Его величество электричество для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста «Его Величество Электричество»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.
Программные задачи:
- закрепить знания детей об электробытовых приборах; о правилах безопасного поведения в обращении с электробытовыми приборами; активизировать умения избегать опасных ситуаций в обращении с электроприборами;
- развивать логическое мышление, память, речь, умение выслушивать ответ товарища;
- воспитывать внимание, наблюдательность, осторожность.
Материал и оборудование: иллюстративный материал по теме «Электричество», мяч, разрезные картинки электроприборов к дидактической игре «Собери картинки», картинки к игре «Лабиринт» на каждого ребёнка, красные фломастеры, памятки для детей, ноутбук, мультфильм «Советы мудрой тётушки Совы».
Предварительная работа: беседа об электричестве и электробытовых приборах, загадывание загадок, чтение стихотворений рассматривание тематического словаря в картинках «Электробытовая техника», «Расскажи детям о бытовых приборах».
Ход мероприятия
Дети стоят на ковре полукругом.
Воспитатель. - Ребята, сегодня мы продолжим разговор об электричестве.
Раздаётся стук в дверь. Входит Карлсон с перебинтованной рукой, охает.
Карлсон. - Здравствуйте, ребята.
Дети. - Здравствуй, Карлсон!
Воспитатель. - Здравствуй, Карлсон! Что с тобой приключилось? И почему у тебя рука перебинтована?
Карлсон. – Что, что? Вы же знаете, что я люблю пошалить. Так вот, со мной столько всего случилось: во- первых, мне захотелось покачаться на люстре. Я так сильно раскачался, что люстра оборвалась, а когда я спускался по проводу вниз, меня так чем-то сильно ударило, что я чуть не потерял сознание. Во-вторых, я очень люблю пить чай с малиновым вареньем, включил электрический чайник и забыл про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар. В-третьих, я обжегся об утюг. Да и вообще, со мной много чего нехорошего приключилось.
Воспитатель. – Ребята, а как вы думаете, хорошие поступки совершил Карлсон? (Нет, плохие.) А почему эти поступки можно назвать плохими?
(Ответы детей: играл с электроприборами, не знает правила обращения с электроприборами, может случиться пожар и т.д.)
- Так почему же нельзя играть с электроприборами?
(Ответы детей: их включают в электрическую розетку. В розетке есть электрический ток, он может убить человека).Воспитатель. - Вот видишь, Карлсон, как много знают дети. Они никогда не играют с электрическими приборами, потому что знают, для чего они нужны, и как правильно ими пользоваться. И всегда эти правила выполняют. А ты хотел бы узнать эти правила?
Карлсон. - Да.
Воспитатель.- Тогда послушай внимательно, что про электричество расскажут тебе дети (с показом иллюстраций).
1 ребёнок. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны или электрическая энергия. При неисправности проводов она становиться опасной для жизни человека. Если человек тронет оголенный провод, то его ударит током, как это произошло с тобой, Карлсон, когда ты качался на проводе.
2 ребёнок. Ещё провода могут соединиться, и тогда произойдёт короткое замыкание, погаснёт свет, а может случиться пожар. Поэтому, если ты, Карлсон, увидишь оголённый провод или неисправную розетку - скажи об этом взрослым. Они сами решат, как нужно поступить в этом случае.
Воспитатель. - Но одно точно можно сказать, пользоваться этим нельзя. Запомнил?
Карлсон ворчит. - Всё то они знают, всё выполняют. Всё равно не верю.
Воспитатель. – А давай проверим, поиграем в игру «Можно или нельзя»
(Дети с Карлсоном становятся в круг. Воспитатель называет какое-либо действие, ребёнок должен ответить одним словом, можно или нельзя).- включать детям утюг без присмотра взрослых
- протирать включенный телевизор влажной тряпкой
- совать руку в стиральную машинку
- включать настольную лампу на батарейках
- тянуть электрический провод руками
- вставлять в розетку посторонние предметы
- дотрагиваться до оголенного провода
- играть с машинками на пульте управления
Воспитатель. – Молодцы. Все подумали и правильно ответили. А теперь тебе вопрос, Карлсон: « Можно есть варенье из электрической розетки?».
