Методическая разработка литературной игровой программы Что за прелесть эти сказки по сказкам А.С. Пушкина
Сценарий литературной игровой программы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина
Цель: Формирование у детей интереса к творчеству А.С. Пушкина через игровую деятельность по его сказкам.
Задачи: 1. Прививать навыки вдумчивого, внимательного чтения литературных произведений.
2.Развивать творческие способности детей.
3.Способствовать сплочению детского коллектива, формировать навыки работы в команде.
Возраст участников игры- учащиеся 5-7 классов.
Реквизит, оборудование: карточки со словами для конкурса «Сказочный конструктор», 2 ручных зеркала, Черный ящик с предметами-яблоком и печатным пряником, листы с кроссвордами для 2-х команд, 2 миски с водой, спички или палочки, 2 столовые ложки, 2 стакана, Листы с текстом из сказок для конкурса «Путаница», 2 словаря В.Даля, листы с текстом для конкурса «Адресное бюро», призы для награждения.
Ход игры.
Ведущий:
- Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена творчеству писателя Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек - сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете их наизусть. И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: "Что за прелесть эти сказки!"
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодняшнее состязание проходит между двумя командами. Командой "Золотая рыбка" и командой "Золотой петушок". Вам предстоит поучаствовать во многих конкурсах, проявить свою смекалку, знание сказок А.С. Пушкина, юмор и находчивость. Итак, мы начинаем нашу игру и пусть победит сильнейший.
Ведущий: наш первый конкурс – «Разминка» и называется он «Доскажи словечко»
1.Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный .....
(Рожок)
2.И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит
Пес как прыгнет, завизжит
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за .....
(Обед)
3.Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает ...
(Лук)
4. Шел поп по базару
Прикупить кой- какого товару.
Навстречу ему
(Балда)
5.Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море,
Резвись там себе на
(просторе)
6.Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам-.
(урок)
Ведущий: Молодцы , ребята! Все справились с заданием, и каждая команда получает по 1 жетону. А наш следующий конкурс называется
«Сказочный конструктор»
Ведущий: Вы, конечно же, помните, как называются сказки, написанные А.С. Пушкиным? Давайте проверим, так ли это. В этих конвертах названия всех сказок Пушкина, но все слова из названий перепутались. Вам сейчас нужно проявить скорость, знания и свою смекалку, чтобы быстро собрать эти названия и записать их на бумаге. Итак, начали (за каждое правильно собранное название команда получает жетон)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о попе и о работнике его Балде.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А мы продолжаем нашу игру и сейчас попробуем вспомнить имена героев пушкинских сказок. И сейчас для вас-
«Именной конкурс»
Я называю вам первую половинку имени, а вы мне – вторую. За каждое правильное название команда получает жетон.
Мертвая.царевна Королевич Елисей
Золотая.рыбка Царевна .Лебедь
Царь.Салтан, Дадон Работник.Балда
Поп .толоконный лоб шамаханская .царица
Золотой .петушок Князь.Гвидон
Ведущий: Вижу, ребята , вы очень внимательно читали сказки Пушкина. А сейчас давайте немножко побудем в роли одной из героинь пушкинских сказок, которая очень любила смотреться в зеркало. Помните, кто это? Ну , конечно же мачеха – царица из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях. И наш следующий конкурс –
«Конкурс актерского мастерства».
Сейчас я приглашаю по одному человеку от каждой команды. Я даю вам по одному зеркалу. А вы, глядя в него, должны будете сказать фразу «Я самая красивая (красивый), используя разные интонации . Победит та команда, которая сумеет использовать большее количество интонаций, будет самой выразительной и не рассмеется. Итак, начали. ( подводятся итоги конкурса)
Ведущий: Ну вот, мы с вами немного посмеялись, а теперь давайте вспомним математику. В сказках Пушкина очень много цифр, есть и любимые. Давайте попробуем их назвать. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Это конкурс-Блиц, т.е отвечать надо очень быстро. Итак, внимание, начали!
Конкурс «Циферки»
Сколько лет прожили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
Сколько сыновей было у царя Дадона? (2)
Сколько девиц пряло под окном? (3)
Сколько богатырей выходило из моря? (33)
Сколько щелчков дал попу Балда? (3)
Сколько просьб выполнила золотая рыбка? (4)
Сколько раз за всю сказку ходил старик на берег моря?(6 )
Сколько просьб было у звездочета- мудреца к царю Дадону? (1)
В тереме у скольких богатырей гостила царевна (7)
Сколько раз превращался князь Гвидон в насекомых? (3)
Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо и быстро отвечали. А сейчас у нас будет необычный конкурс. Теперь вы будете задавать мне вопросы. И этот конкурс называется
«Да – Нет – отгадай предмет»
В этом черном ящике лежат предметы, принадлежащие героям сказок А.С. Пушкина. Вам надо с помощью вопросов попытаться отгадать, что же это за предметы. Я могу отвечать на ваши вопросы только двумя словами – «Да» или «Нет». Давайте попробуем угадать, что же скрыто в черном ящике. ( дети задают вопросы. В ящике спрятаны ЯБЛОКО и ПЕЧАТНЫЙ ПРЯНИК)
Ведущий подводит итоги конкурса. Ребята, у вас у всех есть мобильные телефоны? И вы. Наверное по ним часто отправляете СМСки. Во времена Пушкина телефонов не было, но давайте попробуем угадать, кто кому мог бы послать вот такие СМСки.И наш следующий конкурс называется
Конкурс СМСочки»
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.( Королевич Елисей)
Смилуйся, государыня- рыбка.( Старик)
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Балда)
Ты на свете всех милее. Всех румяней и белее.( зеркало - царице)
Не хочу быть простою крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой.(старуха -старику)
Что я, царь, или дитя? Нынче ж еду(Царь Салтан - ткачихе. Поварихе. Сватье бабе Бабарихе))
Как бы здесь на двор окошко нам проделать? ( Гвидон матери)
Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море, тяже воздух нам земли (Дядька Черномор князю Гвидону)
Ведущий: Молодцы, ребята! Разгадали кто кому послал СМСки. У каждого человека есть место, гдеон живет. Вот и персонажи пушкинских сказок тоже имеют свое место жительства .Сейчас каждая команда в адресном бюро попробует уточнить, где живут герои сказок. Перед вами листочки, на них указаны герои сказок и адреса. Но они перепутались. Попробуйте стрелочками соединить героя и адрес. Выиграет та команда, которая правильно найдет адресат героя.
