Туристско – краеведческий маршрут «Если с другом вышел в путь….»


КГУ «Докучаевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Областной заочный конкурс методических материалов
«Лучшее туристское путешествие»
Туристско – краеведческий маршрут
«Если с другом вышел в путь …»
Авторы: Ким Л.Р. - педагог – организатор,
начальник лагеря «Достық»
Шаяхметова Р.У. - организатор лагеря «Достық»
2015 год
Пояснительная записка
Детский отдых и оздоровление – неотъемлемая составная часть жизни социума, закрепленная Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О правах ребенка». Принципиальную важность имеют выступления Президента нашей страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организация их занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и активной жизненной гражданской позиции. Все это указывает на актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей.
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Пешеходный туризм — массовый и доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно выходят миллионы людей.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Главная задача группы пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Одной из форм организации летнего отдыха детей и подростков является профильный палаточный лагерь, который позволяет малыми средствами, но с высоким педагогическим эффектом оздоровить большое количество воспитанников сельской школы. В условиях палаточного лагеря были проведены двухдневные походы с участием 40 учащихся 3-х школ района.
«День, прожитый ребенком на природе
среди рощ и полей, стоит многих,
проведенных им недель на учебной скамье.»К.Д.УшинскийТуристско – краеведческий маршрут
«Если с другом вышел в путь….»
Цель похода: организация активного отдыха и обучения детей и подростков в условиях летнего палаточного лагеря, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма средствами туризма и краеведения.
Задачи:
воспитание бережного отношения к родному краю;
формирование системы отношения, основанных на принципах общечеловеческих ценностей;
создание условий для углубления, практического освоения и закрепления знаний,
умений и навыков по туристской подготовке;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
развитие у детей творческих способностей и умений самостоятельно заниматься
поисково-исследовательской деятельностью.
Реализация данной программы рассчитана на срок одной полной лагерной смены, возраст участников 10-16 лет.
Вид туризма: пешеходный
Протяженность: 18 км
Продолжительность: 2 дня
Время проведения: июнь – июль 2014
Количество участников: 40 человек
Участники похода: учащиеся 5 -9 классов, вожатые, педагог – организатор, инструктора.
Ожидаемые результаты
Данное путешествие:
формирует систему межличностных отношений, основанных на принципах общечеловеческих ценностей;
способствует физическому и духовному оздоровлению, пропаганде здорового образа жизни;
формирует устойчивый интерес и увлечение к туристско-краеведческой деятельности;
овладению навыков самостоятельной организации быта.
В путешествии дети и подростки научаться:
осознанному пониманию и сопричастности к историческому наследию своей малой Родины;
проводить исследования, обрабатывать собранные материалы;
составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и различным особенностям данной местности;
ставить палатку, разводить костер;
оказывать первую доврачебную помощь.
План похода
Этапы Мероприятия Ответственные
I. Подготовительный 1. Выбор и изучение района путешествия. Командиры
2.Определение основных целей путешествия. Активы отрядов
3. Разработка маршрута. (Прил. № 2) Штурманы похода
4. Формирование команды. Вожатые
5. Подобрать картографический материал, нанесение на карту всех исследуемых объектов и препятствий, пунктов мед. помощи и т.д. Активы отрядов
6. Распределение заданий по отрядам для изучения флоры и фауны родного края. Педагог-организатор
7. Повторение техники безопасности в условиях похода и бережного отношения к природе. (Прил. № 13) Педагог-организатор
8.Заготовка продуктов питания и аптечки первой медицинской помощи согласно списка, утвержденного директором школы и школьной медсестры «Повара» и «Санитары»,
выбранные с отрядов
II. Основной Продвижение по маршруту:
1.Подношение цветов памятнику погибшим в годы ВОВ, памятнику В.В. Докучаева
2.знакомство с флорой и фауной р. Карагайлинки, акция «Чистый берег», сбор фотоматериала:
изучение природного ландшафта степи, сбор растений для гербария, фотоматериала.
привал на Корейском озере:
акция «Живи, родник, живи!»;
акция «Очистка леса от сухостоя» (Прил.№8);
акция «Поможем муравейнику»
игра «Робинзонада» (пр.№3)
Посещение памятников великих людей родного края у с. Шокай
Участвует все отряды
Свободное время провождение (подвижные игры, катание на лодках, рыбалка, ужин, песни у костра, ночевка) (приложение - презентация)III. Заключительный 1.Разработка методических рекомендаций, создание альбомов
Прил. № 4, №5, № 6-презентация, №10, № 11, №12. педагог-организатор, участники похода
2. Сбор и обработка материала для исследований педагог-организатор
участники похода