Программа психологического тренинга для подготовки педагогов интерактивным методам «Общение + Обучение»


Областной Конкурс
психолого-педагогических программ
Номинация: Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы.
Программа психологического тренинга для подготовки педагогов интерактивным методам «Общение + Обучение»
Торжественное награждение педагогов-психологов победителей I областного Конкурса психолого-педагогических программ

Награждение провела заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области Марина Алексеевна Мазаева.
Пояснительная записка образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы
В процессе интеграции России в общеевропейское образовательное пространство появилась необходимостьформирования профессиональных и особенно ключевых компетенций педагогических работников. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни.
Мнения отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, А.И. Зимней, Д.А Иванова, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, О.Н. Олейниковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, Дж. Равенна, С. Шо и др.) свидетельствуют о том, что ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Участники программы: молодые специалисты (работающие первые 5 лет); педагоги со стажем работы 11 – 15 лет.
У молодого специалиста еще не сформированы профессионально значимые качества, знает достаточно, но мало умеет, а педагоги со стажем 11 -15 лет начинают переживать «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что – то изменить (методы работы, стиль общения с обучающимися) и возможностями. Поэтому этим категориям педагогических работников рекомендуется прохождение данной программы, так как психологическое просвещение носит одновременно и профилактический, и собственно образовательный характер.
Цель программы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Задачи:
популяризировать результаты психоло – педагогических исследований;
мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих профессиональных умений;
развивать профессиональное самосознание, творческий потенциал личности педагога.
Научные, методологические и методические основания программы:
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы.
Исследования и концепции Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Выготского объясняют знания, как что – то такое, что конструируется в результате активного мыслительного процесса. Устойчивые знания формируются только тогда, если у обучающегося есть возможность их активно конструировать во взаимодействии с физической и социальной средой. В этом случае информация приобретает личностный смысл для её получателя. Конструктивисты особо подчеркивают роль личностного опыта в учебном процессе.
Сегодня в условиях информационного общества перед педагогами остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса обучающихся, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологий интерактивного обучения.
Методы интерактивного обучения обеспечивают реализацию целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения.
Идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать, или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, создании среды образовательного общения, которое характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля.
Базисным принципом интерактивных методик является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся ситуации различного характера. Ситуации эти реализуются через работу в группах, но при этом все эти принципы являются одновременно личностно-ориентированными и эффективней всего реализуются в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями.
Интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях для формирования компетенций.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов.
Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения целей и поставленных задач:
Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. В процессе самообразования можно прочитать множество различной литературы или послушать лекции об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву (в игре, «мозговом штурме», специально организованной дискуссии). Поэтому одним из направлений деятельности психологической службы нашего образовательного учреждения выбрано психологическое просвещение в форме тренинговых занятий. Актуальность реализации данной программы состоит ещё и в том, что психологическое просвещение теснейшим образом связано с психологической профилактикой. У здорового педагога – здоровые ученики: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», девиз нашей программы.
Сравнивая опыт лекционной и тренинговой работы, мы отдаём предпочтение, интерактивным формам обучения, находя в них ресурс для саморазвития личности и обучающихся, и педагога. Обучение в тренинге через общение и опыт позволяет не только быстро и легко усваивать знания, но и переводить их в область социально значимых умений и навыков, ставить и решать задачи личностного развития.
Структура и содержание программы:
Внедрение образовательной (просветительской) психолого – педагогической программы делится на четыре основных этапа:
№ Этап Мероприятия
1. Подготовка к внедрению программы. Определение потребности в программе (анализ учебно – воспитательной работы; результатов психодиагностики педагогов).
Выбор педагогов для участия в тренинге.
Установление дат проведения тренинга.
2. Обучение педагогов. Проведение тренинга
3. Внедрение интерактивных методов в учебно-воспитательный процесс. Проведение уроков или воспитательных мероприятий с использованием интерактивных методов.
4. Сбор и анализ информации о внедрении интерактивных методах обучения. Фокус – группа.
Круглый стол (вручение сертификата).