Конкурс «Адресное бюро»
Кот У лукоморья
Старик со старухой В ветхой землянке у самого синего моря
Царь Дадон негде в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве
Белка Ель растет перед дворцом ,а под ней хрустальный дом
Барыня - Сударыня дворянка Высокий терем
Князь Гвидон Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами,
Теремами и садами.
Ведущий: Отличные из вас получились работники Адресного бюро. У всех героев правильно определили адрес. Ребята, а вы любите распутывать сложные головоломки? Я предлагаю вам сейчас поиграть в Путаницу. Попробуйте сейчас угадать , какой герой в какую сказку перебрался. ( раздаются листочки с текстом)
Конкурс «Путаница»
Вот мудрец перед Салтаном встал и вынул из мешка золотого петушка. (Салтан попал в сказку о золотом петушке на место Дадона)
2.Здравствуй рыбак- мужичок.
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке мы век не слыхали.
Не было чертям такой печали. (Рыбак попал в сказку о попе и работнике его Балде)
3.Жил князь Гвидон со своею царевной Лебедью
У самого синего моря.
Гвидон ловил неводом рыбу.
Царевна Лебедь пряла свою пряжу. ( Попали в сказку о рыбаке и рыбке)
4.В тот же день приказ такой:
Королевич Елисей повелел своим боярам
Времени не тратя даром
Мертвую царевну и хрустальный гроб
Тайно бросить в бездну вод.( королевич Елисей и мертвая царевна попали в сказку о царе Салтане)
5. Свет мой ,петушок, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее.
И ей петушок в ответ:
Ты, конечно, спору нет.
Ты,старуха, всех милее, всех румяней и белее.
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась.
Гордо на петушка глядясь. (петушок из сказки о золотом петушке и старуха из сказки о золотой рыбке оказались в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях. Петушок на месте зеркальца, старуха на месте царицы- мачехи.)
Ведущий: Какие вы молодцы, ребята. Не устали? А не пора ли нам отправиться на рыбалку? В сказке о рыбаке и рыбке Старик ловил неводом рыбу, а мы сейчас будем ловить рыбок в мисках.
Конкурс «Поймай рыбку»
Ведущий: В мисках налита вода, в ней плавают спички .Это наши рыбки. Давайте посмотрим, чья команда больше наловит рыбок. Каждый член команды должен ложкой зачерпнуть рыбок 1 раз и опустить их в стакан.Чья команда за 2 минуты больше поймает рыбок, та и победила в этом конкурсе. (Дети ловят рыбок. Подсчет улова.)
Ведущий: Сказки были написаны А.С. Пушкиным почти 200лет тому назад. В них иногда встречаются слова, которые в наше время не употребляются. Но что же они обозначают? Давайте попробуем выяснить. Наш следующий конкурс
Конкурс «Пушкинский словарик»
Ведущий: Перед вами словари современника А.С. Пушкина – Владимира Ивановича Даля. Выберите из списка незнакомое вам слово, которое встречалось в сказках Пушкина, и найдите его объяснение в словаре.
Слова:
Рогатка, аршин, откуп, оброк, чернавка, душегрейка, светлица, колымага, ужо, полба, инда.
(дети находят объяснение слова в словаре и зачитывают его. Команды получают жетон за выполнение задания)
Ведущий: наша игра близится к концу. И наш последний конкурс « Кроссворд». Попробуйте разгадать 6 слов, которые спрятались в его клеточках и прочитать ключевое слово. Победителю этого конкурса- жетон.
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1 В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто ....
2 Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете ....
3 Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не бы то никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят .....
4 В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе ......
5 Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая ........
6 Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и ...
Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон – Пушкин
Ведущий: Вот и разгадано последнее задание. Мы сегодня часто повторяли это имя- великого русского поэта А.С. Пушкина. Наша игра показала, какие вы замечательные читатели, как вы хорошо умеете работать в команде, как много вы знаете и умеете. А теперь пришла пора подвести итоги нашей игры и выявить победителя. Давайте посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда ( подсчет жетонов, озвучивание результатов) Итак, победителем нашего конкурса стала команда____________________________________. Поздравляем!
А я хочу пожелать всем вам новых открытий в книжном океане, новых интересных книг, и почаще приходить в нашу школьную библиотеку. До новых встреч, друзья!
15