ЭССЭ м.Н.Иванова.«Классный руководитель – организатор деятельности учащихся, способствующей духовно-нравственному развитию их личности»
ЭССЕ
Классного руководителя Ивановой Марины Николаевны- учителя начальной школы первой квалификационной категории МБОУ Гимназия №23 г. Химки на тему: «Классный руководитель – организатор деятельности учащихся, способствующей духовно-нравственному развитию их личности»»
Душа ребёнка святостью чиста,
Жива и радостна от любви внимания,
Она светла, наивна и проста,
И вдохновенно ищет понимания.
Душа ребёнка близкими живёт –
Учась в семье гармонии и братству,
Она Судьбы дорогу познаёт,
Что приведёт её когда-то к счастью.
Душа ребёнка лёгкая, как пух,
Она красива и стремится к Богу.
Ты укрепи её ранимый дух,
И укажи на Истины дорогу.
Елена Ольховик (http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html)
Вопросы духовно- нравственного воспитания очень остро встают именно в наши дни. В современном мире мы все чаще встречаем человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, наглость и хамство. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) стали внутренними стимулами развития личности ребенка.
Работая в начальной школе, я могу сказать, что школа даёт не только общее образование, но и оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности, раскрытие ее способностей, а в дальнейшем также на самоорганизацию и самоопределение.
Изучение внутренних особенностей каждого из моих воспитанников помогает найти путь к их сердцу и раскрыть их как личность.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
Не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания.
Передо мной, как перед классным руководителем встает задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными. Развивать духовно-нравственные качества личности ребенка в начальной школе можно с помощью игры. Игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Я стараюсь жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, учить их быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми, нести детям добрую энергию.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное воздействие. При выборе нравственных примеров из художественной литературы, фильмов, истории , выделяются личности, творящие добрые дела - приятные и симпатичные, а носители пороков вызывают неприязнь.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и, тем самым, активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых в качестве примеров для подражания. В моей педагогической копилке у меня есть список художественной литературы, детских фильмов, мультфильмов по теме формирования нравственных качеств учащихся (См. приложение).
При воспитании младших школьников я часто использую рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий из жизни, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Необходимо подбирать рассказы по возрасту детей с учетом их возможных переживаний и осмыслений.
Хорошо, когда рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка также имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Часто применяема в моей работе этическая беседа – диалог воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает точки зрения детей, и ученики и педагог сотрудничестве приходят к нормам нравственности. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, усвоение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
В своей работе с детьми особое место я выделяю для раскрытия индивидуальных качеств личности ребенка. Такую функцию выполняет театральный кружок. Как показала практика, на занятиях по актерскому мастерству дети четко реагируют на тонкости морального содержания сюжета и духовных качеств героев сцен, пытаются анализировать, делают вывод, обличая пороки и выделяя нравственные нормы личности человека. Хороший результат дает и проведение тематических праздников, детских мероприятий совместно с родителями.
В нашей школе традиционно проводятся экскурсии, на которых ребята не только узнают информацию, но и практикуют общение, более тесно сплачивается коллектив класса, формируются духовно-нравственные принципы и норма морали.
Я считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет важное значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Дети стараются подражать своему учителю. Если в отношениях между учителем и учениками присутствует душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой.
Также я полагаю, что воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что сначала я четко представляю себе, чего я хочу добиться от детей на данном этапе работы с ними, какими хочу видеть их в конце учебного года, что я могу изменить и чего ни в коем случае нельзя делать. То есть на основе анализа своей работы я определяю воспитательные задачи, вследствие чего, серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. Особое внимание я уделяю совместной деятельности учеников и взрослых, привлекая к работе с классом родителей.
Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Лишь при их участии формирование активной гражданской позиции учащихся будет эффективным.
В процессе обучения я стараюсь помогать ребятам, поддерживаю их инициативу, стараюсь видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и поощрить его. В конце учебного года я готовлю для ребят грамоты, памятные подарки, благодарственные письма.
