Статья Классный руководитель — организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно — нравств.


Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Источником нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних  пор.
Основы нравственности  утверждали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и В.Н. Сухомлинский. 
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним..
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересом других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)
нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, кротости)
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний)
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности)

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность» «воспитание»
В словаре Ожегова мы можем прочитать, что
Нравственность – это «правила определённого поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. А также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении и поступках»
Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с прнятами в обществе моральными устоями.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи. Развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (И.Г.Песталоцци).
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умение анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы – в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее, развиваются логически правильная речь и воображение. «Всё, что есть в речи логического, протекает из наблюдений человека над природой, - писал великий педагог К.Д.Ушинский, - а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о животных, о погоде и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.
Основные цели ознакомления младших школьников с окружающим миром, остаются неизменными на протяжении всего обучения в начальной школе. Это:
-приобщение детей к социальному опыту и культуре
-воспитание правильного взаимодействия с природой и социальной средой
-формирование знаний о природе, человеке и обществе
-формирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции и общей культуры
-воспитание высших духовно-нравственных чувств


Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:
-ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании, отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как к единству природы и духовно-нравственного начала
-ценность родной земли, Родины, производительного труда на родной земле.
-ценность здорового образа жизни и одухотворённости человека
.Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита. В русской православной культуре преклонение перед матерью и материнством нашло отражение в культе Богородицы.
Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В старину был «Домострой», в котором содержались указания «как детям отца и матерь любить и беречь и повиноваться и покоить их во всём». В «Домострое» создан образ-идеал семейной жизни того времени. Многое в «Домострое» не приемлемо в наши дни. Значит надо придумать что-то другое.
В первом классе я предлагаю детям составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью. Начинаю такое занятие с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть
Во втором классе при разговоре о семье важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». Ребята рассказывают не только о традициях в своей семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция и как долго она существует в семействе.
В преддверии этого занятия предлагаю составить «Древо семьи». При построении «Древа семьи» учащимся предстоит узнать историю семьи и близких родственников. Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.
Начиная с первого класса, каждый ученик создаёт альбом своих творческих работ. В течение всех лет обучения в начальной школе, детям предстоит выполнить систему заданий в этом альбоме: написать сочинение, нарисовать, выполнить какое-то задание. Предлагаю такие темы: «Я веточка на родовом древе», «Мой папа – богатырь», «Моя мам – русская красавица» «Моё имя и его небесные покровители» и другие.

Например, в мини-сочинении «О семье» Корытник Аня написала: «моя семья состоит из семи человек. Так в принципе и должно быть, потому что в самом слове семья отчётливо различима цифра 7. Я очень люблю свою семью.

Морковичёв Илья сделал такой вывод:
«Семья необходима взрослым и детям, чтобы жить вместе и заботиться друг о друге.»





)..Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в раздела «Россия – твоя Родина» очень удачно подобраны темы: «Родина – что это значит?», «Родной край – частица Родины», «Как Русь начиналась»
.Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае.
Так я говорю ребятам о том, что семья является частью нашего города, и поэтому от того, какими мы являемся гражданами нашего города, зависит, какими мы будем гражданами своей страны. Поэтому на уроке окружающего мира, знакомя ребят с историей нашей страны. сначала мы говорим об истории нашего города. Я предлагаю им придумать, почему наш город так называется, кто-то из ребят сам придумывает различные рассказы, а кому-то родители помогли найти легенду названия нашего города. После этого мы с ребятами идём в краеведческий музей, где сотрудники музея рассказывают нам об истории возникновения нашего города, и его различных названиях. На уроке мы совершаем экскурсию по большим предприятиям нашего города, знакомимся с храмами и городскими достопримечательностями. Так же предлагаю ребятам посмотреть, как изменился наш посёлок, и проводим викторину « Узнай уголок родного посёлка». И как итог изученного мини-сочинение на тему « Я горжусь тем, что живу в этом посёлке ».

Изучая символику нашей страны, я обращаюсь и к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что у нашего посёлка тоже есть свой герб и что на нём изображено. Затем я предложила ребятам творческое задание. Они должны были придумать герб для нашей школы Работ было много, и каждый из ребят старался доказать, что его герб самый лучший.

Я очень люблю историю и мне нравится, что в данном курсе много исторических сведений. Во-первых, дети учатся воспринимать текст исторического содержания, работать с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», А во-вторых, знакомятся с историей своей Родины, своего народа.. Потому что, как сказал А.С.Пушкин «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной, есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».
На уроках, посвящённых теме «Как Русь начиналась» предлагаю совершить путешествие в прошлое и познакомиться с нашими предками – славянами, их жизнью, традициями, верованиями. Очень жаль, что в учебнике и в тетрадях мало материала на эту тему. Но зато есть возможность ученикам самостоятельно поработать с дополнительной литературой. Делю класс на группы и каждая группа готовит свою тему: «Расселение славян», «Языческие верования славян», «Первые русские князья», «труд на земле» На уроке происходит обмен информацией.
«Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в раздела «Наши предки – славяне» ребята узнают о том, что в языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во всё живое. Нашим далёким предкам душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию
между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью, последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.
Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство.
Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
в области формирования личностной культуры;
в области формирования социальной культуры;
в области формирования семейной культуры.
Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора:
духовное развитие – «становиться лучше»,
укрепление нравственности – поступать согласно своей совести,
формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе.
Младшие школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все её виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.
Но я хочу акцентировать внимание на формировании духовной нравственности средствами чтения.
Велика роль чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
В практической деятельности мы с детьми я уделяю большое значение работе с детскими книгами. Для совместного чтения подбираю такие произведения, которые соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Направленность тематики чтения по классам, яркое тому подтверждение: 2 класс – семья, школа – отношения между сверстниками, человек и природа; 3 класс – детство, отношение между взрослыми и детьми; 4 класс – отечество, мы и мир вокруг нас.
Большого внимания заслуживают слова-обращения к детям детских писателей, с которыми я знакомлю детей на занятиях совместного чтения.
Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
В.А. Осеева « мало уметь читать, надо уметь думать, думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных»

Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются что-то не понимают и кажутся плохими Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет.»