Тематика занятий для педагогов включает три основных модуля:
1 модуль (система представлений) система представлений и знаний о методах интерактивного обучения.
2 модуль (система отношений): темы, предполагающие овладение знаниями и навыками, необходимыми для использования интерактивных методов в учебно – воспитательном процессе.
3 модуль (система умений): тренировка навыков самостоятельного проведения занятий с использованием интерактивных методов.
Количество часов по данной программе - 12 часов: 1 модуль -2 часа; 2 модуль – 8 часов; 3 модуль – 2 часа. Количество необходимых часов в каждом модуле может варьироваться в зависимости от степени подготовленности и особенностей развития группы. Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек, оптимально - 12 участников (без ведущего). Обучение осуществляется в тренинговом режиме.
Структура тренинговых занятий:
организационный момент (ритуалы приветствия, разминочные упражнения), актуализация имеющегося опыта и житейских знаний;
основная часть (настрой – как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания, его закрепление), формирование новых представлений, отработка личной стратегии поведения;
подведение итогов (эмоциональное отреагирование - осмысление), осмысление полученного опыта, рефлексия;
домашнее задание (не всегда);
ритуал прощания.
Тренинговая подготовка ведется с учетом основных этапов развития групп:
знакомство;
представление целей и задач групповой работы;
создание заинтересованности и мотивации к участию в предлагаемых занятиях;
выработка групповых норм и правил;
осознание собственного отношения, к какой либо проблеме;
тренировка жизненных навыков;
завершение работы.
Занятия проводятся не реже одного раза в неделю в течение 2 часов с одним 10-15 минутным перерывом, во время которого можно пить чай; возможно, проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 8-12 часов в день).
Учебно-тематический план
№ Название занятия Цели и задачи Время (часы)
1 1 модуль (система представлений)
Занятие № 1 «Я – педагог» Определить уровень представлений и знаний о методах интерактивного обучения. 2
2 2 модуль (система отношений)
Занятие № 2 «Общение + Обучение»
Занятие № 3 «Коллективный разум»
Занятие № 4 «Хорошо говорим…»
Занятие № 5 «Вся жизнь игра» Овладение знаниями и навыками, необходимыми для использования интерактивных методов в учебно – воспитательном процессе. 8
3 3 модуль (система умений)
Занятие № 6
«Я - интерактивный педагог» Тренировка навыков самостоятельного проведения занятий с использованием интерактивных методов. 2
ВСЕГО: 12
Сценарные планы тренинговых занятий:
Занятие № 1 «Я – педагог»
Цели:
активизация процесса самопознания у педагогов;
формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
Оборудование.
Доска, мел; мячик; бланки со шкалами для самооценивания (шкалы не подписаны); лист ватмана; восковые мелки, фломастеры или маркеры.
№ Этап занятия Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие. Постановка проблемы. Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 5
2 Разминка. Ассоциация» (слово «совершенство») Активизация ассоциативного мышления. 6
3 Знакомство «Имя—качество» Имя (как обращаться к педагогу во время тренинга) и положительная черта своего характера, которая помогает в работе. 10
4 Работа
в
мини – группах «Молекулы»;
Мозговой штурм «Качества идеального педагога» Деление на мини – группы. Выявление качеств совершенного педагога с различных точек зрения (обучающиеся 1 курса; выпускники). 5
10
5 Работа в группе. Мозговой штурм
«Качества идеального педагога» Выявление качеств совершенного педагога с точки зрения участников тренинга. 15
6 Самооценивание Оценочная шкала
«Я – реальный, Я – идеальный» Соотношение самооценки и уровня притязаний каждого участника.
Результаты остаются у участников для самоанализа. 15
7 Перерыв 15
8 Энергизатор Арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу» Создание позитивного эмоционального единства группы 10
9 Анализ полученного изображения. Вербализация чувств. 9
10 Эмоциональное отреагирование – осмысление. «Комплимент»
Развитие коммуникативных навыков (сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня). 10
11 Завершение занятия, прощание. «Аквариум» Обсуждение итогов работы
10
Всего: 120
Занятие № 2 «Общение + Обучение»
Цели:
расширить представление об интерактивных методах обучения;
использование интерактивных методов обучения, дав участникам возможность ознакомиться с ними на опыте.
развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности;
Оборудование.
Доска, мел; мячик; лист ватмана; восковые мелки, фломастеры или маркеры, плакаты «Ожидания» и «Опасения»; плакат «Правила».
№ Этап Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие.
«Рукопожатие». Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 10
2 Цели программы. Притча о странниках. Презентация цели данной программы. 5
3 Ожидания. «Ожидания и опасения». Определение опасений и ожиданий от себя, от группы, от тренинга. 10
4 Работа в мини – группах. «Дуэт»;
Мозговой штурм «Правила работы группы». Деление на мини – группы (группы кооперативного обучения). Выработка правил работы группы. 5
11
5 Презентация правил работы в группе каждой мини – группой. 9
6 Проведение групповой дискуссии. «Зачем нужны правила группе?»
Притча об экономии воды.
Выбрать 5-6 самых важных правил. Обеспечение гарантий прав участников программы (в знак согласия с правилами участники ставят свои подписи на плакате). 15
7 Энергизатор «Такси» Способствовать восстановлению энергии группы для дальнейшей работы. 5
8 Перерыв 15
9 Информационный блок Мини – лекция
«Интерактивные методы обучения » Расширение информационного поля участников тренинга. 15
10 «Общение + обучение = …» Опередить главные характеристики интерактивного обучения. 10
11 Энергизатор «Ладони». Двигательная активность, смена деятельности. 5
12 Завершение занятия, прощание. «Обратная связь за одну минуту». Итоги работы. 5
Всего: 120
Занятие № 3 «Коллективный разум»
Цели:
расширить представление об интерактивных методах обучения;
обеспечить участников необходимыми знаниями о методике проведения мозгового штурма.
развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
Оборудование.
Доска, мел; мячик; лист ватмана; восковые мелки, фломастеры или маркеры, банковские резинки.
№ Этап Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие.
«Поздоровайся локтями» Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 5
2 Энергизатор «Аллигатор» Развитие навыков работы в группах кооперативного обучения. 10
3 Методологические элементы интерактивного обучения Мозговой штурм «Чем отличается обучение в группе от традиционного урока?» Назвать методы, которые тренер использовал на предыдущем занятие. 15
4 Индивидуальная работа.
Работа в парах. Мозговой штурм «Преимущества обучения в группах КО». Проанализировать опыта работы в КО. 5
10
5 Энергизатор «Помощь» Решение проблемы – просьба о помощи. 15
6 Информационный блок. Мини – лекция
«Мозговой штурм».
Расширение информационного поля участников тренинга. 15
7 Энергизатор. «Кенгуру» Способствовать восстановлению энергии группы для дальнейшей работы. 5
8 Перерыв 15
9 Демонстрация метода. Метод
«Мозговой штурм». Отработка метода «Мозговой штурм». 15
10 Энергизатор. «Мяч по кругу». Двигательная активность, смена деятельности. 5
11 Завершение занятия, прощание. «Обратная связь за одну минуту». Что вы получили от тренинга?
Оправдались ли ваши ожидания?
Какое у вас настроение? 5
Всего: 120
Занятие № 4 «Хорошо говорим…»
Цели:
расширить представление об интерактивных методах обучения;
обеспечить участников необходимыми знаниями о методике проведения групповой дискуссии.
развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
Оборудование.
Доска, мел; мячик; лист ватмана; восковые мелки, фломастеры или маркеры, газеты, клей, малярный скотч.
№ Этап Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие.
«Приветствия без слов» Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 5
2 Энергизатор «Башни» Развитие навыков работы в группах кооперативного обучения. 10
3 Методологические элементы интерактивного обучения Мозговой штурм «Чем отличается обучение в группе от традиционного урока?» Назвать методы, которые использовал тренер. 15
4 Индивидуальная работа.
