Творческий вечер Что за прелесть эти сказки! ( по сказкам А.С.Пушкина)
Творческий вечер «Литературные тайны…Что за прелесть эти сказки?!» (по сказкам А.С. Пушкина)
для 1 - х классов
автор: Балнова Елена Михайловна
Цель:
- познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
- пробудить интерес к творчеству поэта.
Участники: ведущий, чтецы, команды от классов.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, карточки с цифрами, скакалка, кроссворды, книги А.С.Пушкина, в идеофильм «У лукоморья».
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего:
Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать и слушать больше всего?», то, думаю, большая часть из вас ответит: «Сказки!» конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.
Сказки бывают разные: народные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной сказки, а вы мне подскажете имя автора. (слайд 1)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Наш вечер посвящен творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину . Для каждого русского человека его сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру (слайд 2).
Чтец 1.
Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд 3).
Чтец 2.
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей мамы (слайд 4).
Чтец 3.
Пушкин родился светлым июнем 1799 года в Москве, когда столица пахла цветущими тополями. (слайд 5). Его очень любили родители. Он всегда был окружен их заботой и вниманием. А бабушка учила маленького Сашу читать и писать. (слайд 6)
Чтец 4.
Саша Пушкин учился в Царском селе. Здесь он познакомился с литературой и стал сам заниматься ею. Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант. И они не ошиблись (слайд 7, 8).
Чтец 5.
Особенно много внимания Пушкину уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки никто не умел. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Эти сказки мы с удовольствием слушаем и читаем. Мы смотрим мультфильмы и фильмы, снятые по сказкам Александра Сергеевича Пушкина (слайд 9, 10).
Ведущий.
Сейчас ребята прочитают вам стихотворение. А вы постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идет речь. (слайд 11, 12)
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зелёный» –
Я с упоеньем повторял Передо мною кот учёный.
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели,
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда – рыбака у моря –
В походах к рыбке узнавал.
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал!
Через века мы чтим поэтаЕму мы посвятим сонеты! (слайд 13)
Ведущий.
Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы узнали в этом стихотворении и какие сказки еще вы знаете?
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Давайте посмотрим вступление к поэме «Русла и Людмила» - «У лукоморья» (видеофильм)(слайд 13).
А теперь мы проведем литературный ринг по сказкам А.С. Пушкина.
Ход викторины:
1. «Вспомни название сказки»- по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами..1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров (слайд 14, 15) («Сказка о царе Салтане»)
Давайте вспомним, с чего же начинается сказка…. (Инсценирование эпизода, слайд 16)
Три девицы под окномПряли поздно вечерком.«Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —То на весь крещеный мирПриготовила б я пир».«Кабы я была царица, —Говорит ее сестрица, —То на весь бы мир однаНаткала я полотна».«Кабы я была царица, —Третья молвила сестрица, —Я б для батюшки-царяРодила богатыря».
Только вымолвить успела,Дверь тихонько заскрыпела,И в светлицу входит царь,Стороны той государь.Во всё время разговораОн стоял позадь забора;Речь последней по всемуПолюбилася ему. «Здравствуй, красная девица, —Говорит он, — будь царицаИ роди богатыряМне к исходу сентября.Вы ж, голубушки-сестрицы,Выбирайтесь из светлицы,Поезжайте вслед за мной,Вслед за мной и за сестрой:Будь одна из вас ткачиха,А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.Все пустились во дворец.Царь недолго собирался:В тот же вечер обвенчался.
2) Откуп, дурачина, изба, корыто (слайд 17, 18) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Давайте посмотрим, как старик поймал золотую рыбку. (Инсценирование эпизода, слайд 19)
В третий раз закинул он невод, —Пришел невод с одною рыбкой,С непростою рыбкой, — золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь»…..«Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо.«Я сегодня поймал было рыбку,Золотую рыбку, не простую;По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценою откупалась:Откупалась чем только пожелаю.Не посмел я взять с нее выкуп;Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с нее корыто,Наше-то совсем раскололось».
