Разработка учебно-тренировочного занятия по волейболу для девушек
Урок 10. Народные промыслы. Работа с текстильными материалами (апплицирование). Матрешка
Цели деятельности педагога
Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью; познакомить с историей матрешки; учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Матрешка, ткань, волокно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фукурума
Образовательные ресурсы
· http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-matreshku.html
· http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/389/70389912_5_4_4.jpg
· http://www.silverbearcafe.com/private/07.10/images/oshkas-dolls.jpg
· http://www.neobroker.ru/img-org/tovar-44589.jpg
· http://www.russianlegacy.com/catalog/images/matryoshka_traditional/LADA-595.jpg
· http://newpic.su/request/x0pkknz6j4nl62grj6fk5b054ecwxztv0ift7fzp/image59034bp.jpeg
· http://www.tunnel.ru/userfiles/ck/images/5629/Bitlz_002.jpg
Наглядно-демонстрационный материал
Иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы); образцы изделий – матрешки; настоящая матрешка, кукла Фукурума; таблица «Последовательность изготовления матрешек»; виды ткани
Оборудование
Учебник, рабочая тетрадь; кусочки ткани, клей, ножницы; материалы для отделки изделия – тесьма, блестки, бисер
Планируемые образовательные результаты
Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам.
Предметные: закрепят знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью.
Метапредметные:
· регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;
· познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»;
· коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек
Ход урока
Этапы урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
I. Подведение
к цели урока
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Заслушивает сообщения учащихся о работах, сделанных на прошлом уроке.
– Дымковская игрушка ценится во всем мире. Аналогичных игрушек нет нигде. Но все-таки символом России стала совсем другая – куколка. Вы можете назвать ее. Конечно, это матрешка
Рассказывают о поделках
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Уст-
ные ответы
II. Освоение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ об истории матрешек. Работа
с учебником
(с. 30).
Просмотр мультимедийной презентации
или изделий
– Прочитайте стихотворение в учебнике и расскажите, как вы его понимаете. В чем секрет русской матрешки?
Читает стихотворение:
Цветастое платье, румяные щечки!Ее открываем – в ней прячется дочка.Матрешки танцуют, матрешки смеютсяИ радостно просят тебя улыбнуться!Они к тебе прыгают прямо в ладошки – Какие веселые эти матрешки!
– Матрешка – наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
В девяностых годах XIX века в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика-мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане,
Рассматривают изделия; анализируют информацию, делятся впечатлениями, рассказывают о том, что особенно поразило в первой встрече
с творчеством народных мастеров-матрешечников
Фронтальная
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о матрешках.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: проявляют желание узнать и научиться новому
Уст-
ные ответы
переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя Матрена тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки». Имя Матрена символизирует богатырское здоровье, успех, благополучие.
(См. дополнительный материал к уроку.)
Знакомство
с профессиями резчика
и игрушечника. Работа
с учебником (с. 32)
– Из чего сделана игрушка? Как называется профессия мастера, вытачивающего игрушку?
– Прочитайте об этих профессиях в учебнике
(с. 32).
Организует беседу по вопросам.
– Что делает резчик?
– Какими инструментами он работает?
– Что делает игрушечник?
Читают статью в учебнике, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают
на вопросы
Фронтальная
Личностные: имеют желание
узнать и научиться новому.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания
Уст-
ные ответы
Беседа «Особенности создания матрешки»
– Рассмотрите матрешку и расскажите о ней. Из каких операций, по вашему мнению, состоит процесс создания матрешки? Расставьте технологические операции в нужном порядке.
Слушают учителя, рассматривают изде-
Фронтальная
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей беседе,
Уст-
ные ответы
Учитель прикрепляет к доске листочки с написанными операциями в любой последовательности. Учащиеся должны их расставить в нужном порядке.
Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум восьмиместные, а в последние годы появились 35-местные, даже 70-местные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-местная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу надевается на донце. Благодаря тому что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Подготовка формы под роспись. Форму шкурят
и грунтуют.
лия; анализируют информацию, отвечают на вопросы; сравнивают изделия, узор; участвуют
в коллективном обсуждении, формулируют вывод
соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: общеучебные – умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек; умеют сравнивать узоры, используемые в росписи изделий народных промыслов, наблюдать и выделять в процессе рассматривания матрешек особенности их росписи, анализировать способ создания
Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.
Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость
Физкультминутка
Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
III. Твор-
ческая практическая деятельность
Организация рабочего места
Проверяет организацию рабочего места
Организуют рабочее место
Фронтальная
Познавательные: общеучебные –умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.
Организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать»
– Сегодня мы будем делать матрешку, но способ изготовления будет нетрадиционным. Каким? Давайте посмотрим. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его по заданному плану.
Анализируют конструкцию изделия,
Фронтальная
Личностные: имеют знания о гигиене труда.
Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно
Уст-
ные ответы
Как называется техника, в которой мы будем делать изделие? Какие материалы нам потребуются для работы? Что вы знаете о ткани? В чем отличия разных видов тканей? Каков порядок работы над изделием?
Демонстрирует приемы разметки на ткани, привлекает учащихся к обсуждению: «Как украсить изделия?» и т. п.
узнают
и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план работы над изделием, проговаривают его вслух
выделять и формулировать познавательную цель, производить логические мыслительные
операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода
об элементах декора и росписи,
определения материалов, ин-
струментов и приемов работы.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; составляют план выполнения работ на основе слайдового плана.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
Практическое задание
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Выполните матрешку в технике аппликации
Отбирают инструменты в зависимости от вида работы; выстраивают последовательность реа-
Индивидуальная
Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.
Регулятивные: умеют контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Изготовление матрешки в технике аппликации
лизации собственного замысла; выполняют поделку
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности
Выставка работ учащихся
Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ
Рассматривают поделки, оценивают
Фронтальная
Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивание за работу на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
Организует беседу по вопросам:
– Какую технику работы вы сегодня использовали для создания поделки?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Фронтальная
Заключительное слово
Читает стихотворение:
Ой ты, барышня-матрешка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты, барышня-матрешка,
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
Слушают учителя
Фронтальная
Уст-
ные ответы
– Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем чем больше труда вложено в матрешку, тем это произойдет быстрее. Пусть матрешка, которую вы сегодня сделали, принесет тепло и уют в ваш дом
Домашнее задание
Объясняет домашнее задание, показывает образцы.
– Подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали. Рассмотреть в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполнить один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложить в папку достижений. Принести на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки
Слушают учителя
Индивидуальная
Дополнительный материал к уроку 10
Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен каждому. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.
Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. Различают несколько вариантов росписи матрешек: семеновская, сергиево-посадская и другие.
15