Работа в парах. Мозговой штурм «Преимущества обучения в группах КО». Проанализировать опыта работы в КО. 5
10
5 Энергизатор «Слепой и поводырь» Создание доверительной атмосферы. Ответственность и доверие. 15
6 Информационный блок Мини – лекция
«Групповая дискуссия»
Расширение информационного поля участников тренинга. 15
7 Энергизатор «Тормоз» Способствовать восстановлению энергии группы для дальнейшей работы. 5
8 Перерыв 15
9 Демонстрация метода. Метод «Групповая дискуссия». Отработка метода «Групповая дискуссия». 15
10 Энергизатор «Фруктовый салат». Двигательная активность, смена деятельности. 5
11 Завершение занятия, прощание. «Обратная связь за одну минуту». Итоги работы. 5
Всего: 120
Занятие № 5 «Вся жизнь игра»
Цели:
расширить представление об интерактивных методах обучения;
обеспечить участников необходимыми знаниями о методике проведения ролевой игры.
развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.
Оборудование.
Доска, мел; мячик; ватман; восковые мелки, фломастеры или маркеры.
№ Этап Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие.
Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 5
2 Энергизатор «Телетайп» 10
3 Индивидуальная работа.
«Хочу – могу - надо». Участники строят коллажи, на которых представлены собственные желания, возможности и потребности. 30
4 Энергизатор «Тонкая бумага». Индивидуальность каждого участника тренинга. 15
5 Информационный блок Мини – лекция
«Ролевая игра»
Расширение информационного поля участников тренинга. 15
6 Энергизатор «Мытье слона» Способствовать восстановлению энергии группы для дальнейшей работы. 5
7 Перерыв 15
8 Демонстрация метода. Метод
«Ролевая игра». Отработка метода «Ролевая игра». 15
9 Энергизатор «Раз, два, три». Двигательная активность, смена деятельности. 5
10 Завершение занятия, прощание. «Обратная связь за одну минуту». Итоги работы. 5
Всего: 120
Занятие № 6 «Я - интерактивный педагог»
Цели:
создать модель педагога интерактивного обучения;
предоставить участникам практическую возможность моделирования интерактивного обучения;
Оборудование.
Доска, мел; мячик; ватман; восковые мелки, фломастеры или маркеры.
№ Этап Упражнение Цель t(мин.)
1 Приветствие.
«Подмигни, пожми руку, обними» Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. 5
2 Энергизатор «Квадрат» Предоставить участникам возможность взаимодействовать в команде и распределять обязанности. 5
3 Методологические элементы интерактивного обучения Мозговой штурм «Качества педагога» Определить качества необходимые педагогу, реализующему интерактивное обучение. 10
4 Информация о качествах педагога Составить памятку «Интерактивный педагог» 5
5 Энергизатор Упражнение «Путаница» Развитие навыков работы в группах кооперативного обучения. 10
6 Перерыв 15
9 Открытый урок Тему определяют сами участники. Все участники тренинга выполняют свою часть урока. 40
10 «Аквариум». Полезен ли был опыт проведения урока? 15
11 Завершение занятия, прощание. «Чемодан» Завершение тренинга с позитивным настроением; тренировка умения формулировать приятные высказывания о полученном опыте. 15
Всего: 120
Описание используемых методик и технологий, инструментария:
Для проведения тренинговых занятий использовались психологические методы и приемы.
Структурные упражнения.
Структурные упражнения - это техники, применяемые для развития эффективных групповых процессов Процессы, развивающиеся при выполнении этих упражнений, создают в группе благоприятную атмосферу для обучения.
2. Групповые техники:
2.1. Мозговой штурм
Это один из самых простых и эффективных метод работы с группами. Перед группой ставится конкретное задание. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участвующие генерировали свои предложения, отвечая на вопрос.
2.2. Работа в малых группах (мини – группа; группа кооперативного обучения)
Работа в малых группах позволяет всем участвующим действовать, применять на практике навыки сотрудничества, межличностного общения.
Этот метод целесообразно использовать для повышения активности группы, если нужно решить задачи, с которыми трудно справиться индивидуально, и если имеются ресурсы для взаимного обмена.
Теоретическая информация (мини - лекция)
Небольшая по объему теоретическая информация позволяет участвующим сформировать определенную структуру, в которую они будут закладывать свои идеи, обобщать опыт.
