Рабочая программа по теории вероятностей для 8-9 классов учебник Ю.Н. Тюрин


Пояснительная записка
(базовое изучение предмета)
Статус документа
Рабочая программа по теории вероятностей и статистике 8 – 9 классов составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Программа разработана
на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистика», написанной авторским коллективом под руководством профессора
Ю. Н. Тюрина
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Теория вероятностей и математическая статистика сформировались в научные дисциплины позже большинства других разделов математики. Она необходима для приобретения конкретных знаний и практически значимых умений, формирования современного мировоззрения. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных об обществе и государстве приобщает школьников к общественным интересам, вносит вклад в развитие логического мышления учащихся.
Цели
Изучение теории вероятностей и статистики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
а) дать законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
б) подчеркнуть тесную связь разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на
стадии использования полученных результатов;
в) воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости теории
вероятностей и статистики для научно-технического прогресса.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого: по 34 часа за учебный год в 8 и 9 классах.
Используемый учебно-методический комплект
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика, 7 – 9 классы»: учебник для
общеобразовательных учреждений. Изд. ОАО «Московские учебники», 2008 г.
Багишова О.А. «Тетрадь по теории вероятностей и статистике 7 класс, 8 класс, 9 класс» Москва 2010 год
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика»: методическое пособие для учителя
Изд. МЦНМО МИОО Москва, 2008 г.
Распределение учебных часов по разделам программы

8 класс
Представление данных в таблицах и диаграммах – 3 часов
Описательная статистика и случайная изменчивость – 3 часов
Введение в теорию вероятностей – 5 часа
События и вероятности – 11 часов
Элементы комбинаторики – 11 часов
9 класс
Испытания Бернулли – 6 часа
Геометрическая вероятность – 3 часа
Случайные величины – 6 часов
Закон больших чисел - 19 часов
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также
систематизация полученных ранее знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
а) основные понятия и определения по теории вероятностей и статистике по программе;
б) формулы нахождения вероятности события, сложения и умножения вероятностей;
уметь:
а) уверенно искать нужную информацию в таблице;
б) выполнять элементарные вычисления по табличным данным;
в) строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;
г) объяснять и вычислять медиану, среднее арифметическое, размах и дисперсию для набора чисел;
д) приводить примеры случайных событий и случайной изменчивости;
д) владеть алгоритмами решения основных задач;
е) пользоваться статистическим языком для описания предметов окружающего мира.
Тематическое планирование по курсу Теория вероятностей
8-9 классы
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
класс № темы Изучаемая тема Количество часов по программе Количество часов запланировано Количество часов дано 1 п/г 2 п/г
8класс 1 Таблицы (1-2 недели) 2 2 2 Диаграммы (3 неделя) 1 1 3 Описательная статистика (4-5 недели) 2 2 4 Случайная изменчивость (6 неделя) 2 1 5 Случайные события и вероятность (7-8 недели) 2 2 6 Математическое описание случайных явлений (9-10-11 недели) 2 3 7 Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22 недели) 2 11 8 Элементы комбинаторики (23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33-34 недели) 4 12 9 класс 10 Испытания Бернулли (1-2-3-4-5-6 недели) 4 6 9 Геометрическая вероятность (7-8-9 недели) 1 3 11 Случайные величины (10-11-12-13-14-15 недели) 3 6 12 Числовые характеристики случайных величин (16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29 недели) 1 14 13 Случайные величины в статистике (30-31-32-33-34 недели)1 5 Количество часов в неделю-1
1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. год
Количество уроков По программе 34
запланировано 34
дано Поурочное планирование по Теории вероятностей 8 класс
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
№ урока в учебном году(1 семестр) Во 2 сем. В 3 сем. В 4 сем. В 5 сем. В 6 сем. Тема урока
1 Статистические данные в таблицах
1 Поиск информации в таблицах
1 Вычисления в таблицах
2 Крупнейшие города России
2 Таблицы с результатами подсчетов
2 Таблицы с результатами измерений
3 Столбиковая диаграмма
3 Круговая диаграмма
3 Диаграмма рассеивания
4 Среднее значение
4 Медиана
5 Наибольшее и наименьшее значение. Размах
5 Отклонения
5 Дисперсия
6 Примеры случайной изменчивости
6 Рост человека
6 Точность измерений
7 Случайные события
7 Вероятности и частоты
7 Монета и игральная кость в теории вероятностей
8 Как узнать вероятность события?
8 Зачем нужно знать вероятность события?
9 Случайные опыты
9 Элементарные события
10 Равновозможные элементарные события
10 Вероятности элементарных событий
11 Благоприятствующие элементарные события
11 Вероятности событий
11 Опыты с равновозможными элементарными событиями
12 Противоположное событие. Диаграммы Эйлера
13-14 Объединение событий
15-16 Пересечение событий
17 Несовместные события. Правило сложения вероятностей.
18-19 Формула сложения вероятностей.
20 Случайный выбор
21-22 Независимые события. Умножение вероятностей
23-24 Правило умножения
25-26 Перестановки. Факториал
27-28 Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей
29-30 Сочетания
31-32-33 Сочетания в задачах на вычисление вероятносте34 Городская контрольная работа
Поурочное планирование по Теории вероятностей 9 класс
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
№ урока в учебном году(1 сем.) Во 2 сем. В 3 сем. В 4 сем. В 5 сем. В 6 сем. Тема урока
1-2 Успех и неудача
3-4 Число успехов в испытаниях Бернулли
5-6 Вероятности событий в испытаниях Бернулли
7 Выбор точки из фигуры на плоскости
8 Выбор точки из отрезка и дуги окружности
9 Выбор точки из числового отрезка
10-11 Примеры случайных величин
12-13 Распределение вероятностей случайной величины
14-15 Биноминальное распределение
16-17 Математическое ожидание случайной величины
18-19 Свойства математического ожидания
20-21 Рассеивание значений. Задача про испытания дозирующих автоматов.
22-23 Дисперсия и стандартное отклонение.
24-25 Свойства дисперсии
26-27 Математическое ожидание числа успехов в серии испытаний Бернулли.
28-29 Дисперсия числа успехов.
30-31 Измерения вероятностей
32 Точность приближения
33 Социологические обследования
34 Закон больших чисел