Внеклассное мероприятие на тему Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра
Тема: Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
Цели: актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации (формирование осознанно-отрицательного отношения к вредным привычкам: курению, алкоголизму и наркомании); воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи: объяснить, что значит здоровый образ жизни, рассказать о пагубном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека и способах отказа от вредных привычек.
Форма: устный журнал с презентацией.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность воспитателя
I. Организационный момент
Задачи: создание благоприятной атмосферы для беседы, вовлечь учащихся в активную деятельность
Приём: голос за кадром
Игра «Комплимент»
Звучит тихая музыка. На её фоне голос за кадром. (На экране идёт показ слайдов с изображением пейзажей средней полосы России, кадры о труде, досуге людей, кадры о счастливом детстве и о здоровом образе).
Мы живём в стране большой,
Щедрой и богатой,
И не жалко ничего
Ей для вас, ребята.
Стадионы новые дарит всем не зря,
Чтобы вы здоровыми
Выросли, друзья.
Чтобы каждый стал сильней,
Чтобы каждый стал смелей
И хорошими делами
Помогал стране своей.
- Горская пословица, ребята, гласит: «Добрая жизнь – чистый ручей». И чтобы эта жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых, самое важное место занимает здоровье. Ещё великий Гёте сказал: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье. Да, здоровье – это бесценный дар, данной нам природой. Древние люди говорили, что здоровье – это ещё не всё, но и без здоровья всё остальное - ничто».
Сегодня, тема нашего занятия посвящена «Здоровью», и звучит она так «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра».
- Чтобы назвать цели, которые помогут нам найти ответы на тему нашего занятия, предлагаю поиграть в игру «Комплимент». Разделитесь на две группы, и каждый пусть сделает комплимент самому себе. Начните со слов «Я люблю себя, потому что» и закончите словами «И поэтому забочусь о своём здоровье».
- Молодцы. Я убедилась: вы любите жизнь. Жизнь – это богатство, которое состоит из здоровых и счастливых людей.
Дети играют
Ученик читает:
Здоровье – наш бесценный дар,
Оно не безгранично.
Здоровье напоминает шар,
И всё в нём гармонично.
В нём есть любовь и красота,
Есть ценность и величье.
Здоровье – это дар,
Который дан от Бога.
И всё готовы мы отдать,
Лишь только б быть здоровым.
II. Проверка домашнего задания
Задачи: систематизировать знания по теме «Здоровье» с помощью пословиц и поговорок, познавательных вопросов из мировой культуры
Игра «Кто больше назовёт?»
Приём: Викторина (воспитатель читает вопрос, дети отвечают )
- О том, что здоровье нужно беречь, гласит и русская пословица: «Было бы здоровье, а всё остальное приложится».
- Ребята, а какие знаете вы пословицы и поговорки о здоровье, которые пришли к нам от людей, которые имели богатый жизненный опыт, они также утверждают: «Здоровье – дороже всего».
- Что же такое здоровье? Из чего складывается наше здоровье? По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень здоровья населения зависит от слагаемых здоровья. Посмотрите внимательно на экран, что же это за слагаемые здоровья?
Образ жизни Слагаемые здоровья Здравоохранение 10%
Наследственность Окружающая среда
20% 20%
Как видите, на первом месте слагаемое здоровья – это образ жизни человека. Безусловно на здоровье оказывает влияние и питание, и климат, и отсутствие вредных привычек: курения, алкоголя, наркомании и малоподвижный образ жизни.
- Откроем первую страницу нашего журнала.
Обратите внимание на рубрику «Факты к размышлению»
В Швеции машинист провёл состав на красный сигнал светофора, произошло ДТП. Как вы думаете, почему это произошло.
Какое растение на человека действует успокаивающе, известно оно под названием «Орегано» во Франции. Как его называют у нас?
Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»?
Послушайте и скажите, о каком веществе идёт речь.
- Гуливер, вернувшись из путешествия, рассказывал: «Сначала я очень болезненно ощущал отсутствие её, но скоро привык обходиться без неё».
Что это за напиток?
Дарвин записал: «Изучая влияние среды и наследственности на человека, много раз замечал, какое сходство у них и, в то же время, сколько различий. О каких людях идёт речь?»
Что это за растение? В Италии это растение имеет разговорное название «кислая трава», а в России – долгое время считали сорняком. Теперь его знают все, потому что в нём вся таблица Менделеева?
