Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом (для студентов)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 4
имени А.Я. Гомельского (техникум)»
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А.Я. Гомельского» Москомспорта)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМСоставитель: М.В. Широкова

Москва-2015
Уважаемые студенты!
В учебном плане вашей специальности – дисциплина «Проектная деятельность», которая:
- научит вас самостоятельному достижению намеченной цели;
- сформирует (или разовьет) умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- разовьет имеющиеся у вас исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы);
- повысит вашу личную уверенность в своих интеллектуальных способностях.
Основное содержание данной дисциплины – ваша аудиторная и внеаудиторная (за рамками учебных занятий) работа над ИНДИВИДУАЛЬНЫМ учебным проектом. Индивидуальный учебный проект - это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, обговариваются методы работы. Он включает в себя поисковую и творческую работу; в результате выполнения проекта мы должны получить реальный продукт; в учебном проекте преподаватель и студент находятся в постоянном сотрудничестве; проект предполагает поисковую, самостоятельную деятельность студента.
Основные типы учебных проектов:
практико-ориентированнный проект - нацелен на социальные интересы автора (исполнителя) проекта или внешнего заказчика. Его отличает следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение целей и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
информационный проект направлен на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагает анализ и обобщение выявленных фактов;
реализация творческого проекта позволяет максимально раскрыть творческие возможности исполнителя. Такой проект не имеет заранее определенной структуры и предполагает максимальную степень свободы.
Сравним эти виды проекта:
Практико-ориентированный (прикладной) проект
Структура Алгоритм действия проектирования
Цель Решение, как правило, социальных задач отражающих интересы участников проекта или внешних заказчиков.
Результат Четко обозначен с самого начала результат деятельности, которой может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
Структура Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определенной функцией каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в виде:
Предпроектного анализа ситуации;
Формулировки совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы проекта;
Мотивации деятельности, составления развернутого плана работы;
Поэтапных обсуждений и корректировки совместных и индивидуальных усилий в сборе информации, ее структурировании, проведении исследования;
Изготовителя и оформления учебного продукта;
Подготовки и проведения презентации полученных результатов;
Возможных способов их внедрения в практику;
Запуска проекта;
Самоанализа и самооценки.
Форма продукта проектной деятельности Выставка;
Газета, журнал;
Действующая фирма;
Законопроект;
Оформление кабинета, холла и пр.
Система школьного самоуправления.
Мультимедийный продукт;
Учебное пособие;
Web-сайт;
Атлас, карта;
Видеофильм и др.
Возможная форма презентации Демонстрация видеофильма;
Научная конференция;
Отчет исследовательской экспедиции;
Путешествие;
Реклама;
Телепередача.
Оценка Организация систематической внешней оценки: отзыв заинтересованных лиц и структур.
Ценность Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы студентами.
Исследовательский проект
Структура Алгоритм действия проектирования
Цель Формирование навыков учебного исследования.
Результат Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке.
Структура Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно:
Аргументация актуальности, принятой для исследования темы;
Выделение проблемы и цели исследования;
Формулирование гипотезы исследования;
Определение методов исследования, источников информации;
Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.
Форма продукта проектной деятельности Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования;
Анализ данных социологического опроса;
Публикация в СМИ; Web-сайт;
Атлас, карта;
Справочник молодежного английского сленга и др.
Возможная форма презентации Демонстрация видеофильма;
Защита на ученом совете;
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
Научная конференция и пр.
Оценка Необходимость внешней оценки: отзыв научного руководителя, других независимых специалистов.
Ценность Развитие навыков научного исследования студентов.
Информационный проект
Структура Алгоритм действия проектирования
Цель Сбор информации о каком-то объекте или явлении. Ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Результат Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
Структура Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры:
Цель;
Актуальность;
Источники информации;
Анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами;
Аргументированные выводы;
Обсуждение.
Форма продукта проектной деятельности Видеофильм;
Газета, журнал;
Экскурсия;
Коллекция Мультимедийный продукт;
Прогноз;
Справочник;
Web-сайт и др.
Возможные формы презентации Деловая игра;
Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
Научная конференция;
Научный докладчик;
Реклама;
Телепередача и пр.
Оценка Организация внешней оценки: отзыв специалиста.
Ценность Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы студентами.
Алгоритм работы над проектом:
1. Выбор предметной области и темы проекта (тема может быть предложена студентом самостоятельно).
2. Определение задачи и проблемы проекта.3. Определение вида и структуры проекта, формы проектного продукта.3. Определение этапов работы над проектом (планирование работы).4. Работа над проектным продуктом: подбор информации, выполнение теоретической и практической части проекта, внесение корректив и др.).5. Подготовка к защите проекта (презентации проектного продукта): подготовка выступления, демонстрационных наглядных материалов (в т.ч. компьютерной презентации).
6. Проведение самооценки проектного продукта и подготовленных к защите материалов на основании предоставленных руководителем проекта (преподавателем) критериев.
6. Презентация проектного продукта (защита проекта).
Практические советы по работе над проектом
Проект – это ваша самостоятельная творческая разработка. Помните, что главное – развить свои творческие способности.
2. Выполняйте проект в соответствии с алгоритмом работы над ним.
3. Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайтесь применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео-, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думайте о том, как данная работа пригодится вам в будущем, старайтесь связать её с выбранной профессией.
6. Используйте знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайтесь только на научных знаниях.
9. Не стесняйтесь по всем вопросам обращаться к руководителю проекта (преподавателю).
Требования к выступлению при защите проекта:
Высокое качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения, соблюдение требования по времени.)
Демонстрация слайдов мультимедийной презентации должна соответствовать устному выступлению.
Аргументированные ответы на вопросы.
Участие всех членов группы.
При выполнении индивидуального проекта оцениваются:
         степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы
над проектом;
         практическое использование имеющихся/полученных в ходе работы
над проектом знаний;
         количество новой информации использованной для выполнения
проекта;
         степень осмысления использованной информации;
         оригинальность идеи, способа решения проблемы;
         осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач
проекта или исследования;
         уровень организации и проведения презентации;
         владение рефлексией;
         творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
         социальное и прикладное значение полученных результатов.
Желаем успехов!