Рабочие программы,Тренировки и кружки
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Коктюльская средняя общеобразовательная школа»
627046, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Коктюль, ул. Школьная,13, тел.96-197
РАССМОТРЕНА
на заседании
________________________________
Протокол №_____
От «__» ____________20___года ПРИНЯТАна педагогическом совете
Протокол №_____
От «__» ____________20___года УТВЕРЖДЕНА
Приказом от «___»
_________20___года
№___
Рабочая программа
(1 – 4 классы)
Направление
Спортивно – оздоровительное
«Мы – за здоровый образ жизни»
Составил: учитель физической культуры
Медведев А.С.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических пособий:
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986г.
Лихачева В.С. Игра в процессе физического воспитания. Воронеж: ВГПУ, 2005г.
Ковалева У.А. игры на свежем воздухе для детей и взрослых. М.: OOO ДОМ. XXI век, 2007г.
Любимые детские игры, составитель Г.Н. Гришина, серия «Вместе с детьми», М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999г.
Предметом обучения подвижным играм в начальной школе является двигательная деятельность человека с обще-развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа адресована детям младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир», дополняет его, помогает в решении задач здоровье сбережения.
Для 1-4 класса разработан учебно - методический план на 33 часа в год из расчета 1 час в неделю. В каникулярное время проводятся спортивные праздников («Весёлые старты», «Снежная спартакиада» и т.д.), экскурсий в осенний, весенний лес («Прогулка за здоровьем»)
Цель: Повысить интерес к детским подвижным играм как одной из форм двигательной активности ребенка.
Задачи: 1) укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию; 2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; 3)воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций; 4) развитие сообразительности, речи, воображение, коммуникативных умений, внимания, ловкости, быстроты реакции.
В соответствии с социально – экономическими потребностями дальнейшего развития современного общества и исходя из сущности общего среднего образования, целью воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами, слагаемыми которой, являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять оздоровительную деятельность.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Огромную потребность движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действие соперника и партнера. Развивая привычку волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, в не игровой деятельности, приводя к развитию способности элементарной самоорганизации, самоконтролю. Игра является эффективным средством формирование личности школьника, его морально – волевых качеств. В ней реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра – это жизнь, особенно если мы говорим о детских играх, призванных развлечь, сплотить, развить, развеселить, научить, показать – лишь бы было интересно, динамично и задорно.Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций,
Результаты изучения учебного предмета
Универсальными компонентами учащихся на этапе начального общего образования по физической культуры являются:Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
Умения активно включатся в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
Активно включатся в общение в взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных не стандартных ситуациях и условиях;
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении направленных целей;
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
Находить ошибки при выполнении учебных заданий отбирать способы их исправления
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;
Представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития, физической подготовки человека;
Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину, массу тела), развития основных физических качеств;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Основное содержание
(1-4 класс 33 часа)
Народные игры (6 ч)
«У медведя во бору», «Филин и пташка», « Горелки» «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница».
Игры на развитие психических процессов (6 ч)
«Вложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Ладонь – кулак»,«Ищи безостановочно», «Заметь все», «Запомни порядок». «Повтори за мной», «Запомни движение», «Художник» «Волшебное яйцо», «Узнай кто я», «Возьми и передай». «Ну – ка, отгадай», «Определим игрушку»
Подвижные игры(14 ч)
«Класс, смирно», «За флажками», «Море волнуется - раз», «Охотники и утки», «Волк во рву», «Попрыгунчики воробушки», «Два Деде Мороза», «Метко в цель», «Белки, волки, лисы», «Совушка»«Удочка», «Прыгай через ров», «Салки с мячом», «Перемена мест».
Эстафеты (7 ч)
Переправа с досками, Спортивный праздник, Собери урожай, На погрузке арбузов, Принеси мяч, Успей перебежать, Туннель.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание занятий
Народные игры (6 ч)
1 Русская народная игра «У медведя во бору» Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра
2 Русская народная игра «Филин и пташка» Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
3 Русская народная игра « Горелки» Правила игры. Проведение игры
4 Русская народная игра «Кот и мышь» Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры
5 Русская народная игра «Блуждающий мяч» Правила игры. Проведение игры
6 Русская народная игра «Зарница» Правила игры. Проведение игры Эстафета
Игры на развитие психических процессов (6 ч)
7 Игры на развитие восприятия Знакомство с правилами и проведение игр «Вложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра»
8 Упражнения и игры на внимание Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь все», «Запомни порядок».
9 Игры на развитие памяти Игры «Повтори за мной», «Запомни движение», «Художник»
10 Игры на развитие воображения Игры «Волшебное яйцо», «Узнай кто я», «Возьми и передай».
11 Игры на развитие мышления и речи Игры «Ну – ка, отгадай», «Определим игрушку»
12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка Игры «Баба Яга», «Три характера»
Подвижные игры(14 ч)
13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками» Правила игры. Строевые упражнения, перестроения
14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз» Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
15 Игра с мячом «Охотники и утки» Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроение из колонны по одному в колонну по два.
16 Веселые старты с мячом Гимнастические упражнения. Эстафеты.
17 Игра «Волк во рву» Игры с мячом: ловля, бросок. Передача.
18 Веселые старты со скакалкой Комплекс ОРУ со скакалкой
19 Игра с прыжками «Попрыгунчики воробушки» Правила игры. Проведение игры.
20 Игры на свежем воздухе «Два Деде Мороза», «Метко в цель» Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.
21 Игра «Белки, волки, лисы» Правила игры. Проведение игры.
22 Игра «Совушка» Правила игры. Проведение игры.
23 Игра «Удочка» Игры со скакалкой и мячом
24 Игра «Перемена мест» Построение. Строевые упражнения на перемещение.
25 Игра «Салки с мячом» Правила игры. Проведение игры.
26 Игра «Прыгай через ров» Совершенствование координации движений
Эстафеты (7 ч)
27 Переправа с досками Игровые правила. Развитие координационных движений. Проведение эстафеты
28 Туннель Игровые правила. Развитие быстроты, ловкости, точности движений. Проведение эстафеты.
29 Собери урожай Развитие быстроты реакции, координации и скорости движений, умения ориентироваться в пространстве. Проведение эстафеты.
30 На погрузке арбузов Разучивание новой эстафеты. Развитие координации движений. Проведение игры.
31 Принеси мяч Знакомство с содержанием эстафеты. Правила. Отработка эстафеты. Развитие скоростных качеств, координации движений.
32 Успей перебежать Правила эстафеты. Развитие координации и быстроты движений.
33 Спортивный праздник Игры, эстафеты, веселые минутки.
Список литературы:
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986г.
Лихачева В.С. Игра в процессе физического воспитания. Воронеж: ВГПУ, 2005г.
Ковалева У.А. игры на свежем воздухе для детей и взрослых. М.: OOO ДОМ. XXI век, 2007г.
Любимые детские игры, составитель Г.Н. Гришина, серия «Вместе с детьми», М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999г.