Ролевая игра
Характерное отличие игры - условность действий, что делает тренинг оживленным и захватывающим. Цель игры - развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.
Групповая дискуссия.
Метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. Групповая дискуссия создает эффективнейшую образовательную среду, в которой формируются разнообразные коммуникативные компетенции, рефлексия, развивается креативность и множество других важных человеческих способностей.
Приемы:
«Аквариум»
«Чемодан»
Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы тренинга.
Литература
Битянова М. Хорошо говорим…«Школьный психолог», № 3, 2009.
Вачков И.В. Мы выбираем, нас выбирают. «Школьный психолог», № 36, 2001.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2008.
Грецов А. психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесберегающейдеятельностной технологии усвоения. / Коллектив авторов: Талызина Н.Ф. и др. – М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2003.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2007.
Кривцова С.В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. М., 2000
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: Сфера, 2000.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2004.
Кипнис М. Тренинг креативности. – М., 2004.
Кипнис М. Тренинг лидерства. – М., 2004.
Крупенин А. Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
Кипнис М. Тренируем умение вести за собой. – М.: АСТ: Москва. 2009.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2003.
Леванов Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. СПб.: Питер, 2008.
Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2008.
Притчи народов мира/ Сост. О.Капраловой – М.: Эксмо, 2010.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М., 1995
Шапарь В. Б. Занимательная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001.
Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы не выявлены.
Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников. В начале проведения занятий участники вырабатывают свод правил для эффективной работы в группе, основанными на принципах: здесь и сейчас, взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний. Психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь Этическим кодексом психолога.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:
Специалист, реализующий программу должен иметь психологическое образование; первую или высшую квалификационную категорию; прошедшего переподготовку на тренинге тренеров; имеющий опыт проведения тренинговых занятий не менее 3-х лет.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы (изложен выше в списке литература).
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
Тренинг – класс или кабинет (не менее 18 кв. м.),пригодный как в качестве традиционной учебной, так и в качестве игровой аудитории;
Свободно передвигающие столы и стулья;
Доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);
Видео- и аудиотехника;
Компьютер;
Цветные карандаши (или фломастеры);
Листы плотной бумаги в достаточном количестве (формат А4 и А3).
Информационная обеспеченность учреждения для реализации программы:
Библиотека;
Интернет.
Сроки и этапы реализации программы:
№ Этап Срок
1. Подготовка к внедрению программы. сентябрь - октябрь
2. Обучение педагогов. ноябрь – февраль
3. Внедрение интерактивных методов в учебно-воспитательный процесс. март – апрель
4. Сбор и анализ информации о внедрении интерактивных методах обучения. май
Ожидаемые результаты реализации программы:
Промежуточные:
заинтересованность в психологических знаниях;
обогащение коммуникативных навыков и умений;
расширение эмоциональных контактов между педагогами;
Итоговые:
применение полученных знаний, умение и навыков в педагогической деятельности;
повышение эффективности учебных занятий.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы:
проведение фокус – групп;
посещение «открытых» занятий.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Качественные:
оценка изменений в знаниях, установках и поведении (наблюдение, вопросники);
оценка процесса внедрения программы (беседа, интервью);
оценка влияния интерактивного обучения на коллектив образовательного учреждения (фокусная группа).
Количественные:
количество участников в начале реализации программы и на этапе её завершения не изменилось.
Аннотация психолого-педагогической программы
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. В процессе самообразования можно прочитать множество различной литературы или послушать лекции об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву (в игре, «мозговом штурме», специально организованной дискуссии). Обучение в тренинге через общение и опыт позволяет не только быстро и легко усваивать знания, но и переводить их в область социально значимых умений и навыков, ставить и решать задачи личностного развития.
Исследования и концепции Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Выготского объясняют знания, как что – то такое, что конструируется в результате активного мыслительного процесса. Устойчивые знания формируются только тогда, если у обучающегося есть возможность их активно конструировать во взаимодействии с физической и социальной средой. В этом случае информация приобретает личностный смысл для её получателя. Конструктивисты особо подчеркивают роль личностного опыта в учебном процессе.
