Конспект открытого мероприятия с использованием современных образовательных технологий (экспериментирование)
Конспект открытого мероприятия с использованием современных образовательных технологий (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Воздух повсюду».
Цель: развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
• Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.
• Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
• Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
• Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
• способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
. развивать навык ориентировки в пространстве;
. формировать эстетическое восприятие явлений окружающего мира.
Методы и приемы: Беседа, рассказ от лица персонажа и воспитателя, игры-исследования «Поймай воздух ладонями», «Почувствуй воздух», «Ветер – ветерок», «Воздух и вода»
Материалы и оборудование: тазик с водой, воздушные шары, веера, стаканы прозрачные, стаканчики с водой и соломинка на каждого ребенка, клеенка, игрушка Винни-Пух.
Ход НОД:
Воспитатель создает игровую ситуацию: Ребята, к нам кто-то стучит, сейчас посмотрим. Выглядывает за дверь и вносит персонажа – Винни-Пуха, который держит в руке воздушный шарик.
В: (голосом Винни-Пуха) - Здравствуйте друзья. «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…». Сегодня я решил отправиться в гости к своему лучшему другу Пяточку, и подарить ему вот этот воздушный шарик, но вдруг налетел сильный ветер, закружил меня в воздухе и шарик принес меня к вам. Вы мне рады?
Ответы детей.(да, рады)
В: Мы очень рады встречи с тобой, Винни-Пух. Но ты, наверное, хитришь, просто услышал, как в нашей группе весело и зашел к нам, а Пятачок сидит тебя ждет, скучает.
(Голосом Винни-Пуха) : « Я же сказал, ветер сильно подул и я улетел за воздушным шариком
и попал сюда»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мог шарик улететь при сильном ветре?
Ответы детей.( да, шарик может улететь)
Воспитатель: Предлагаю вам проверить, давайте будем дуть на этот воздушный шарик,
сначала с одной стороны, а потом с другой. Начинают дуть на шарик дети, которые находятся
справа от Винни-Пуха. Какой сильный получается ветер. Что же происходит с шариком?
Ответы детей. (шарик отлетает в сторону)
Воспитатель: А теперь, начинают дуть на шарик дети, которые находятся слева от Винни-
Пуха. Что происходит с шариком?
Ответы детей. (шарик отлетает в другую сторону)
Воспитатель (голосом Винни-Пуха) «Ой, ребята, вы устроили ветер, я даже боюсь, что мой
шарик улетит от меня, подскажите, что мне нужно сделать, чтобы мой шарик от меня не улетел?»
Ответы детей (крепко держать, привязать)
Воспитатель: (голосом Винни-Пуха) «Ребята, а почему шарик называется воздушным? По-моему самый обычный шарик, ничего особенного.
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь сможет объяснить Винни-Пуху , почему шарик называют воздушным?
Ответы детей (его надувают воздухом)
Воспитатель: А я думаю пусть Винни-Пух сам увидит как шарик становится воздушным. Я возьму сдутый шарик, вдохну побольше воздуха, надую его и сразу завяжу шнурком. Внутри шарика остался воздух, вот он и стал воздушным. Предложить ребенку развязать шнурок и выпустить воздух, шарик снова стал обычным.
Вывод: шарик станет воздушным, если его надуть воздухом.
Воспитатель (голосом Винни-Пуха) «Я понял, воздух нужен, чтобы надувать шарики и все. Больше этот воздух никому не нужен, вот мед другое дело. А воздух что, да его никто даже не видел»
Ах, Винни-Пух, как ты не прав. Ребята давайте расскажем ему все, что мы знаем о воздухе.
Кому и зачем нужен воздух?
Ответы детей (воздухом мы дышим, воздух нужен всему живому и растениям, и зверям, и птицам, и рыбам)
Воспитатель: Ребята, а можно увидеть воздух, давайте посмотрим вверх, вниз, влево, вправо (Гимнастика для глаз)
Давайте попробуем поймать воздух (игра «Поймай воздух ладонями)
Ответы детей (воздух прозрачный, невидимый).
