Что делать, если ребёнок не хочет учиться?


БЕСЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ
Учитель начальных классов
Лукьянова Светлана Александровна
Ещё вчера ваш ребёнок хотел идти в школу. С радостью, хотя и с некоторым опасением ждал самого первого 1-го сентября. А теперь на уроках он с тоской смотрит в окно, безнадёжно ожидая, когда всё это кончится: лениво одевается по утрам, с надеждой прислушиваясь к себе: может заболел?
Готов на всё, лишь бы не делать уроки. Надо ли волноваться? Не всегда. Только в том случае, если нежелание ходить в школу и учиться выражается активно, если оно устойчиво и отражает основное отношение ребёнка к школе.
Прежде всего, спокойно присмотритесь к тому, как ребёнок делает уроки, поговорите с ним.
Что вы можете увидеть и услышать?
Увидеть: насколько резко меняется ребёнок, когда садится делать уроки. Вот он играет. Какие лёгкие, грациозные движения, как он свободен и раскован. А теперь он делает уроки. Неужели этот тупой, ко всему безразличный человек, ваш малыш? А вот он пишет в тетради. Скован, напряжён. Рука скрючена, шея вытянута. И всё время говорит: мне очень трудно.
Услышать: «Мне трудно», «Я не могу», «Скучно», «Всё равно я хуже всех» и безнадёжное: «лучше умереть, чем ходить в школу!»
Внимание! Это не повод для нотации. Это необходимость понять причины нежелания ребёнка учиться и помочь ему.
Как ему помочь?
Ответ прост – надо научить ребёнка делать то, чего он не умеет. Взрослые почему-то склонны считать, что раз ребёнок стал школьником, ответственное отношение к труду, желание учиться появятся у него как бы сами собой. А если не появляются – значит, он виноват и заслуживает наказания. Но очевидно, что ребёнок нуждается в том, чтобы его научили.
Психологи предлагают некоторые общие принципы занятий с ребёнком. Они проходят в несколько этапов.
I ЭТАП. Делайте как можно больше заданий с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача – понять, каких именно знаний и умений у ребёнка нет, помочь ему овладеть ими.
II ЭТАП. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет часть работы. Эта часть должна быть небольшой, чтобы он мог справиться сам. Каждое удачное выполнение должно как-то отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что помешало сделать хорошо. Ваша задача заставить его почувствовать радость от успехов.
III ЭТАП. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам полностью выполняет все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаетесь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача – быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.
IV ЭТАП. Ребёнок делает уроки самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того, чтобы он не отвлекался: можно поставить перед ним часы. Пусть он сам (сначала, конечно, с вашей помощью) намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание. Вы проверяете выполнение всех заданий (и устных, и письменных). Ваша задача – только контроль.
Внимание! Не пугайтесь, если при переходе от одного этапа к другому в выполнении уроков будет некоторый спад. Это естественно – ведь трудность возрастает. Не прекращайте проверять уроки. Помните, новые навыки ещё очень слабы.
И в заключении, несколько советов.
Признайте право ребёнка на ошибку.
Учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя.
Научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать.
Научите ребёнка видеть причины своих неуспехов, в себе самом и анализировать их.
И, наконец, главное, постоянно показывайте ему, что вы уверены в нём, и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы его защита и опора.