Актуальность реализации данной программы состоит ещё и в том, что она в одинаковой степени ориентирована как на психологическое просвещение, так и на психологическую профилактику. У здорового педагога – здоровые ученики.
В основе программы лежит обучение навыкам, которые помогут понимать самих себя и других людей, осуществлять эффективную коммуникацию и общение. Красной нитью через программу проходят навыки самооценки, управления эмоциями, критического мышления.
Структура программы соответствует общепринятой. Задачи, которые реализуются в ходе подготовки педагогов интерактивным методам, сгруппированы в соответствии с тремя модулями обучения:
1 модуль (система представлений) система представлений и знаний о методах интерактивного обучения.
2 модуль (система отношений): темы, предполагающие овладение знаниями и навыками, необходимыми для использования интерактивных методов в учебно – воспитательном процессе.
3 модуль (система умений): тренировка навыков самостоятельного проведения занятий с использованием интерактивных методов.
Количество часов по данной программе - 12 часов: 1 модуль -2 часа; 2 модуль – 8 часов; 3 модуль – 2 часа. Количество необходимых часов в каждом модуле может варьироваться в зависимости от степени подготовленности и особенностей развития группы. Группа формируется из педагогов образовательного учреждения. Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек, оптимально - 12 участников (без ведущего). Обучение осуществляется в тренинговом режиме.
Основные требования к организации социально–психологических тренингов: тренинг-класс; свободно передвигающие столы и стулья; доска, флипчарт; видео- и аудиотехника. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю в течение 2 часов с одним 10-15 минутным перерывом, во время которого можно пить чай; возможно, проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 8-12 часов в день).
Итоги апробации программы показали, что педагоги, применяющие на своих уроках интерактивные методы, увеличили количество выставляемых оценок, а также повысили качество обучения. В ученических группах, где работают педагоги прошедшие программу обучения интерактивным методам, наблюдается улучшение психологического климата и повышение уровня сплоченности коллектива. Программа получила высокую оценку со стороны педагогов, и администрации.
Отзыв администрации
на результаты внедрения психолого – педагогической программы
Программа психологического тренинга «Общение + Обучение » является частью постоянно действующего семинара – практикума по программе здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Итоги апробации программы показали, что педагоги, применяющие на своих уроках интерактивные методы, увеличили количество выставляемых оценок, а также повысили качество обучения. В ученических группах, где работают педагоги прошедшие программу обучения интерактивным методам, наблюдается улучшение психологического климата и повышение уровня сплоченности коллектива. Педагогический коллектив уверен, что именно при использовании этих методов снимаются психологические барьеры и человек становиться самим собой. Эти методы создают модели жизненных ситуаций, при которых чувства участников реальны. Именно это обеспечивает прочность усвоения ЗУН.
Фокус – группа с педагогами оценили программу в целом очень хорошо.
Программа показала свою эффективность, и будет реализовываться в дальнейшем, так как важно развивать у специалистов компетентности завтрашнего дня уже сегодня.


Отзывы участников программы
«Эти занятия прекрасно действуют на внутренний мир человека, помогают избавиться от жизненных трудностей, любить жизнь». (Иваненко Н.М., преподаватель экономики и права.)
«Тренинг для меня – урок творчества, юности, «энергизатор» жизни. Обучаясь на тренинге, я задумалась о своей жизни, об отношении к собственным детям и к своей работе ». (Борисова Н.П., мастер производственного обучения.)
«Обучаясь, я почувствовала уверенность в своих силах. Такие занятия обязательно нужны для профессионального роста». (Обухова Т.Н., мастер производственного обучения.)
«Тренинг был построен так, что было все доступно. Появились во мне новые качества, которые раньше не замечала. Научилась доступно объяснять ученикам сложные темы». (Панчишкина С.Н., преподаватель химии и биологии.)
«Участие в тренинге дало возможность овладеть новыми формами работы на уроках». (Смирнова Е.Н., преподаватель специальных дисциплин.)
«Этот тренинг для меня дал мощный заряд для работы. Постараюсь укрепить свои знания и приобретенные навыки в процессе своей работы». (Глазова А.В., социальный педагог.)