Наряду с хлебом и квасом он был основной пищей крестьян. Часто говорили: «Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет».
Какое дерево спасает в баньке от всех недугов?
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба моряки заболели цингой. Их высадили на острове, чтобы они могли спокойно умереть на суше. Но на обратном пути, когда корабли Колумба подошли к этому берегу, они удивились: их моряки были живы и здоровы. Что спасло от гибели моряков?
Археологические раскопки свидетельствуют, что этот овощ человек употреблял ещё в каменном и бронзовом веке. Витамина С в ней больше, чем в лимонах. Она хороша и в свежем, и в квашеном, и в тушёном виде
1. Здоровому и горе – не горе, и беда на в зарок.
2. Здоровому и врач не надобен.
3. Здоровье потерял – всё потерял.
4. Здоровая душа в здоровом теле.
5. Здоровью цены нет.
6. Здоровье дороже золота.
7. Здоровье на деньги не купишь.
Работа в группах. Ответы готовились заранее. Чья группа знает ответ, та и отвечает.
- Причины могут быть разные. Но известно, что это было в Швеции в 1875 году. У машиниста было заболевание, который открыл английский учёный Джон Дальтон, ещё в 1794 году, дальтонизм. Он не различал цвета. Произошло крушение, погибло много народу.
Душица
«Соком жизни» Леонардо да Винчи называл воду, потому что потеря её в размере 10 % от общего веса может привести к смерти. Вот почему Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».
Это соль
Легенда гласит: «Однажды буддийский монах уснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на собственную слабость, отсёк себе веки, чтобы глаза больше не могли закрыться. А из отрубленных век выросли кусты. Из листьев, собранных с этого куста, сделали напиток, который помогал монахам не спать во время молитвы». Это чай.
О близнецах
Это щавель. Его листья очень богаты витаминами. В пищу употребляют и дикорастущий щавель, и который сеют в садах-огородах
Это лук
Берёза, берёзовые веники. На Руси берёзу считают лекарем. Вот почему из молодых побегов делают веники.
Наверное, фрукты, содержащие витамин С. Чтобы цингой не болеть, надо есть лук. Значит на острове были растения, содержащие витамин «С».
Это капуста. Не зря название его произошло от древнеримского «капустум», что значит голова. Капуста очень полезный овощ.
III. Актуализация знаний
Задачи: Формировать интерес к познанию нового
Приём:
Повествование сказки
- Ребята, как вы думаете, почему открывая первую страницу журнала, читаем: «Факты к размышлению». Для чего же авторы, работая над содержанием журнала, поместили эту рубрику «Факты к размышлению»?
А сейчас Радаль расскажет вам сказку, и вы найдёте ответ на вопрос: «Зачем это нам нужно знать»
В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но бы л совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Всё больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили его.
Однажды во дворец
Явился волшебник и сказал:
«Долой таблетки и микстуры,
Вам простотне хватает прыгучего мяча
Вам надо больше двигаться,
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
И будете тогда здоровы
Вы много-много лет.
Кто же даст ответ на наш вопрос
Вадим: Чтобы мы задумались о своём здоровье, вспомнили народные традиции.
Коля: В стихотворении сказано: «Здоровье – бесценный дар природы. Значит надо быть в дружбе с Природой, собирать травы, делать фиточай.
Радаль рассказывает
Юра: чтобы мы поняли «Здоровый человек – счастливый человек». Надо следить за здоровьем. Правильно питаться, спортом заниматься.
IV. Основная часть занятия. Новая тема
Задачи: определить основную мысль классного часа, поговорить о здоровом питании и образе жизни
Приём: Дискуссия
«И вдруг раздаются удары набатного колокола. Голос за кадром». (использую запись магнитофона)
Далее выступают дети с заранее подготовленной информацией
Приём «Эксперимент»
Запись на слайде
Инсценирование (заранее подготовили дети из другой семьи)
Чтение сказки про себя на мониторе
Молодец, Юра, верно. Учёные тоже также рассуждают. (Внимание на экран).
это вершина, на которую человек должен подняться сам. Чтобы сохранить своё здоровье, думай о здоровье других».
Постарайтесь объяснить их мысли, это и есть цель нашего занятия: Как сохранить здоровье.
Народная мудрость гласит: «Один курит – весь дом болеет».
