Программа групповой работыОптимизация межличностного взаимодействия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого – педагогической
медико - социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНАСАНКТ – ПЕТЕРБУРГА»
Рекомендовано к использованию:
Педагогический совет ЦПМСС
Протокол от ________2014 г. № ___
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦПМСС
___________ Т. Г. Селиванова
«____» _____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оптимизация межличностного взаимодействия
у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена
Составители:
для детей 4- 5; 6-8 лет
Кузьмина Т.Д.
Объем курса: 7-12 часов
педагог-психолог ЦПМСС
Форма обучения: групповая
Фрунзенского района СПб
Срок реализации программы:
2 месяца
Санкт – Петербург
2014 г.
Составитель программы:
Кузьмина Тамара Дмитриевна, педагог-психолог
высшей квалификационной категории ЦПМСС Фрунзенского района
Рецензенты:
Содержание
1
Пояснительная записка.....
4
2.
Адресат программы...
5
3.
Цели и задачи программы....
5
4.
Ожидаемые результаты ...
5
5.
Формы и методы работы..
6
6.
Режим занятий...
6
7.
Формы и методы контроля освоения программы
7
8.
Учебно – тематический план...
7
9.
Содержание занятий....
8
10.
Методическое и материально-техническое обеспечение курса...
9
11.
Глоссарий.
11
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об образовательном учреждении, СанПиН 2.4.1.3049 - 13 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ учителя по итогам решений, принятых Координационным Советом по ФГОС ОО Комитета по образованию Санкт-Петербурга 2013 г., Уставом ЦПМСС Фрунзенского района, целями и задачами образовательной программы учреждения.
1. Пояснительная записка
Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам умственного и физического развития, различным заболеваниям. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные, способности и качества.
Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них средство коммуникации.
Необходимость составления данной программы продиктована тем, что в течение всего учебного года в центр обращаются родители детей, испытывающих трудности адаптации в детском коллективе. Часто эти дети занимают позицию отвергаемого члена детсадовской группы. Обычная практика формирования коммуникативных групп (1-2 в год) не позволяет оперативно реагировать на запрос родителей. Данная программа решает эту проблему.
Во время занятий предусмотрено применение организационно - педагогических здоровьесберегающих технологий, способствующих предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (физкультминутки, динамические паузы).
Курс «Оптимизация межличностного взаимодействия у детей дошкольного и младшего школьного возраста» может быть дополнен программами «Великий непоседа», «Давайте жить дружно», «Эффективное взаимодействие детей и родителей», «Саморегуляция школьников с использованием БОС».
2. Адресат программы
Программа ориентирована на детей 4, 5 - 8 лет, испытывающих трудности в общении, и с успехом может использоваться в семейном консультировании.
3. Цели и задачи программы
Цель:
Гармонизация межличностных отношений.
Задачи:
1. Диагностика особенностей межличностного взаимодействия.
2. Выделение нежелательных паттернов поведения.
3. Расширение поведенческого репертуара ребенка в проблемных ситуациях.
4. Формирование конструктивных способов межличностного взаимодействия.
4. Ожидаемые результаты
Гармонизация состояния участников группы.
Расширение поведенческого репертуара участников группы.
Увеличение способности к интеграции в любой коллектив сверстников у участников группы.
5. Формы и методы работы
Занятия по данной программе проводятся в группе. Группа является открытой и постоянно действующей, т. е. в любой момент в нее может войти новый участник или, завершив работу, покинуть группу старый.
Вся игровая деятельность протекает в песочнице и, в силу ограниченности игрового пространства стандартными размерами песочницы, как правило, ведет к интенсивному взаимодействию участников группы. Это позволяет достаточно быстро выявить и скорректировать неконструктивные поведенческие паттерны.
Специалист наблюдает за взаимодействием и, при возникновении конфликта, активно включается в процесс, помогая участнику понять, какие его действия привели к конфликту, что чувствуют другие по этому поводу, показывая возможные способы поведения в проблемной ситуации.
По окончании занятия предполагается индивидуальное или групповое консультирование родителей.
6. Режим занятий
Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю. Количество детей в группе от 2 - х до 4 - х человек. Максимальная продолжительность занятия – 30 - 35 мин.
Технологии обучения:
свободная игровая деятельность
направленная игровая деятельность
групповая дискуссия
моделирование проблемных ситуаций
демонстрационные, обучающие сессии
7. Формы и методы контроля освоения программы
Для заключения о результативности работы используется сравнительный анализ результатов диагностики на входе и выходе по методикам:
Тест Люшера;
ЦТО;
Графопроективные методики.
А также:
Наблюдения специалиста;
Самоотчеты детей;
Отзывы родителей.
Диагностика проводится в доступном для каждого возраста объеме. Например, для детей 4,5 лет это, скорее всего, только отзывы родителей и результаты наблюдения специалиста.
8. Учебно-тематический план*
№
п./п.
п/п
Темы занятий
Количество
занятий
Время одного занятия
(часов, минут)
Форма контроля
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего
Знакомство. Принятие правил работы группы
1
-
1
1
Беседа,
наблюдение, диагностические задания
Диагностика особенностей межличностного взаимодействия
1-2
-
1-2
1-2
3.