Воспитатель: давайте попробуем доказать, что воздух есть, но он невидим. Попробуем собрать воздух в этот полиэтиленовый пакет. Шарик мы надували воздухом, а в пакет просто соберем и тоже завяжем шнурком, чтобы его не выпустить. Смотрите, получилось. Пакет наполнился воздухом, вот он внутри, но мы его все равно не видим. Предложить ребенку развязать шнурок, выпустить воздух, пакет вновь стал пустым.
Ответы детей (воздух есть, но мы его не видим)
Воспитатель: (незаметно кладет перед Винни-Пухом разрезанный на дольки апельсин) Винни-Пух, чем это ты занят. (голосом Винни-Пуха): «Я решил немного подкрепиться, воздух, конечно, невидимый, но пахнет очень вкусно. Понюхайте, ах как вкусно пахнет воздухом.»Ребята, вы согласны с Винни-Пухом. Воздух имеет запах. Чем пахнет в группе сейчас.
Ответы детей (сейчас пахнет апельсином, у воздуха нет запаха)
Воспитатель: Винни-Пух, давай ты попозже съешь свой апельсин (убирает тарелочку с апельсином в контейнер) а сейчас ребята с тобой поиграть хотят.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно с воздухом поиграть.
Ответы детей (да, нет)
Воспитатель: Давайте попробуем обнаружить воздух рядом с собой, для этого возьмите веер и помашите им перед собой, на Винни-Пуха, друг перед другом. (игра «Почувствуй воздух») Что вы чувствуете.
Ответы детей (как будто ветерок подул, стало прохладнее)
Игра «Ветер-ветерок»
Поставим перед собой руки, развернем ладонями к лицу, на ладонь левой руки будем дуть потихоньку (это дует ветерок) на ладонь правой руки – сильно (это дует ветер).
Ответы детей (ветер бывает сильный и слабый )
Воспитатель: Ребята, как мы можем почувствовать ветер, находясь на улице?
Ответы детей (чувствуем, когда дует в лицо, видим, как раскачиваются деревья, движутся облака)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть с воздухом и водой. Возьмем стакан. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их) . Возьмем стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опустим в воду. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Ответы детей (в стакане есть воздух, мы знаем, что он невидим).
Воспитатель: Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.
(голосом Винни-Пуха « Ребята, а если мы опустим стакан в воду и немножко его наклоним.»Что увидели?
Ответы детей (в воде видны пузырьки)
Воспитатель: Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
(голосом Винни-Пуха) «Ребята я вспомнил один случай: однажды я был в гостях у Зайца и он угостил меня вкусным компотом и дал трубочку-соломинку. Я конечно, не только пил, но и пускал пузыри. Вот здорово было.» Что же ты хвастаешься Винни-Пух, ребята тоже так умеют. Вот сейчас я всем раздам стаканчики с трубочками и все увидят свои пузырьки
Дети проводят опыт.
Воспитатель: Ребята, что происходит, почему появляются пузырьки.
Ответы детей (воздух попадает в воду, а вода его вытесняет).
Воспитатель: Правильно, вода вытесняет воздух, поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель (голосом Винни-Пуха) «Хорошо мне с вами, ребята, только друг мой Пятачок без меня скучает, пойду к нему расскажу все, что сегодня здесь узнал.» Винни-Пух, а все ли ты запомнил? мы сейчас проверим. Отгадаешь нашу загадку, будешь молодец. Слушай внимательно:
- Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.
Он невидимый, но все же, без него мы жить не можем.
Окружает нас всегда. Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадай-ка, что же это.
Воспитатель (голосом Винни-Пуха) «Что-то у меня не получается, ведь в голове у меня опилки и думать мне трудно. Ребята помогите мне разгадать эту загадку.
Ответы детей (это воздух) благодарят и провожают Винни-Пуха, передают привет Пятачку, переходят к другим видам деятельности.