Умница, Вадим. Ты как считаешь, Руслан?
- Молодцы, ребята. Питание – это тоже важно. Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, пища должна быть разнообразной, свежей и богатой витаминами. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не кставать – это мёд, гречка, изюм, геркулес, масло.
Другие помогают строить организм (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).
А третьи – фрукты и овощи содержат много витаминов, которые помогают организму расти и развиваться. Овощи – это кладовая здоровья. Поэтому прежде чем сесть за стол, надо подумать, что съесть. Надо помнить: «Сладостей тысячи, а здоровье одно»». Готовить пищу тоже нужно с любовью. Вот такой совет: во время приготовления пищи – бросьте в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус и подарят вам здоровье». Русская пословица гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо».
«По ком звонит колокол?
Не спрашивай об этом:
Быть может, он звонит по тебе?»
Можно ли придумать какую-то альтернативу спиртному?
Воспитатель: объявляется рекламная пауза. Проверим это на собственном опыте. Пьём чай. (на столе чай и сок).
Следующая страница в журнале «В табачном чаду и угаре»
Воспитатель: Спасибо, доктор! Я думаю ребята обязательно бросят. Они займутся любимым интересным делом.
Перелистывем страницу. Следующая тема «Наркомания и СПИД». Прочитайте про себя сказку Дж. Родари, которая называется «Рыбы».
« - Будь осторожна! – сказала как-то большая рыба рыбке маленькой: вот это крючок, не трогай его
- Почему?
- Есть две причины: если ты схватишь его, то тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковороде, а затем съедят.
Маленькая рыбка: Ой-ой спасибо, что предупредила. Ты спасла мне жизнь.
Большая рыба: а вторая причина – я хочу тебя съесть».
- В какой ситуации оказалась рыба?
- От наркотической зависимости очень трудно избавиться. А тот, кто распространяет наркотики, совершает преступление. Очень часто рядом с наркоманией шагает страшный попутчик – СПИД.
Что такое СПИД?
- Молодцы! Вы владеете информацией. Главное, нужно вести здоровый образ жизни.
Вадим: я понимаю так. Сегодня много курящих людей, они не думают, что их сигарета убивает не только их, но ещё больше, кто рядом».
Много примеров. Человек сегодня почему-то думает о бизнесе, о деньгах, но не о людях. Дымят заводы, льётся нефть, выхлопные газы от машины, вырубают леса, проводят военные учения и везде одна небрежность. И мы всё это вдыхаем.
Юра: Экология – это катастрофа 20 столетия. Надо помнить: «Только от здорового может родиться здоровое поколение, здоровье на деньги не купишь».
Юра Ш: Надо начать с самого простого, чтобы быть здоровым.
«Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся
И зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся, всегда правильно питайся»
Вадим: Мы все слышали о заболеваниях, которые называют чумой XXI века. Они плохо поддаются лечению. Среди них есть и те, что приобретаются добровольно: алкоголизм, наркомания, табакокурение. Пока мы молоды, полны сил, нам кажется, что нас этого не коснётся. Однако ужасно, В России в 90 годы 20 в смертность увеличилась на 75, 6 %, а психические заболевания на 141, 4 %. И только в 2011 г повысилась рождаемость, а смертность уменьшилась.
Юра: неужели мы будем говорить об этой безрадостной статистике?
Коля: Нет, мы будем говорить о том, что пагубно влияет на наше тело, душу. Как же родилось это зелье, о котором гласит пословица: «Ещё попей - увидишь чертей».
Ещё в середине века араб Регеда и итальянский алхимик Валентиус изобрели то, что теперь называют водкой. Полученный спирт за его обжигающее воздействие был признан целительным средством. Новую жидкость назвали «водой жизни» и начали продавать в аптеках. Слово «водка» означало всего лишь настойка из лекарственных трав. Пользовалась спросом водка «желудочная, лёгочная, сердечная», даже «любовная».
Доза употребления – одна столовая ложка.
