Конспект НОД по познавательному развитию с элементами познавательно-исследолвательской деятельности Воздух — невидимка.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад №1».
Конспект НОД
по познавательному развитию с
элементами опытно-экспериментальной
деятельности во второй младшей группе.
Тема: «Воздух – невидимка»
Воспитатель 1КК: Ковалёва В.Н.
п.г.т. Подгоренский 2015год
Цель: Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении.
Задачи:
1. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимости.
2. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения. Развивать речь, внимание, наблюдательность, речевое дыхание.
3. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Планируемый результат:
Воздух невидим, не имеет определенной цвета, распространяется во всех направлениях , он легче воды, но имеет вес .
Материалы и оборудование:
Весы; 2 одинаковых воздушных шара; стаканы прозрачные с водой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты, острая палочка; мыльные пузыри на каждого ребёнка; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке.
Словарная работа:
Прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, лаборатория, пузыри.
Ход НОД:
(Из-за дверей доносятся звуки, шум сильного ветра)
Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?
(В комнату на воздушных шариках влетает лягушонок) .
Дети здороваются с лягушонком.
Воспитатель: Ребята, а знаете, как к нам попал лягушонок? Он гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил его и понес, понес и принес к нам в детский сад.
Ветер, ветер ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду реешь на просторе
Что же такое ветер? (Это быстрое передвижение воздуха.)
Лягушонок говорит, что никого не видел и не понимает, кто его сюда принёс. Он не видел никакого воздуха.
Послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух. Что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Воспитатель: Молодцы! Ребята. Лягушонок спрашивает, а что такое воздух? Что-то о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет? Ничего не видно. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Ребята, а вы. Встречались с воздухом, видели его?
Никуда он не спрятался.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты (дети переходят за столы) .
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Кто ещё вместе с лягушонком сомневается, что воздух существует?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмём острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к лицам детей и к лягушонку) .
Видим, то есть чувствуем?
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Если придать давление воздуху. То ветер будет очень сильным.
Вспомним об осеннем ветре.
Физминутка. (Мы осенние листочки.)
А как ещё можно увидеть воздух?
Чтобы провести следующий опыт нам надо перебраться с лягушонком через болото по дорожке из кочек.
Идут по кочкам.
С кочки на кочку прыг да скок
На невидимый мосток.
Дружно весело идём
Всё что нужно нам найдём.
Опыт №2 (с пустой бутылкой) Как увидеть воздух?
Воспитатель: Ребята, перед нами стоит пустая прозрачная бутылочка. Как вы думаете, есть в ней воздух?
Лягушонок говорит, что в бутылочке ничего нет.
Воспитатель: Проверим? Нам понадобится емкость с водой и бутылочка. Пустую бутылочку опустим в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит?
Правильно, это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Ребята, лягушонок тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Он сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Но прежде нам нужно попасть в лабораторию.
Перейдём через мосток
Прямо по дорожке
И к открытиям придём,
Не замочим ножки.
Опыт № 3 «Воздух легче воды» (дети проходят в лабораторию)
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Лягушонок спрашивает, почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
Воспитатель: Как вы думаете, воздух имеет вес? Лягушонок говорит, что конечно, нет!
Воспитатель: Давайте проверим?
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес? »(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы) .
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».
Ребята, лягушонок говорит, что у него есть для вас сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри) .
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Игра «Мыльные пузыри».
Лягушонок говорит вам ребята спасибо.Теперь он самый умный лягушонок на свете!
Воспитатель: Давайте попрощаемся с ним.
15