему на доске появились слова?
Как вы понимаете значение этих слов?
стр.87- чтение учителем текста до слов: «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый»
- О чём прочитали?
- Прочитайте, каких рыб съел кит?
- Что заметили?
- Вспомните, на какого литературного героя похож кит?
- Предположите, сможет ли кит съесть человека?
- Давайте поплывём за китом и узнаем смог ли кит съесть человека.
(чтение сказки по цепочке до конца).
-Высказывают свои предположения.
-эти слова встретятся в произведении.
-Объясняют значение слов(при необходимости пользуются толковы словарем.)
-Высказывают своё отношение к прочитанному.
-О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.
-Дети находят ответ на вопрос в тексте и зачитывают.
-Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селёдку, и селёдкину тётку, и плотичку, и её с
·естричку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря.
-Рифму
Вспоминают и называют литературных героев
-Робин Бобина
-Высказывают предположения.
-Читают произведение цепочкой до конца.
6.Работа с текстом. Анализ содержания.
-Понравилось вам произведение?
-Удалось ли киту съесть человека?
- Поработаем в группах и проведём расследование:
(подготовлены карточки с заданиями)
1группа – Расследуйте, почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись.
2группа – Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.
3группа – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении?
Подсказка от Шерлока Холмса: ищите слова в скобках, прочитайте их. Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.
- Ребята, что же вы можете сказать о человеке?
- Прочитайте комментарий автора учебника перед сказкой.
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
-Высказывают своё отношение к произведению.
-Да, удалось.
-Организуют группы.
-Обсуждают вопрос в группе, один высказывает предположение группы.
-Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём.
Находят и зачитывают из текста.
-Его Мама позволила ему болтать голыми ногами в воде, иначе он не стал бы болтать, потому что был очень умный и храбрый.
-Но как только Моряк, очень умный и храбрый, очутился в тёмном и тёплом чулане, который называется желудком Кита, он давай кувыркаться, брыкаться, кусаться, лягаться, колотить, молотить, хлопать, топать, стучать, бренчать и в таком неподходящем месте заплясал трепака, что Кит почувствовал себя совсем нехорошо
Находят и зачитывают из текста.
-пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!
-Высказывают предположения.
-Сообразительный, находчивый.
-Читают.
(Очень изобретательная сказка)
-Высказывают своё отношение к комментарию автора.
7. Физминутка.
-Путешествие дело хоть и интересное, но очень утомительное .давайте отдохнём.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде:
То согнутся, разогнутся, /2раза
То зароются в песке.
Выполняют движения.
- Ребята, вернёмся к схеме, по которой мы работали на прошлых уроках
Поработайте в парах, исследуйте прочитанное произведение и найдите соответствие , отметьте их стрелками.
( виды и категории литературных произведений напечатаны на карточках)
научный
сказка
проза народная
рассказ авторская стихотворение научный
поэзия художественный
волшебная
о животных
-Проверим вашу работу. (один из учащихся отвечает)
-Попрошу вас привести примеры доказательства.
-Это сказка? Докажите, что это сказка ?
-К какой категории она относится?
-Кто являются главными героями сказки?
-В чём же необычность этой сказки?
- Что же вы узнали нового из этой сказки?
-Действительно, сказки учат нас не только правильным поступкам, но и дают ответы на научные вопросы.
-Как вы думаете, правда ли у кита в глотке решётка?
-Я попросила ребят найти материал о ките, чтобы ответить на этот вопрос.
-Дети, какую интересную сказку мы прочитали!
-Согласны с моим высказыванием?
-Сыщики подсказывают, что это не сказка.
Назовите отличие научного текста от сказки.
Самостоятельная работа
- Ребята, вы были внимательными и я думаю, сможете ответить на вопросы сыщиков из учебника на стр.91.
- Кстати, а кто такие литературоведы?
- Что такое досье?
Обсуждают прочитанное произведение и соединяют необходимые данные в карточке.
-Знаками показывают своё отношение к ответу одноклассника.
1.Есть зачин и концовка- свадьба.
2.Животные разговаривают.
3.Есть заклинание.
4.Повторы, использование магического числа 3
-Авторская сказка о животных
-Высказывают свои предположения и доказывают.
-животные
-человек
-Это сказочная версия ответа на научный вопрос.
-Высказывают свое мнение.
-Высказывают свои предположения.
-Ученик сообщает сведения из энциклопедии о ките.
Зачитывают текст из энциклопедии.
-Реакция детей.
-Приводят доказательства.
-В сказке есть превращения и волшебство.
-Животные разговаривают.
-В научном тексте все данные приводятся только те которые исследовали и доказали., поэтому ребята читали научный текст ,в нём достоверные факты.
-Высказывают свои предположения.
-Это учёные, исследователи литературных произведений.
-Собрание документов, относящихся к какому- нибудь делу, лицу, папка с документами.
8.Рефлексия
-В чём же нам помогли разобраться Шерлок Холмс и доктор Ватсон
- Определите местоположение нашего корабля.
-Кто может показать на карте или глобусе Англию?(учитель по необходимости помогает детям ориентироваться по карте)
-Пора возвращаться домой . Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.92 ( Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица- курица?)
- Итак, возвращаемся домой.
- Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам.
-Продолжи фразу:
Мне понравилось
На уроке я узнал, что...
Меня удивило
Мне бы хотелось
Я повторил.
- Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке.
Перед вами лежат кораблики. Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения
Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.
-Мы исследовали сказку Киплинга, узнали сказочную версию «Откуда у кита такая глотка».
-Мы находимся у берегов Англии.
-Ищут на карте и показывают
-Дети записывают домашнее задание.
Оценивают себя.
Комментарии детей.
15