Внеуросное занятие Разговор о правильном питании Самая вкусная и полезная каша 1 класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Сергиев Посад»
Районный семинар по теме: «Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила».
Внеурочное занятие по курсу «Разговор о правильном питании».
ТЕМА: «Самая вкусная и полезная каша».
23 января 2014 г.
Составила и провела
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Власова Светлана Анатольевна
Цели: 1) дать учащимся представление о завтраке как обязательном
компоненте ежедневного меню, различных вариантах завт-
рака;
2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русской
кухни, его пользе для здоровья;
3) воспитывать культуру поведения за столом во время еды.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, музыка, альбомные
листы, цветные карандаши, клей, трафареты.
Ход занятия.
(дети сидят группами по 4 – 5 человек)
1. Актуализация знаний.
- Прозвенел звонок на внеурочное занятие по курсу «Разговор о правильном питании».
- Вспомните, какие полезные продукты вы съели за неделю.
- А как правильно надо питаться, чтобы вырасти здоровым и сильным? Сколько раз в день должен питаться человек?
- Перечислите приёмы пищи.
(завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин)
- Вспомните и назовите основные правила гигиены питания, которые мы вывели на прошлых занятиях и уже знаем:
* Мою руки перед едой с мылом,
* Мою фрукты и овощи перед едой кипячёной водой,
* Ем небольшими кусочками, не тороплюсь,
* Не разговариваю во время еды,
* Ем в меру,
* Не питаюсь всухомятку,
* Ем в одно и то же время.
- Всё это записано на плакате (учитель открывает плакат с правилами).
2. Постановка цели занятия.
- Какой приём пищи, по – вашему мнению, является обязательным?
- Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно – кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам.
- А что вы, обычно, едите на завтрак?
( учитель выслушивает ответы детей)
- А кто догадался о цели нашего занятия?
- Сегодня мы узнаем о пользе пищи, которую надо обязательно есть утром.
3. Игра «Составь меню на завтрак». Сообщение темы занятия.
- Сейчас вам предстоит составить один из вариантов завтрака.
(на партах заготовлены названия блюд, дети выбирают и наклеивают их на альбомный лист).
- Посмотрим, что вы нам предлагаете на завтрак.
(каждая группа выходит к доске и озвучивает своё меню).
- Молодцы!
- Что, по вашему мнению, служит лучшим блюдом на завтрак?
(ответы детей)
- Тема нашего занятия так и звучит «Самая вкусная и полезная каша».
(1 слайд)
4. Работа по теме занятия. «Приглашение в гости к Сороке-Белобоке».
- Ребята, вспомните, кто из известных героев стихотворения варил замечательную кашу?
(Сорока-Белобока)
Сорока-Белобока: - Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как я живу.
( дети рассаживаются за стол)
- Мы в гостях у Сороки-Белобоки. Вспомним, как надо вести себя за столом, в гостях.
(дети вспоминают правила этикета за столом)
Сорока-Белобока: - Вот печка: здесь я пироги пеку, блины. Вот мой чугунок, в котором я кашу варю.
(2 и 3 слайды)
- Сорока-Белобока! Где ты была?
Сорока-Белобока: - Далёко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек созывала, кашкой угощала
- А какой кашкой?
Сорока-Белобока: - Гречневой!
- Гречневой? Как здорово! Наши дети очень любят кушать гречневую кашу и даже стихотворение про неё выучили. Вот послушай Сорока-Белобока:
Каша из гречки –
Вкусней её нет.
Варим в печке –
Вот и готов обед.
Как вкусна
И как ароматна,
Очень полезна
И очень приятна.
- Сорока-Белобока, кого кашей угощала?
Сорока-Белобока: - Этим дала в чашечке, этим дала в плошечке, этим в поварёшечке. Этим на ложечке. А этому – весь масленичек!
- Дети, вкусная ли каша?
- Хороша ты, кашка, да мала ты, чашка!
- Нам понравилась твоя каша, Сорока-Белобока. Она очень полезная. Кто её будет кушать, тот будет здоровым, крепким, сильным.
- Дети, скажите Сороке-Белобоке спасибо и попрощайтесь с ней.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА.
«Летка – Енька»
5. Рассказ учителя о каше.
- Ребята, знаете ли вы, что каша – исконно русское блюдо? Специальная каша варилась в честь любого знаменательного события.
(4 слайд)
Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, её должен съесть молодой отец.
(5 слайд)
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось чуть – чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.
(6 слайд)
У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ними каши не сваришь».
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?
- Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.
- Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
- Ребята, а вы знаете, из чего готовят кашу?
(из крупы)
6. Игра «Узнай кашу».
- А сможете ли вы по крупе узнать кашу?
(каждая группа получает крупу: рис, манка, горох, геркулес, гречка, перловка, пшено)
7. Инсценировка сказки «Спорщицы».
Учитель: - А какая каша самая полезная?
(ответы детей)
- Послушайте сказку.