М. Горький (Алексей Максимович Пешков) в одном из писем писал детям «Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, когда будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!»

Э.Ю. Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан»

Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу «Плохо быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость».
Анализируя поступки и поведения детей в произведении В. А. Осеевой «Пёрышко» дети уличают Федю в нечестности, нахальстве, лживости, а порядочный, застенчивый, стыдливый Миша не проявил настойчивости, не сумел отстоять правду в силу того, что оказался в данной ситуации мямлей, не смог внятно и спокойно всё объяснить. Без детского внимания не остались одноклассники Феди и Миши. Равнодушие, безразличие, несправедливость тронули детские души.
Знакомлю детей с тем, что читали прабабушки и прадедушки и узнавали мир» (из учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого). После знакомства с произведениями К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого дети приходят к выводу «Чтобы стать сильным, умным и ловким нельзя полагаться на услуги других» (К.Д. Ушинский «Гуси»), «Уважай старика: сам будешь стар» (К.Д. Ушинский «Дедушка»), «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом» (К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»), «Ты в ответе за тех, кого приручил» (Л.Н. Толстой «Птичка»), «Раз обманул, второй – не поверят» (Л.Н. Толстой «Лгун»).
История про замечательного мальчика Власа потрясла детей. Ребята прониклись чувством глубокого уважения к «малюточке» из отрывка Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». Самые добрые слова были сказаны детьми в адрес Муравья, который целое лето трудился. Стрекоза получила по заслугам: дети справедливо уличили «попрыгунью» в беззаботности, безделии (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).
Раздел «Сказки для детей и о детях» (литературные сказки писателей России). Дети познают горький, но справедливый урок: «Не падай духом! Не умирай раньше смерти!» в сказке Л. Пантелеева «Две лягушки». После детального изучения сказки Е.А. Пермяка «Две пословицы» второклассники осознанно делают вывод «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Чтение каждого произведения сопровождается рубрикой «Слушай, читай, размышляй, играй», где наряду с вопросами по содержанию, даю проблемные задания. Русская народная сказка «Привередница» (пересказ В.И. Даля). Характеризуя главное действующее лицо Малашечку, дети знакомятся со смыслом народных пословиц «Родительское слово на ветер не молвится», «Сделав худо – не жди добра. Ошибайся, но сознавайся». Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».

Строя учебные диалоги я стремлюсь, с одной стороны, к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.
Существуют разные формы занятий чтением, но их объединяет одно – они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А это общение, совместная деятельность, которые, как известно, помогают сплочению детского коллектива.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, посвящённые Дню Победы, литературные вечера, Дни духовности и культуры предполагают встречи с интересными людьми.
В классе проводятся праздники:
Сентябрь (День знаний)
Октябрь (Посвящение в ученики – первоклассники)
Ноябрь (Дни духовности и культуры)
Декабрь (Крещенские чтения)
Январь (Рождество Христово)
Февраль (Неделя патриотической песни)
Март (Неделя малышей)
Апрель (Пасха)
Май (День славянской письменности)
Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 3 классе. Его тема: «Мир человеческих отношений» Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Классный час проходил в форме викторины и назывался «Можно – нельзя».
На классной доске помещён рисунок с изображением совы – символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости и счастья.
Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос – ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:
Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются.
-Что вы можете сказать о таких мальчиках?
В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.
-Как должна была потупить Оля?
После того как ребята выскажут своё мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплён к сове и читаю «мнение» СОВЫ.
В одном из конвертов было сразу три вопроса. Это означало блицтурнир. В другом конверте была команда – провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, спев любимые песни.
А в конце викторины была прочитана статья Л.Н. Толстого «Беседы с детьми по нравственным вопросам»
Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы и вызывает активность даже у пассивных ребят.
Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и конкурсы . и турниры.
Весёлые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Не менее важным этапом работы по духовно-нравственному воспитанию является целенаправленная работа по краеведению. Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению посёлка, как окружающего ребёнка микроклимата. Создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном для него уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т. д Стараюсь разнообразить эту работу. Здесь и экскурсии по улицам посёлка «Улицы говорят», и посещение школьного музея. Беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т п. Интересно прошёл классный час на тему: «Мой край – Уваровка родная.» (сценарий прилагается)
Такая кропотливая работа даёт свои результаты. На вопрос: «Чему научились за год?» дети написали, что научились любить свою Родину, свой посёлок, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Детский коллектив живёт согласно урокам хороших манер.. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое отношение к жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу жизнь ещё лучше.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, с природой, культурой, цивилизацией.














13PAGE 15


13PAGE 141415


13PAGE 15


13PAGE 14815




  ":<>PRTjlnprэРисунок 415