Осознание деструктивных паттернов межличностного взаимодействия. Расширение поведенческого репертуара в проблемных ситуациях.
1-3
-
1-3
1-3
4.
Закрепление желательных способов поведения в проблемных ситуациях
3-5
-
3-5
3-5
5.
Итоговая диагностика. Завершение работы
1
-
1
1
Беседа,
наблюдение, диагностические задания
ИТОГО:
7-12
-
7-12
7-12
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-ти до 5-ми лет - не более 20 минут, от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, 6-ти – 7 –ми лет не более 30 минут.(СанПиН 2.4.1.3049-13, п.11.10);
*) предварительное консультирование детей и родителей и проведение первичного психодиагностического обследования в учебно-тематическом плане не учитывается.
1 час групповой работы включает:
- 10 минут – подготовка кабинета к занятию
- 5 минут - приветствие, орг. момент
- 10 минут – практическая часть
- 5 минут – динамическая пауза
- 10 минут – практическая часть занятия
- 5 минут – оформление документации специалистом
9. Содержание программы
Тема 1. Знакомство. Принятие правил работы группы.
Знакомство, чаще всего, ограничивается простым представлением по имени, как это обычно происходит на городских детских площадках.
Первые конфликты возникают из-за раздела территории и игрушек. Поэтому на первом занятии вводится два правила:
1) территория делится пропорционально участникам группы, и вторгаться на «чужую» территорию без разрешения ее «владельца» нельзя;
2) «хозяином» той или иной игрушки является ребенок, взявший ее первым, вырывать ее силой нельзя.
Здесь же показывается несколько возможных способов передела территории или игрушек (попросить, предложить что-то взамен, объединиться, и т.д.)
Тема 2. Диагностика особенностей межличностного взаимодействия.
На этих занятиях работа протекает преимущественно в форме свободной игровой деятельности. Вмешательство психолога сведено к минимуму, его задача - наблюдение и выделение особенностей межличностного взаимодействия участников группы.
Тема 3. Осознание деструктивных паттернов межличностного взаимодействия. Расширение поведенческого репертуара в проблемных ситуациях.
В рамках этой темы, по мере возникновения проблемных ситуаций (их, при необходимости, психолог может и моделировать), до сознания носителя неконструктивных поведенческих паттернов, в доступной форме, доводится понимание нежелательности его коммуникативных приемов, и даются образцы более конструктивного поведения.
Тема 4. Закрепление желательных способов поведения в проблемных ситуациях.
На этих занятиях происходит «автоматизация» (насколько это возможно в отношении поведения) желательных способов поведения в проблемных ситуациях.
Тема 5. Итоговая диагностика. Завершение работы.
Диагностика проводится по тем же тестам, что и на входе. От присутствующего родителя берется отзыв об удовлетворенности работой психолога.
Далее участники группы говорят добрые слова уходящему товарищу, психолог вручает медаль или сертификат о прохождении программы. Здесь возможны варианты в зависимости от фантазии и возможностей психолога.
10. Методическое и материально – техническое обеспечение программы
ЦМПСС располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмотренных программой.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оборудованном стандартной песочницей, с минимальным набором мелких игрушек.
Литература
Основная
Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенкомКак? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, 2014. – 314 с.
Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (23.12.2014)
Копытин А. И. Арт - терапия для детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М.: Когито – центр, 2010.- 197 с.
Крамер, Э. Арт – терапия с детьми [Текст] / Э. Крамер. – М.: Генезис, 2013. - 320 с.
Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников [Текст] / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гаранова. – М.: Сфера, 2014. – 64 с.
Эль, Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. [Текст] / Г.Эль. – СПб.: Речь, 2010. – 208 с.
Дополнительная
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева. – СПб: Речь, 2008. – 288 с.
Копытин, А. И. Руководство по групповой арт-терапии [Текст] / СПб: Речь, 2003. – 320 с.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей и учащихся старших классов средней школы: В 3 кн.: Кн. 1: Методическое пособие для педагогов-психологов/ под ред. док. психол. наук Ю. М. Забродина, канд. пед. наук М. В. Поповой. – Издательство Новосибирского университета: 2001 – 173 с.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (23.12.2014)
Лендрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г. Л. Лендрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 368 с.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (24.12.2014)
Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М, 2000. – 154 с.; Тоже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (24.12.2014)
Лютова, Е.К. Коммуникативный тренинг [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (24.12.2014)
Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная терапия [Текст] / Л. Штейнхардт. –СПб: Питер, 2001. – 154 с.
Литература для детей и родителей
Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] / А. А. Воронова. Феникс, 2013. – 253c.
Столбова, А. Сказки от капризов [Текст] / А.Столбова. – СПб., Речь, 2014. – 80 с.
Интернет - ресурсы
Открытая реальность http: //openreality.ru /school /psychology /humanist /art-therapy /sand/ (24.12.2-14)
Я – родитель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (24.12.2014)
11. Глоссарий
Адаптация - ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Арт – терапия (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] art, искусство) это вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанный на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента
Межличностное взаимодействие личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установки.
Песочная терапия один из методов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], возникший в рамках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Проективные методики (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Тест Люшера (Цветовой тест Люшера) психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Цветовой тест отношений (ЦТО) - является клиническим диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Рисунок 1Заголовок 115