3) Базар, жадность, оброк, веревка (слайд 20, 21) («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Давайте вспомним, как поп нанял Балду в работники…. (Инсценирование эпизода, слайд 22)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет (слайд 23, 24) («Сказка о золотом петушке»)
А сейчас мы посмотрим, как звездочет подарил золотого петушка царю Дадону. …. (Инсценирование эпизода, слайд 25)
Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешкаЗолотого петушка.«Посади ты эту птицу, —Молвил он царю, — на спицу;Петушок мой золотойБудет верный сторож твой:Коль кругом всё будет мирно,Так сидеть он будет смирно;Но лишь чуть со стороныОжидать тебе войны,Иль набега силы бранной,Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушокПриподымет гребешок,Закричит и встрепенетсяИ в то место обернется».Царь скопца благодарит,Горы золота сулит.«За такое одолженье, —Говорит он в восхищенье, —Волю первую твоюЯ исполню, как мою».
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер (слайд 26, 27). («Сказка о мертвой царевне»)
Давайте вспомним встречу прекрасной царевны и семи богатырей . (Инсценирование эпизода, слайд 28)
Час обеда приближался,Топот по двору раздался:Входят семь богатырей,Семь румяных усачей.Старший молвил: “Что за диво!Всё так чисто и красиво.Кто-то терем прибиралДа хозяев поджидал.Кто же? Выдь и покажися,С нами честно подружися.Коль ты старый человек,Дядей будешь нам навек.Коли парень ты румяный,Братец будешь нам названый.Коль старушка, будь нам мать,Так и станем величать.Коли красная девица,Будь нам милая сестрица”. И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была.
2. Телеграммы от персонажей сказок: «Кто бы хотел очутиться сейчас среди нас из персонажей сказок А.С. пушкина?» (слайд 29)
1) «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»
(Балда) (слайд 30)
2) «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…» (Царевна- лебедь) (слайд 31)
3) «Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется,
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец…» («Королевич Елисей) (слайд 32)
4) «Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался,
К старухе воротился…» (Старик) (слайд 33)
5) «Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…» (Белка) (слайд 34)
3. Конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина». Условия конкурса: при прослушивании строк из произведений –дать название сказке. (слайд 35)
А) « Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,слайд 36)
Б) «Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке», слайд 37)
В) Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…» («Сказка о рыбаке и рыбке», слайд 38)
Г) «С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился поп языка…» («Сказка о попе и о работнике его Балде», слайд 39)
Д) «Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах». («Сказка о царе Салтане», слайд 40)
4. Конкурс эрудитов (слайд 41)
Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:
1.С которыми царица обращалась к волшебному зеркалу («Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румянее и белее?», слайд 42)
2.Что кричал петушок, сидя на спице? (« Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!», слайд 43)3.С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? («Отпусти ты, старче, меня в море. Дорогой за себя дам откуп : откуплюсь чем только пожелаешь...», слайд 44)
4.Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь? («Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; слайд 45)
5.С какими словами обращался царь Салтан к своим гостям, сажая их за стол? («Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда?» , слайд 46)
5. Игра «Балда у моря» (слайд 47)
Условия игры: выбирается Балда, черти, чертится круг -«море». Балда скакалкой - неводом «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.
6. «Разгадай кроссворд»- каждой команде индивидуально раздаются кроссворды, которые нужно заполнить. (слайд 48)
1.Имя царя, который подслушал трех девиц. (слайд 49)
2.Имя наемного рабочего. (слайд 50)
3.Женщина, которая хотела владеть морем. (слайд 51)
4.Вещая птица. (слайд 52)
5.Необыкновенный обитатель моря. (слайд 53)
6.Имя жадного царя. (слайд 54)
Подведение итогов (слайд 55)
Ведущий:
Сказки Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину. Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк Екатерины «О Пушкине» (слайды 56-62).
Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы. (слайд 63, 64)
Список используемой литературы:
1.А.С.Пушкин «Поэмы»
2.А.С.Пушкин «Сборник стихов»
3.«Сказки А.С.Пушкина»