Карлсон. - Конечно, можно. Ведь варенье такое вкусное, сладкое.
Воспитатель. - Ребята, правильно ответил Карлсон? (Нет)
Воспитатель. - Карлсон, надо быть внимательным и стараться запомнить, что мы с ребятами тебе рассказываем. Ведь электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники помогают нам, без них было бы трудно. У каждого из вас есть дома такие приборы, назовите их. (Ответы детей).
Карлсон. - А вот я сейчас и проверю, как вы знаете, для чего нужны они.
Я принёс для вас интересную игру «Собери картинку». Да вот только картинки там не простые, а разрезные. Ваша задача собрать из частей электроприбор и рассказать мне, для чего он нужен.
(Дети проходят за столы и выполняют задание Карлсона)
Карлсон. - Так, давайте посмотрим, что же у вас получилось?
Ответы детей: пылесос – он собирает пыль в квартире, стиральная машинка нужна для стирки грязного белья и т. д.)Воспитатель. – А теперь, ребята, подойдите все ко мне и давайте спросим у Карлсона запомнил ли он, для чего придумали электрические приборы? А чтобы приборы работали, куда их включают? Правильно, в электрическую розетку, а варенье из неё есть нельзя!
Воспитатель. - Розетка – это входные ворота в электрическую сеть. В розетке сидит электрический ток и заставляет домашние машины трудиться.
Воспитатель. - Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Электрический ток»
Ребёнок.
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становиться мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит!
Зверя зовут электрический ток,
Очень опасно играть с ним дружок!
Руки подальше от тока держи,
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлиться и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Воспитатель. - А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной рукиСвет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно наХолодильник, мониторы, на обеих руках)Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Воспитатель. - Карлсон, тебе понравилось играть с пальчиками? (Да). Тогда запомни ещё одно простое правило: с электроприборами нельзя не только играть, но выходя из дома, не забудь выключить из розетки все приборы, а то может случиться пожар. Давайте поиграем в игру «Лабиринт». На картинке перепутались шнуры от электрических приборов и один из них остался не выключен. Вы должны определить, какой из приборов остался не выключен из розетки. (Дети и Карлсон выполняют задание).
Карлсон. - Ура! У меня получилось!
Воспитатель.- Молодцы, ребята! И Карлсон тоже молодец! А вы любите мультфильмы? Давайте посмотрим мультфильм про электричество «Советы мудрой Совы». (Просмотр мультфильма).
Воспитатель. - Теперь давайте вспомним, какие правила рассказала мудрая Сова?
(Дети подходят к столу, берут по одной карточки и рассказывают, что она означает).
- пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
- уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- не играй с розетками!
- не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- не вставляй в розетку посторонние предметы!
- нельзя прикасаться руками к оголённому проводу!
- нельзя включать электроприборы в неисправную розетку!
- неправильное обращение с электроприборами может стать причиной пожара!
- детям лучше всего с электричеством дела не иметь!
Воспитатель. - Теперь, Карлсон, мы надеемся, что ты запомнил для чего нужны электрические приборы и как правильно с ними обращаться.
Ты помни правила всегда!
Чтоб не случилась вдруг беда
И неприятность не пришла
И где – то вдруг тебя нашла.
Ведь надо их не только знать
А постоянно выполнять!
И если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет вашим другом. А чтобы эти правила не забыли, я вам на память подарю вот такие памятки. Смотрите на них и не забывайте, что делать нельзя!
Карлсон. - Спасибо, ребята! Я теперь хорошо знаю правила безопасного обращения с электроприборами. Я обещаю вам, что больше никогда не буду с ними играть! Ну, а теперь мне пора. До свидания!