Моя система работы с классом позволила добиться положительных результатов. Ребята раскрылись в своей одаренности, отношения в коллективе дружелюбные, дети научились сопереживать друг другу, поддерживать друг друга, не осуждать, появилась терпимость в отношениях, дети делятся добротой, ну и конечно все вместе организуют праздники. И радуюсь я, смотря на то, как то семечко моральных ценностей, посаженное в детскую душу, начинает давать свои плоды. И пусть, что их еще не так много, и они не всегда крупные, но они ЕСТЬ!!!
Я люблю всех своих учеников. Всяких: добрых, отзывчивых, а иногда шаловливых и капризных, способных и не очень. Без любви к детям не стоило бы и браться за работу педагога, без любви невозможно воспитать человека с высокими духовно-нравственными понятиями, обладающего возвышенными человеческими чувствами -любовью и милосердием к людям, природе, жизни, всему что его окружает. Без любви трудно воспитать человека, имеющего цель - созидание, человека мыслящего, анализирующего, умеющего принимать решения и придерживаться своего жизненного направления.
В приложении я предлагаю ознакомиться с планированием системы проведения мероприятий по формированию духовно- нравственных ценностей учащихся, предложением тем по проведению классных часов в воспитательной деятельности и с программой воспитательной работы по воспитанию моральных качеств классного коллектива с приложениями к нему.
Надеюсь, что все цели, которые я поставила перед собой, как перед классным руководителем, будут достигнуты, и мои ученики выйдут из стен школы людьми с четкой гражданской и жизненной позицией, сформированными нравственными качествами, людьми, способными жить в коллективе, привнося добро и милосердие к другим.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Система мероприятий по реализации программы духовно- нравственного развития младших школьников
Я, моя семья, мои друзья.
Классный руководитель: Иванова Марина Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Гимназия №23 г.Химки
Пояснительная записка.
Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, данного периода воспитания, что я могу изменить и чего не должна делать.
Важно определить содержание и направление работы с детьми. Вместе с родителями планируем и осуществляем данное действие. Сотрудничество семьи и школы я считаю очень важным в осуществлении цели и задач воспитательной работы. Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. В планировании работы с классом выделяю гуманистическо-культурологическую концепцию воспитания. При осуществлении воспитательного процесса с учащимися использую современные педагогические технологии (технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического разрешения конфликта, технология этической беседы, организации групповой воспитывающей деятельности и др.), отдаю предпочтение технологии создания ситуации успеха.
Рекомендуемые мероприятия по реализации программы духовно- нравственного развития младших школьников
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?» Дискуссия «зачем я хожу в школу?» Откровенный раз-говор «Что в шко-ле хорошо, а что мне не нравится?» Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»
«Как правильно отдыхать?» «Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося)
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы) Беседа «Что я знаю о своей школе?» Конкурс рисунков «Моя школа» Конкурс сочинений о школе.
Родительское собрание «А дети – это яркие кометы» Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться». Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»
Школа Мальвины «Хорошие манеры»
Об истории хороших манер.
Тест для себя.
Несколько известных истин.
Твой внешний вид.
К тебе гости.
Наши праздники.
Культура речи.
Домашняя библиотека. Откуда взялись правила поведения?
Ты хочешь быть красивым.
Разговор о разговоре.
После третьего звонка.
Чувство времени. Каким я себя вижу?
Я и другие.
Прислушайся. Как ты разговариваешь?
Когда вам люди говорят спасибо? «Я человек, но какой?»
Экслибрис «Портрет друга»
Этическая грам-матика «До дружбы надо вырасти».
Традиции воспитания в России.
Праздник «Будьте добры»
Дискуссионный клуб
«Идеальный друг» «Все легче, если вместе» «Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда»)
Выставочный зал «В мире прекрасного». Конкурс рисунков
«Всякое дело вдвоем веселей» «Доброе братство лучше богатства»
Откровенно
Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»
«Смеемся, грустим, задумываемся».