Денис: В 18 веке в Западной Европе водку уже именовали не «водой жизни», а водой «смерти». В Россию водка пришла во времена Петра 1 и принесла баснословные прибыли. Стали строиться собственные винокуренные заводы. Спаивание народа шло по нарастающей. Государство, правда, боролось с пьянством, сажали пьяниц в тюрьму и вешали на грудь медаль в 18 фунтов весом с надписью «За пьянство». Но любителей горячительных напитков становилось всё больше и больше. Для пьянства всегда можно найти повод:
Поминки, праздник,
Встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
Руслан: К сожалению, заглядывают в стакан и подростки. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее и быстрее проникает в мозг, печень, лёгкие. Ложная весёлость быстро сменяется агрессивностью. Медики говорят, что если один кто-то из родителей употребляет алкоголь во время беременности, то ребёнок , едва родившись на свет, будет испытывать похмелье: у него дрожат руки, нарушен ритм сердцебиения. У таких людей наблюдается отставание в развитии. Только 5 % мальчиков и 2 % девочек, попробовав водку, говорят, что она неприятная на вкус. Но почему не вкусно, но пьём
Вадим: употребление спиртного становится не только твоим личным делом. Подумай, почему у нас столько ДТП, убийств, террористических действий?
Руслан: Конечно. Для того, чтобы поднять себе настроение – надо просто стать «человеком», дарит близким добро и тепло, а можно выпить чашку ароматного зелёного чая
Игорь: Полезны все соки, но тыквенный особенно, в нём содержится букет различных витаминов, а больше всего – А, С. Тыквенный сок улучшает работу пищеварения, печени, утоляет жажду, снимает усталость. Пейте чай и соки – и вы будете здоровы.
Юра: медики говорят, что табакокурение – это один из видов химической зависимости. Сигарета вызывает раковые заболевания, потому что в ней есть – радиоактивный «полоний 210». Он накапливается в бронхах, лёгких, печени и почках. Никитин – это тот яд, который вызывает болезненное привыкание, и ,наконец, токсикоманию.
Дети (автор): Что случилось в нашем классе? Почему огонь и дым?
Дети: это мы сигару курим, повзрослеть скорей хотим.
Автор: Дети, вы не знаете, что такое курение? От курения не взрослеют, а стареют и худеют.
Курильщик:
- У меня изнеможение, не прекратить ли мне курение?
- Пожелтели наши лица
Мы же не самоубийцы!
- Испугались наставленья?
Продолжаю я куренье.
Я не хлюпик, не сопляк –
Буду я курить табак!
(затягивается, теряет сознание, двое поддерживают и вызывают 03 по мобильному телефону).
Входит доктор.
Дети: Доктор, доктор! Дайте нам ответ: «Будет жить он или нет!»
Доктор: на ноги поставим,
а вот инвалидом может станет.
Дети (плачут): Доктор, помоги нам бросить курить.
Доктор: сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
Я выбрал сам себе дорогу к свету,
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить
Я – человек! Я – буду жить!!!
Коля: У рыбки выхода нет. Она вошла в доверие и оказалась близко, почти рядом с большой рыбой. Она приманила её, и теперь съест.
Юра: Так и в жизни. Порой доверяемся незнакомым людям, которые вроде бы тебя хотят уберечь от злого наркотика, а сами втягивают, и ты уже зависишь от них. И колешься, и достаёшь, и продаёшь.
Юра: СПИД – это болезнь поведения.
Юра Ш: СПИД – болезнь смертельная т опасная.
V. Итог урока
Задачи: Обобщить и закрепить знания по теме «Здоровье», предупредить негативное влияние поступков и укрепить сознательное отношение к здоровому образу жизни
Вот мы и пролистали все страницы журнала «Наше здоровье». Последнее слово, ребята, за вами. Умейте сказать твёрдое: «Нет!» тем, кто предложит вам совершить опрометчивый шаг. Ведь вы выбрали жизнь, а не смерть!
Ребята, как сохранить и укрепить здоровье в наше достаточно сложное время?
Молодцы, ребята. Древняя мудрость гласит: «Помоги себе сам!». Это значит веди здоровый образ жизни, занимайся спортом. Никогда не бери в руки сигарету и «лексир смелости». «Сам себе я помогу, сам своё здоровье сберегу» - пусть эти слова будут для вас путеводителем в жизни.
Денис: Надо больше двигаться, кататься на лыжах.
Олег: Надо заниматься спортом. Мне нравится прыгать с транплина.
Коля : Меньше сидеть за компьютером, это тоже зависимость.
Руслан: Надо соблюдать гигиену, режим, рационально сочетать физические и умственные нагрузки.
Д/з
Нарисуйте плакат на тему: «Прими верное решение, чтобы никогда об этом не пожалеть»
15