«Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью был…» Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».


ТЕМА: «Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…»
Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».
Цели:
Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование:
«Реквием» Моцарта (аудиозапись)
Репродукции картины Васнецова "Плащаница", картины Рембрандта "Снятие с креста", картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Презентация « Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…»
Эпиграфы к уроку :Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством,своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любвидо потрясающего по своей глубине "Реквиема".
К. Паустовский.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
А.Ахматова.
Ход урока
Организационный момент
1. ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Моцарт «Реквием»)
- Ребята, кто автор знаменитого музыкального произведения «Реквием»?
- Каково ваше впечатление от услышанного? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает?
(Это торжественная, грустная, скорбная музыка...)
- Как вы думаете, почему именно с этого музыкального произведения, мы начали наш урок?
(Это одно из любимых произведений А.Ахматовой)
- Так о чем же и о ком, как вы думаете, мы будем сегодня говорить на уроке?
2. Объявление темы и цели урока.
III. Работа над темой урока.
Ребята, какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
(Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; т.о. автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты).
Слово учителя.
Анна Ахматова… Какое величественное имя! Но его пытались стереть из памяти народной, вычеркнуть из русской литературы. В начале учебного года, по теме «Серебряный век русской поэзии» мы говорили об Ахматовой, окутанной загадочной любовной дымкой, несколько экстравагантной. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомильонного народа», той, чья материнская скорбь потрясает силой своего страдания и сегодня.
Мы будем читать «Реквием»
Прежде чем начать работу над поэмой, давайте подумаем над его названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
Лексическая работа.
- Что такое "реквием"?
(В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение).Толковы словарь С.Ожегова
У католиков: богослужение по умершему.
Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.
История создания поэмы.
Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался "РЕКВИЕМ".
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: "Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?", она ответила: "А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти".
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа.
Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в "Реквиеме" поэтом скорби.
В 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.
"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: " Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"

Историческая справка о судьбе Л.Гумилева
Слово учителя:
Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.
В 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия.
В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех». Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".
Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.
Исторические и литературные параллели
Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.
Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.
(Сообщение учащихся)
Ахматова находилась под пристальным вниманием как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она постоянно чувствовала на себе настороженный взгляд "Усача" (так называла она Сталина) и жила под угрозой каждодневного ареста.
Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений.
Чтение и анализ поэмы
Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы, она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.
- Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)
— Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)
- Определите жанр этого произведения.
(Задумывался как лирический цикл, позднее был назван поэмой)
- Какова композиция этого произведения?
(Сложная, состоит из нескольких частей, речь идет от имени лирического героя, это «двойник» поэтессы, авторский прием, выражения мыслей и чувств).
- Ребята анализируют каждую часть поэмы.
- Выступление чтецкого ансамбля – гл. «К смерти».
- Глава «Распятие» вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на неутешительные страдания. 10 гл. – кульминация поэмы. Небольшая по объему, она несет огромную смысловую нагрузку. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа.
Читая главу «Распятие», невольно вспоминаешь картины Рембрандта, Рубенса, Васнецова. На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери – она всегда рядом со страдающим сыном.
Евангельский лик женщины на картине Васнецова "Плащаница" напоминает икону скорбящей матери.
Больше всего поражает картина Рембрандта и Вендена "Снятие с креста". На картинах изображена фигура матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо, обезображенное страданием. Современные художники увлечены этой же тематикой. Очевидно, библейский сюжет вечен.
В поэме нет гипербол. Горе, которое испытывает «стомильонный народ», уже невозможно преувеличить.
- Прослушивание аудиозаписи. Голос А.Ахматовой. Часть Эпилог
- Реквием мелодичен. Прослушивание аудиозаписи симфонического оркестра, большого хора и солистка. Музыка Владимира Дошкевича, солистка Елена Камбурова (1989г. первое исполнение).
Чтение стихотворения Е.Евтушенко «Памяти Ахматовой»Итог урока
Домашнее задание