«Кого называют вежливым?» Я работаю над собой
Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».
Пословицы о нравственных качествах.
Тайны хорошей памяти.
«Кого можно назвать вежливым человеком?» Тест-бюро «Познай себя».
Учение на каждый день.
Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности».
Поговорим о семейных традициях:
Разговор «Я – надежда семьи».
Сбор пословиц о мамах.
Театрализованный семейный марафон.
Диспут «Что такое честь фамилии?»
Конкурс «Бабушкины секреты».
Раздумья на тему «Когда маме грустно». Живая газета «Трудно ли быть мамой?»
Будем заботиться о младших. Составление родословной.
Откровенный разговор «Старость – всегда слабость».
Викторина о ритуалах гостеприимства в русской культуре
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». Конкурс газет «Моя семья – моя радость».
Путешествие в Страну имен. Праздник «Как вас звать – величать?»
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями.
Я – гражданин России.
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Изучение символики Российской Федерации
Москва – столица России.
Проект " Моя малая Родина" Гимн и флаг России.
Экскурсия «Город-герой России- Москва».
История моего города-Химки. Загадки Российской символики.
Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм). Герб и гимн России как произведения искусства.
г. Химки, история создания и его символы.
Экскурсия- нашу культура- наше богатство.
Конкурс рисунков «Моя улица» Конкурс рисунков «Мой город» Викторина «Кто лучше знает свой город» Составление альбома «Мой город самый лучший»
Школа правовых знаний
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? Конституция – основной закон нашей жизни.
Библиотечный урок"Ваши права, дети"
Конвенция о правах ребенка. Игра «Имею право», посвященная Дню конституции
Моя Родина – Россия.
Наше Отечество.
Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» Твоя Россия.
Мы и закон (разбор ситуаций).
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Про великих и знаменитых
Русские богатыри.
Час былины «Преданья старины глубокой» А. Суворов и М. Кутузов,
Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. Поэтический час «Только доблесть живет вечно».
Звездный час «Защитники земли Русской».
Русь державная православная.
Как обувались и одевались в старину.
Зимние игры и забавы. О чем расскажет народный костюм.
Песня народная сердце радует, душу согревает.
(кольцовка песен) Народная национальная одежда. Конкурс народного кос-тюма «Бабушкин сундук» Аукцион народной мудрости.
Посещение в Городском краевед-ческом музее зала этнографии
Час интересных сообщений «Традиции моей семьи».
Конкурс на лучшую находку из семейного архива «Семейная реликвия».
Русский язык – язык добра и света
Парад сказоч-ных героев.
Праздник «Язык родной, дружи со мной!» Библиотечные уроки. Прекрасный и могучий- русский язык. Библиотечные уроки. Прекрасный и могучий- русский язык. Библиотечные уроки. Прекрасный и могучий- русский язык.
Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения)
Инсценировка башкирских и русских народных сказок. Конкурс чтецов
«Любимые герои сказок Пушкина» Поэты- детям
Олимпиады по родным языкам
Героями славится Россия!
Защитники земли русской
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» Книжная выставка «Дни и ночи войны» Книжная выставка «Ни шагу назад!»
Экскурсия в городской парк «Мои земляки – герои воины»
«Славные сыны Отечества» . День Защитника Отечества.
Старты надежд «Вперед, мальчишки!» Конкурс плакатов «Нет войне!»
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» Защита проектов учащихся «Бессмертный полк»- я помню деда, я им горжусь!
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Родительское собрание «С чего начинается Родина» Родительское собрание «Растить гражданина»
ПРАЗДНИКИ
Праздник «Мы твои друзья, природа!»
Изучение правил поведения в природе Дискуссия «Природа и мы»
Игра «Поиск нарушителей законов природы»
Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме «Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
«Терпенье и труд все перетрут?» «Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал? «Кем я буду, когда вырасту?» Почему так говорят «Делано наспех – сделано на смех»?
Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки»
Конкурс «Самая лучшая классная комната»
Конкурс «Самый чистый кабинет» Конкурс «Самый «зеленый» класс»
Акция «Книжкина больница»
Изготовление книжек-самоделок для малышей.
Конкурс рисунков «Сказка-ложь, да в ней намек»- анализ рисунка по сюжету сказки с духовно-нравственной позиции
Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!»
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле).
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися.
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта»
Изготовление гирлянд Изготовление снежинок Изготовление фонариков Объемные игрушки
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!»
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей.
«Шкатулка добрых дел»
Мы – друзья птиц
Акция «Кормушки для зимующих птиц» Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц»
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
Занятия проводит доктор ПилюлькинКлуб «В гости к Мойдодыру»:
Дружи с водой.
Чтоб глаза видели.
Какого ухода требуют уши.
И о коже надо заботиться.
Приятного аппетита.
Крепкие- крепкие зубы. Спокойной ночи.
Клуб «В гости к Мойдодыру»:
Руки и ноги тебе ещё пригодятся.
Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах.
Праздник «Как стать Неболейкой?» Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм?
Наши органы.
Признаки болезни. Болезни грязных рук. По-резы, ссадины и царапины. Диспут «Что может чело-век?» Смотрим телевизор. Клуб «Неболейка»:
Уроки семьи … (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс по-лезных советов «Здоровье – глав-ное богатство». Как одолеть болезнь?
Как настроение?
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».
Полезные и вредные привычки:
Практикум «Как поступить в данной ситуации?»
Родительское собрание
«К здоровому образу жизни».
Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья.
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки»
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».
Тест «Ты – сова или жаворонок?» Тест «Как ты к себе относишься?» Тест «Доволен ли ты собой?» Тест «Ты и твой характер»
Методика незаконченных предложений:
Мне нравится… Я хочу… Я боюсь … Мне тревожно…
Час откровения:
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. Никогда никому не завидуй.
Злые чувства – враг здоровья души. Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного.
Этические беседы:
Будь непримирим к грубости Недопустимость кличек и прозвищ Не будь равнодушным Ты против лжи, нечестности!
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Темы классных часов, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся 1-4 классов
№ Тема классного часа.
1 Знакомство. Будь моим другом!
2
3 Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!( Не делай другому того, чего себе не желаешь)
Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
4 Как правильно общаться.
5 По одежке встречают...
6 Благодарности много не бывает!
7 «Приятного аппетита!»Этикет за столом.
8 Моя страна- моя судьба!
9 Кто кого обидел или Кто виноват?
10 Один раз соврешь, второй - не поверят
11 Кто с нами рядом? О сострадании и милосердии.
«Возлюби ближнего своего»
12 Я и моя семья.
13 Мама- как много в этом слове.
15 Человек... Кто он? Что он?
16 Заповеди – нравственные законы жизни для всех людей.
17
18 Кто я?
Если я только для себя, то зачем я?
20 Да..., были люди в наше время....
21 В каком народе живёшь, того и обычая держись
Русская пословица.
22 В человеке все должно быть прекрасно...
23 Кто строит судьбу моей страны? ( Вклад каждого человека( разные профессии, волонтеры))
24 Герои Родины моей....
25 Вместе -мы сила!
26 Время можно потерять.... (о потерянном времени)
27 Что главное в жизни для меня?
28 Мои цели.
29 Главные черты характера человека
30 А что такое счастье?
31 Кому легче( о решении проблем)?
32 Не будь глухим к тем, кому нужна помощь( о детях- сиротах и др. категориях людей)
33 Пусть всегда будет МИР!
34 МИР-ЭТО ЛЮБОВЬ!Подведение итогов за год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для родителей
Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.
Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?
Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?
Для детей.
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать, твое любимое занятие?