НОД по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» в средней группе


Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
Средняя группа 
Задачи:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- развивать представления детей о свойствах воздуха; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
- воздушные шары (по количеству детей);
Ход занятия Дети заходят в зал В. Сегодня к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними , дружно сказав ЗДРАВСТВУЙТЕ.Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и оченьинтересная работа.
-  Да, кто-то здесь не просто  передвинул  здесь  мебель, он  организовал для нас экспериментальную  лабораторию детских наук, для  изучения чего-то  интересного,  вот только чего, нам предстоит это выяснить.-   Знаете, я кажется  догадалась, кто устроил  для нас этот сюрприз.Наверное, это профессор Знайка . Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием.(одеваю очки)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Он невидимый для нас!
Что это?
Дети - воздух
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
ПР : Ребятки, а можно ли увидеть воздух?ПР : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Дети: Он пуст.ПР: : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.Воспитатель: Смотри, ребята! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. ПР. Скажите а внутри нас есть воздух?А Давайте проведем эксперимент.Опыт№ 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.ПР: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
 
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)Опыт №4ПР: Ребята , как вы думаете , что находится внутри мыльных пузырей?В4 Наверное , же мыло!ПР. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Физкультминутка «Малыши»
Опыт 3. С салфеткой.
Послушайте ребята. Что это за звук?(звук ветра)
Превращение деток в воздух.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. А хотите еще устроить ветер?
Игра « Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом.
Физминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Итог занятия
Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Воздух есть внутри людей Без воздуха ничто живое не может жить;
Что воздух не пахнет и может передавать запахи
Что такое ветер? Ветер – это движение воздуха
Дети, сегодня когда придете домой, обязательно покажите родителям опыт с пакетом. Что бы они тоже знали, что воздух невидимый!
Ребята, а за то, что вы так хорошо проводили опыты, профессор Знайка передал вам подарки! Вот эти воздушные шарики!