- «Однажды, стоящая на столе сахарница услышала странные звуки, доносившиеся с плиты, на которой стояли кастрюли:
1 кастрюля: - Пых – пых!
Учитель: Говорила одна кастрюля.
2 кастрюля: - Пых – пых – пых!
Учитель: Отвечала ей другая. Сахарница прислушалась. И вот что услышала:
1 кастрюля: - Я самая вкусная и полезная каша.
Учитель: Пропыхтела гречневая каша.
2 кастрюля: - Нет, нет! Самая вкусная и полезная я.
Учитель: - Возражала ей овсяная каша.
1 кастрюля: - Меня можно варить на воде и на молоке. А если добавить сахар, то я стану ещё вкуснее.
Учитель: Не успокаивалась гречневая.
2 кастрюля: - Подумаешь! Зато если в меня добавить не только сахар, но и варенье или изюм, то я стану ещё более полезной и вкусной!
1 кастрюля: - Зато я наиболее полезная каша.
Учитель: Не успокаивалась гречка.
1 кастрюля: - Во мне больше всего полезных веществ, нужных для здоровья каждого человека.
2 кастрюля: - Во мне тоже есть полезные вещества и много витаминов, которые помогают детям расти здоровыми и сильными.
Учитель: Отвечала овсяная каша.
1 кастрюля: - А если в меня добавить сливочное масло, то я становлюсь во много раз вкуснее.
2 кастрюля: - Ну и что! Я тоже становлюсь от масла вкуснее. Зато у меня два имени: овсяная и геркулесовая.
Учитель: Хвасталась овсянка. Этот спор продолжался бы ещё долго, если бы не вмешался чайник – всей посуды начальник.
Чайник: Я так скажу, любая каша – это полезная еда, которая поможет стать человеку здоровым и сильным. В кашах много витаминов и разных веществ, которые необходимы всем людям, а особенно детям если в кашу добавить ягоды, варенье, изюм или орешки, то она станет ещё вкуснее и полезнее. На свете существует много разных каш: рисовая, перловая
Сахарница: Манная и кукурузная!
Учитель: Подхватила сахарница.
Чайник: Верно! Верно! Все они являются полезными продуктами.
Учитель: Каши успокоились и перестали спорить. Вскоре пришла хозяйка и выключила под кастрюлями огонь.
8. Игра «Свари кашу».
- Ребята, а как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?
(ответы детей)
- Масло делает вкус каши более мягким и нежным.
- Попробуйте отгадать загадки и узнаете, что ещё делает кашу вкусной.
«Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала».
(Соль)
«Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам»
(Сахар)
«Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От Бурёнки берут,
Деточкам дают».
(Молоко)
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?
(ответы детей)
- Сейчас вы украсите свою кашу разными добавками.
(дети берут трафареты и делают их в цвете, украшают «блюда с кашей»)
9. Рефлексия.
- Ребята, на какую тему мы с вами вели беседу?
- Что интересного вы узнали на занятии?
- Для чего мы едим каши?
- Узнайте у родителей рецепт самой вкусной каши в вашей семье. Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Самоанализ занятия «Разговор о правильном питании».
Дата: 23 января 2014 г.
Класс: 1 «Г»
Учитель: Власова Светлана Анатольевна
Тема занятия: «Самая вкусная и полезная каша».
Цель занятия: 1) дать учащимся представление о завтраке как обяза тельном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завт рака;
2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русской
кухни, его пользе для здоровья;
3) воспитывать культуру поведения за столом во время еды.
Данное занятие является вторым по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»?
Занятие имеет общекультурное направление. Форма проведения – кружок. Материал занятия необходим в повседневной жизни детей, опирается на их жизненный опыт.
Во время занятия дети сами определили тему и цель. Учитель только помог чётко их сформулировать.
В процессе занятия формировались УУД: личностные (нравственно – эстетические принципы). Умение вести себя за столом, правила гигиены, «я» – в группе. Регулятивные (помнить и удерживать инструкцию, планировать, контролировать и выполнять действия по-правилу, начинать и заканчивать действия в требуемый временной момент, тормозить реакции не имеющие отношения к цели). Коммуникативные (умение работать в группе). Познавательные. В основе занятия лежит деятельность обучающихся.
Педагог использовал игровую технологию, личностно-ориентированную, проектную. На занятии были созданы условия, способствующие формированию способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию: дети участвуют на каждом этапе занятия, создана творческая, эмоционально-насыщенная атмосфера, учитывались индивидуальные особенности и возможности детей, обеспечена рефлексия.
Учитель создал ситуацию успеха, применял приём поддержки, приём эмоциональной разрядки, чередовал формы работы (групповая, индивидуальная, фронтальная), ученики вовлекались в активную диалоговую деятельность.
На занятии применялись аудио, видео средства обучения, наглядность, осуществлялась обратная связь (коллективная проверка, обсуждение).
Занятие достигло своей цели, на доске был конечный продукт деятельности, проведён совместный рефлексивный анализ.
15